Interested Article - Пилястра
- 2020-12-01
- 1
Пиля́стра (также пиля́стр , итал. pilastro от лат. pilae — « колонна », «столб») — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения, обычно имеющий (в отличие от лопатки или лизены) базу и капитель ; тем самым пилястра схожа с колонной , но отличается от круглой колонны или полуколонны прямоугольным сечением. Подобно колонне пилястра с капителью и базой связана с антаблементом и в этом качестве является частью архитектурного ордера . В подобных случаях пилястры, подобно колоннам, отражают пропорциональные и стилевые особенности различных архитектурных ордеров, имеют каннелюры и сложнопрофилированные базы.
Пилястра не является конструктивным элементом, её функция метафорична и декоративна : она лишь изображает опору на поверхности стены. Опорные, конструктивные элементы квадратного или прямоугольного сечения называются пилоном или контрфорсом . Рудольф Виттковер , имея в виду интерпретацию роли пилястр в трактате Леона Баттисты Альберти «Десять книг о зодчестве» (1452), писал: «Пилястра — это логическое преобразование колонны в украшение. Её можно считать сплюснутой колонной, которая потеряла свою трёхмерность и тактильную ценность» .
В эпоху Возрождения миниатюрные декоративные пилястры использовали в оформлении мебели: по углам шкафов, секретеров или бюро . В архитектуре маньеризма и барокко пилястры часто комбинировали с колоннами или полуколоннами, а также удваивали: в этом случае архитекторы применяли так называемые раскреповки. Примечательны пилястры в большом ордере, где они визуально объединяют несколько этажей здания .
В период «петровского барокко» в Санкт-Петербурге первой четверти XVIII века использовали кирпичную кладку «с напуском», имитируя таким образом классицистические и барочные пилястры невысоким рельефом, подчёркивая ордерность двуцветной окраской. Такой приём стал столь характерным, что историк архитектуры А. И. Некрасов назвал этот период в развитии русской архитектуры «пилястровым» .
Галерея
-
Два фрагмента французских пилястр из дуба, в Смитсоновском музее дизайна Купера Хьюитта (Нью-Йорк)
-
Иллюстрации ионических пилястр с гирляндами на столицах из Германии, в Смитсоновском музее дизайна Купера Хьюитта
-
Иллюстрации коринфских пилястр из Германии, в Смитсоновском музее дизайна Купера Хьюитта
-
Ионическая пилястра в Страсбурге (Франция)
-
Пара пилястр в Лионе (Франция)
-
Пилястры здания на (Париж)
-
Пилястра с головой льва в Париже
-
Пара дорических пилястр в Энкхёйзене ( Нидерланды )
Примечания
- Виттковер, Рудольф. Alberti's Approach to Antiquity in Architecture (неопр.) // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — London: Warburg Institute, 1940. — Т. 4 . — С. 3 . — .
- Информация из от 16 сентября 2011 на Wayback Machine
-
[in английский]
,
(PDF)
,
Thresholds
, 28 (Winter 2005): 34—41
{{ citation }}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка ) от 26 октября 2012 на Wayback Machine - Власов В. Г. . Комбинаторный метод архитектуры «петровского барокко» первой четверти XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 35
- 2020-12-01
- 1