Interested Article - Монгкут

Монгкут , он же Рама IV правящий титул Пхра Чом Клао Чао Ю Хуа ( тайск. พระบาทสมเด็จพระปรเมนทรมหามงกุฎ พระจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว ) ( 18 октября 1804 15 октября 1868 ) — четвёртый король Раттанакосина с 1851 по 1868 . Из династии Чакри .

За пределами Таиланда он наиболее известен в качестве короля в мюзикле 1951 года и фильме 1956 года « Король и я », основанном на ленте 1946 года «Анна и король Сиама», которая в свою очередь основывалась на романе о пребывании Анны Леонуэнс при его дворе с 1862 по 1867 год .

Во время его правления Таиланд впервые почувствовал давление западного колониализма . Монгкут принял западные инновации и стал инициатором модернизации своей страны , как в области технологий, так и в культуре, за что получил прозвище «Отец науки и техники» в Таиланде .

В Таиланде Рама IV Монгкут почитается как великий король, заложивший основы внешней и внутренней политики, благодаря которой Сиам смог сохранить государственный суверенитет и предотвратить превращение страны в колонию европейских держав. Монгкуту удалось сформировать новую внешнюю политику и начать проведение широких внутренних реформ. Это явилось не главной, но одной из важнейших причин того, что Сиам не стал колонией западных стран .

Также Монгкут был известен тем, что назначил своего брата, принца , вторым королём, коронованным в 1851 году под именем .

Биография

Ранние годы

Монгкут (มงกุฎ, буквальное значение: Корона ) был вторым сыном принца Итсарасунтхона (будущий король Рама II), который был сыном первого короля Сиама Буддха Йодфа Чулалоке (Рама I) и принцессы Шри Суриендры. Первый сын умер вскоре после рождения в 1801 году .

Монгкут родился в Старом дворце (Тонбури) в 1804 году . В 1808 году за ним последовал принц Чутамани (เจ้าฟ้า จุฑามณี). В 1809 году принц Итсарасунтхон был коронован как Пхра Буддха Лоетла Нафалай (позже названный королём Рамой II). Королевская семья переехала в Большой дворец. С тех пор, пока братья (เจ้าฟ้า chaofa) не стали королями, их называли Чао Фа Яй (เจ้าฟ้า ใหญ่) и Чао Фа Ной (เจ้าฟ้า น้อย) .

После смерти отца в 1824 году был вынужден удалиться в буддийский монастырь, так как его отец не объявил официального преемника, а большинство царедворцев поддержало его старшего брата Чессадабодиндру ( Рама III или Рама III Нангклао ), который, став королём, принял имя Пра Нангклао.

Во время пребывания в монастыре принц Монгкут изучал европейские и восточные языки, занимался изучением древнеиндийских буддийских текстов. Наблюдая за жизнью в монастыре, пришёл к выводу, что сиамское духовенство утратило ортодоксальную чистоту, и основал новое течение в буддизме Тхеравады — (существует по сей день), правила в котором ближе к ортодоксальному буддизму, нежели обычные практики.

Монашеская жизнь и секта Тхаммают

В 1824 году Монгкут стал буддийским монахом (имя в рукоположении Ваджираян ; Пали Ваджрая́нано ), следуя сиамской традиции, согласно которой мужчины в возрасте 20 лет должны на время становиться монахами. В том же году умер его отец — король Рама II. По традиции, следующим королём должен был быть коронован Монгкут, но дворянство вместо него выбрало старшего, более влиятельного и опытного принца Чессадабодиндру (Нангклао, он же будущий король Рама III), сына королевской наложницы, а не королевы. С целью избежать политических интриг, Монгкут сохранил свой монашеский статус.

Ваджираян стал одним из членов королевской семьи, посвятившим свою жизнь религии. Он путешествовал по стране как монах и видел, как сиамские монахи, которых он встретил, ослабляли правила палийского канона , что считал неподходящим. В 1829 году в Пхетбури он встретил монаха по имени Буддхавангсо, который строго следовал монашеским правилам дисциплины, виная . Ваджираян восхищался Буддхавангсо за его послушание Виная и был вдохновлён на проведение религиозных реформ.

В 1833 году он начал движение за реформы, укрепляющее закон Винаи, которое превратилось в , или секту Тхаммают. Сильной темой движения Монгкута было то, что «…истинный буддизм должен был воздерживаться от мирских дел и ограничиваться духовными и нравственными делами» . Монгкут в конечном итоге пришёл к власти в 1851 году, как и его коллеги, у которых была такая же прогрессивная миссия. С этого момента Сиам быстрее перешёл на модернизацию . Ваджираян инициировал два крупных революционных изменения. Во-первых, он боролся за то, чтобы люди приняли современную географию, среди других наук, считающихся «западными». Во-вторых, он стремился реформировать буддизм, и в результате была создана новая секта в сиамском буддизме тхеравады. Обе революции поставили под сомнение чистоту и обоснованность буддийского порядка в том виде, в каком он практиковался в Сиаме в то время .

В 1836 году Ваджираян прибыл в Ват Бовоннивет Вихара, который сейчас является центральным районом Бангкока, но в то время был городом, и стал первым настоятелем. В это время он получил западное образование, изучая латынь , английский язык и астрономию с миссионерами и моряками. Поблизости жил викарий архиепархии Римско-Католической церкви Бангкока ; они стали близкими друзьями, и Ваджираян пригласил Паллегуа проповедовать христианские проповеди в вате. Ваджираян восхищался христианской моралью и достижениями, представленными викарием, но ничего не мог понять из христианской доктрины. Именно тогда он сделал комментарий, который позже приписали ему как царю: « То, что вы учите людей делать, достойно восхищения, но то, чему вы учите их верить, глупо » .

