Тральщики проекта 1265
- 1 year ago
- 0
- 0
Базовые тральщики проекта 1265 «Яхонт», по классификации НАТО — Sonya class minesweeper — советские базовые тральщики , строившиеся активно в 1970-е годы, состоящие на вооружении некоторых постсоветских и иных стран.
Тральщики проекта 1252 со стеклопластиковыми корпусами, которые должны были строиться после серии проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 1960-х оборудования, вследствие чего серийное производство было бесполезным. В результате этого в 1968 году ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1227) тактико-техническое задание на разработку нового проекта базового тральщика под номером 1265. Предполагались варианты 1265П (стеклопластиковый корпус) и 1265Д (деревянный корпус). Изначально разработкой занимались главный конструктор Д. И. Рудаков и главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И. М. Шелевахо, но затем их сменили соответственно конструктор В. И. Немудров и полковник А. Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса.
В итоге к строительству утвердили проект с деревянным корпусом, поскольку стеклопластик не был освоен промышленностью достаточно хорошо: на заводах не хватало цехов, химическая промышленность не готова была поставлять компоненты, используемая для стеклопластика смола была недостаточно гигиенична и слишком токсична, к тому же на кораблях со стеклопластиковыми корпусами были выявлены существенные недостатки. Таким образом, у деревянного корпуса были некоторые преимущества. Для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности всё-таки был задействован стеклопластик (из него сделали защитное покрытие). План военного судостроения на 1971—1980 годы был утверждён в 1969 году, и согласно этому плану началось строительство кораблей.
Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. В 1970-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ задание на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корпусами). Однако в обоих случаях разработка проекта, которой руководил главный конструктор В. И. Немудров, останавливалась, поскольку база стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения не была готова. Строительство проекта всё же началось в 1980 году согласно десятилетнему Плану военного судостроения на 1981—1990 годы.
Полное водоизмещение корабля составило 460 т, а длина — 49 метров. По сравнению с тральщиками проекта 266 водоизмещение снизилось на 100 т, а длина на 3,1 м (проект 257ДМ предполагал гораздо меньшие размеры исходного корабля). Тем не менее, по классификации корабль относился к судам 4 ранга (в начале 1990-х, однако, его переквалифицировали в корабли 3 ранга). По своему архитектурному типу корабль напоминал проект 257ДМ: имел такой же удлинённый полубак, упрощённые обводы и такое же отношение длины к ширине, но внешний вид корабля с изменением линий надстройки, и установкой фальштрубы для газохода котлоагрегата стал гораздо привлекательнее. Для корпуса использовалась сосновая древесина.
На корабле были созданы исключительные условия обитаемости для экипажа, которые были не сравнимы с любыми другими тральщиками. В составе вспомогательных механизмов были установлены две холодильные машины МХМ-15С и применена система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей (на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата).
На корабле удалось достичь дальнейшего снижения уровней магнитного, электрического и электромагнитного полей. Как и у проектов 266 , 266М и , для защиты от магнитных мин корпус изготавливался из маломагнитной стали Ю3 и лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ), а также устанавливалось усовершенствованное размагничивающее устройство. Для снижения акустического поля корабля проводилась звукоизоляция с помощью амортизаторов, ставились звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам, а также винты в те насадки, к которым подводился воздух.
На корабле предусматривались новые виды противоминного вооружения, которые позволяли бороться с минами прямо по курсу корабля. Техническое средство, обеспечивавшее поиск, обнаружение и уничтожение мин, получило название комплексного искателя-уничтожителя донных мин (КИУ). Туда ставились четыре разнообразных варианта использования противоминного вооружения: контактный трал ГКТ2, сетевой трал ТС-1, неконтактные электромагнитный трал ПЭМТ-4 (или соленоидный СТ-2) и акустический трал АТ-5, а также шнуровые заряды. Корабль оснащался гидроакустическими станциями поиска якорных (МГ-69 «Лань») и донных мин (МГ-79 «Мезень»). Позднее ставились новые типы КИУ и более эффективные гидроакустические станции поиска якорных и донных мин — такие, как МГ-89.
Основные орудия по сравнению с проектом 257ДМ были также усилены: 30 мм автомат АК-230М в маломагнитном исполнении, управлявшийся от ПУС «Колонка», был усилен дополнительным 25 мм спаренным автоматом 2М-3М. Помимо этого, предполагалась установка ПЗРК «Стрела-3» и тройной 30мм АУ АК-306. На корабле дополнительно размещались комплекты имеющегося в то время штурманского, радиолокационного вооружения и средств связи. Строительство серии продолжалось на протяжении практически 22 лет, поэтому в это период вносились изменения в проект и устанавливались новые образцы штурманского, радиолокационного, радиотехнического и другого вооружения с целью повышения боевой эффективности корабля.
Тральные и палубные механизмы имели гидравлические приводы ещё от старых тральщиков, однако вместе с тем устанавливались более мощные по тяговому усилию и грузоподъёмности механизмы — например, лебёдка ЛВГ-5, складывающаяся кран-балка КБГ-5, якорно-швартовный шпиль ШЭГ ( вьюшка из состава тральных механизмов была исключена). Система гидравлики была также усовершенствована: три новых насоса типа IIД10 обеспечивали эффективную работу тральных и палубных механизмов. Эти насосы приводились во вращение от валов отбора мощности двух дизельгенераторов ДГ-100 7Д6, расположенных в дизельгенераторном отделении, и особого дизельгенератора К266, расположенного в машинном отделении. Новая рулевая машина РГС-1 с системой управления «Альбатрос 21-11» предусматривала простой, следящий и автоматический режим управления (два пера руля), также была переведена на гидравлический привод.
Главная энергетическая установка по своему составу и расположению также отличалась незначительно, однако автоматизация работы электроэнергетической системы корабля, вспомогательных механизмов и систем была повышены. ГЭУ классифицировалась как двухвальная с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главными двигатели являлись дизель-редукторные агрегаты ДРА-210Б (дизель М412) мощностью 1000 л. с. каждый, которые работали на ВРШ (винты регулируемого шага) типа ВР 1265, расположенные в насадках. При водоизмещении на 200 тонн больше и больших главных размерениях скорость полного хода осталась практически неизменной (14 узлов). Изменение шага винта производилось гидравлической системой, куда осуществляли подачу масла насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу. Это обеспечивало работу винтов регулируемого шана ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля (аналогично было на проекте 257ДМ).
Помимо этого, устанавливалась электропневматическая система дистанционно-автоматического управления ГДГД и ВРШ «Пассат», обеспечивающая дистанционное раздельное управление ГД и ВРШ из поста энергетики и живучести, машинного отделения (только управление ГДГД) и главного командного пункта. Электроэнергетическая система корабля (ЭЭСК) включала три дизельгенератора с напряжением 380V, частотой 50 Гц каждый и общей мощностью 300 кВт. Один генератор располагался в МО, два других в ДГО (у них было дистанционно-автоматическое управление). Устанавливались системы автоматического и дистанционного управления ЭЭСК «Березина» и дистанционного управления вспомогательными механизмами и системами «Эльтон». Количество вспомогательных механизмов было по сравнению с проектом 257ДМ несколько увеличено: большое количество пожарных насосов (три вместо двух), автоматизированных компрессоров (три вместо двух) и так далее. Впервые на корабле предусматривалась система сбора льяльных и загрязнённых вод. Запасы топлива и воды выросли, автономность по продовольствию возросла до 15 суток.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.
Строительство базовых тральщиков проекта 1265 «Яхонт» было развёрнуто на двух судостроительных заводах: ССЗ «Авангард» ( Петрозаводск ), корабли с которого поступали на Северный, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию, и Владивостокском судостроительном заводе , откуда корабли поступали только на Тихоокеанский флот. Головной тральщик был построен на ССЗ «Авангард» и сдан ВМФ 31 декабря 1972 года . Первым тральщиком проекта, построенным для ТОФ на Владивостокском судостроительном заводе, стал «БТ-347» (заводской номер 901), который сдали флоту в 1973 году . Всего по проекту до 1994 года было построено около 70 единиц кораблей, из которых на Владивостокском ССЗ было создано 22 единицы (примерно 31 %). Строительство кораблей проекта на ВСЗ в интересах ТОФ было прекращено в 1991 году, а последний корабль был спущен на воду в 1992 году .
В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 19 базовых тральщиков проекта 1265 (4 БФ + 3 КФл + 5 СФ + 7 ТОФ). Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э . Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет.
В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (30 лет) служит тральщик «БТ-100», а меньше всего отслужил (15 лет) — тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.
Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.