Позже король Монгкут станет известен своим превосходным владением английским языком, хотя говорят, что его младший брат, вице-король Пинклао, мог говорить на нём даже лучше . Первый сын и наследник Монгкута, Чулалонгкорн, предоставил секте Тхаммают королевское признание в 1902 году на основании Закона о церковной политике; он стал одной из двух основных буддийских конфессий в современном Таиланде .

Чулалонгкорн также убедил своего брата, принца Ваджирананаварораса вступить в монашеский орден; в 1910 году он стал 10-м (до 1921 года ) .

Восшествие на престол

После смерти брата в 1851 году принц Монгкут оставляет монастырь и становится новым королём Рамой IV. Во время его правления Сиам проводит политику сближения с европейскими государствами, избегая, тем не менее, колонизации Великобританией или Францией , что стоило королю уступок в торговле и территории.

В 1855 г. Рама IV был вынужден заключить договор с Великобританией, по которому Сиам шёл на значительные уступки, включая право экстерриториальности для британских подданных. В последующие годы, дабы не допустить усиления Великобритании в Сиаме, Рама IV заключает ряд подобных договоров с другими европейскими государствами: в 1856 году с Францией, в 1859 году с Португалией , в 1860 году с Нидерландами , в 1862 году с Пруссией , а в 1868 году и с Бельгией , Италией , Швецией и Норвегией . Таким образом, Монгкуту удалось не поступиться политическим суверенитетом Сиама, ведя тонкую дипломатическую игру на разнице интересов европейских стран в этом регионе. Однако он не смог противостоять нарастающему давлению Франции, и в 1867 году почти вся территория Камбоджи переходит под её протекторат.

В 1868 году, во время экспедиции для наблюдения солнечного затмения , Монгкут заболел малярией и по возвращении в Бангкок скончался.

Некоторые факты из истории и традиций Таиланда , в том числе и биография Рамы IV, стали известны широкой европейской аудитории благодаря роману о жизни Анны Леонуэнс — англичанки, в течение пяти лет преподававшей в открытой Монгкутом дворцовой школе для королевских детей. Книга « Анна и король Сиама », написанная о ней американской писательницей Маргарет Лэндон , легла в основу мюзикла « Король и я », а также нескольких художественных фильмов (в том числе « Король и я » — 1956 (экранизация мюзикла), и « Анна и король » — 1999). Впоследствии многие факты в этой книге были признаны вымыслом, а фильм «Анна и король» до сих пор запрещён к демонстрации в Таиланде, как «порочащий образ короля Монгкута», почитаемого всеми тайцами.

Примечания

  1. The Washington Post (28 June 1960): ‘King’s Ears Won’t Hear Songs From “King and I”’, pg. C1.
  2. The Washington Post (30 August 1951): ‘Siam King Found Shy And Welfare-Minded’, By Marguerite Higgins, pg. B11.
  3. The Washington Post (21 November 1972): ‘Court And “The King”’, By Lawrence Meyer, pg. B2.
  4. Landon v. Twentieth Century-Fox Film Corp., 384 F. Supp. 450 (S.D.N.Y. 1974), in Donald E. Biederman, Edward P. Pierson, Martin E. Silfen, Janna Glasser, ‘Law and Business of the Entertainment Industries’, 5th edition (Westport, Connecticut: Greenwood, 2006), pp. 349—356.
  5. The Guardian (29 December, 1999): ‘ от 12 ноября 2020 на Wayback Machine ’, By John Aglionby, South-east Asia correspondent.
  6. ‘Thailand bans “Anna and the King”’, Asian Economic News (3 January 2000). Accessed 29 August 2008.
  7. Profiles in Ethnology. Elman Rogers Service, Harper & Row, (1978), p. 376.
  8. Abbot Low Moffat. « », (2019).
  9. Larry Welch. « », (2012), p. 43.
  10. Орно Е. С. « от 6 июня 2020 на Wayback Machine », Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, (1), (2014), стр. 44-54.
  11. HRH Prince Chula Chakrabongse (grandson of Chulalongkorn, King of Siam). « от 8 июня 2008 на Wayback Machine », DD Books, (1982), p. 337.
  12. Bradley, William Lee (1969). «The Accession of King Mongkut (Notes)». Journal of the Siam Society . Siam Heritage Trust. JSS Vol. 57.1f. Retrieved August 11, 2013. «…alluding … to the two Chau Fa’s».
  13. , p. 39.
  14. , p. 40.
  15. Bruce, Robert (1969). « » (PDF). Journal of the Royal Asiatic Society Hong Kong Branch . The University of Hong Kong Libraries Vol. 9. Retrieved 2011-06-27.
  16. William A. Stricklin. « », (2020), p. 232.
  17. Bardwell L. Smith. « Religion and Legitimation of Power in Thailand, Laos, and Burma », ANIMA Books, (1978), p. 119.
  18. Donald K. Swearer. « », (1995), p. 131.
  1. Полный титул Пхра Бат Сомдет Пхра Пораментрамаха Монгкут Пхра Чом Клао Чао Ю Хуа

Литература

Источник —

Same as Монгкут