Самарская епархия
- 1 year ago
- 0
- 0
Самарская набережная , спускающаяся террасами к Волге , имеет протяжённость 4168,9 метров и разделена на четыре участка: по числу очередей застройки . На большей части набережной параллельно пешеходно-прогулочной зоне расположены песчаные пляжи. Зоной Жигулёвского пивоваренного завода разделяется на два независимых участка.
24 июня 1852 года Самарская губернская строительная и дорожная комиссия поручила архитекторскому помощнику Фирсову провести работы по обустройству спуска к реке Волге, подготовить смету и рисунки спусков .
По новому плану застройки города Самары ( 1853 ) набережные рек Волги и Самары отводились только под пристани, хлебные амбары, рынок, материальные склады, биржи строевого леса и дров.
«В первые годы губернского города от строительной и дорожной комиссии архитекторский помощник Н. Н. Еремеев составил несколько проектов на благоустройство отдельных участков набережной Волги и спусков к ней по улицам».
В 1853 году Министерство финансов выделило 1975 рублей на устройство в Самаре спуска к Волге для московского почтового тракта.
В августе 1854 года было начато обустройство двух спусков к плавучему мосту через реку Самару, работы были завершены осенью 1855 года , а в начале 1856 года в Самаре завершились работы по благоустройству спусков к реке Волге по Заводской улице (ныне Венцека ) и к реке Самаре по Соборной улице ( Молодогвардейской ).
Внешний облик волжского фасада Самары складывался постепенно. 15 марта 1880 года Самарская городская управа и австрийский подданный Альфред фон Вакано подписали контракт о сдаче в аренду сроком на 99 лет участка земли на берегу Волги с постройками для устройства механического пивоваренного завода . Красно кирпичные с характерной раскраской корпуса Жигулевского пивоваренного комбината и сегодня привлекают внимание всех, кто проплывает по Волге мимо Самары.
В июле 1890 года под Воскресенским (ныне Пионерским) спуском было завершено сооружение часовни во имя святителя Алексия , митрополита Московского, считавшегося покровителем Самары. Проект часовни, построенной в «русском стиле» из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре, был разработан архитектором А. А. Щербачёвым .
«Часовня являлась украшением набережной, на которой размещались торговые ряды и причалы».
Живший в Самаре Максим Горький писал в одном из своих фельетонов :
На набережной города Самары следовало бы устроить вывеску и на этой вывеске написать: «Смертный, входящий в Самару с надеждой в ней встретить культуру, Вспять возвратися, зане город сей груб и убог».
Так сложилось, что лучшая по природным условиям часть города, прилегающая к Волге, превратилась в район хаотической застройки, по существу отрезавшей все пути населения к реке. Набережная была вся занята складами, лесопилками, конюшнями и мелкими постройками, берег никак не был связан с центром города.
До конца 30-х годов XX века берег Волги оставался неблагоустроен.
Проектные работы начались в 1935 году . Прибрежная зона тогда представляла собой сплошные склады, деревянные дома, конюшни. Требовалось снести все постройки, расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи. Одним из архитекторов набережной (в 1950-х годах) был Михаил Андреевич Труфанов, который считал, что Самаре повезло с пологим берегом. Это замечательное место для создания пешеходной зоны.
Проект набережной состоял из 4х очередей:
В 1939 году берег был очищен на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками, и здесь появился временный пляж, а в 1940 году начато строительство первой очереди набережной. Однако благоустройство в этот период не дало полного положительного результата, хотя работы планировщиков наметили основные направления разработки темы в дальнейшем и определили архитектурно-планировочное решение этого, безусловно, уникального места: верхняя терраса набережной должна максимально раскрываться на Волгу и элементами озеленения связываться с нижней террасой, чтобы водное пространство и зеленые массивы как бы вдавались в тело города с включением в него такой важной составляющей, как городской парк культуры и отдыха имени Горького ( Струковский сад ). Великая Отечественная война приостановила строительство, и оно было возобновлено в 1954 году.
За два года на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками протяжённостью 1350 метров была возведена подпорная железобетонная стена, облицованная серым уральским гранитным камнем. Подпорная стена расширила набережную. Применение гранита на подпорной стенке, лестницах и малых архитектурных формах уже говорило о том внимании, которое проявлялось к эстетике этого сооружения. Для создания соответствующего эстетического звучания на набережной устанавливались бетонные скульптуры, соответствующие вкусам того времени. В 1956—1957 годах на этом участке высажены сотни многолетних деревьев
В результате работы проектировщиков и строителей город получил хорошую зону отдыха, был устроен широкий песчаный пляж. Новая набережная вызывала хорошую реакцию у местных жителей и гостей города.
В начале XXI века в этой части набережной появились отдельно стоящие стационарные строения — рестораны «Тет-а-тет» на Вилоновском спуске и «Бирхаус» на Некрасовском спуске, работающие, в отличие от летних кафе, круглый год.
В 1958—1961 годах была сооружена вторая очередь набережной на участке между Студенческим переулком (в 1967 году построен бассейн СКА ) и заводом «Кинап», протяжённостью 1400 метров.
Подпорная стенка строилась из сборного железобетона (изготовлялся в г. Ставрополь — ныне Тольятти ). В конструктивном отношении она представляла собой железобетонную плиту с «зубом», на которую ставились наклонная балка и стойка. На наклонную балку навешивались железобетонные плиты. Гранит шёл только на изготовление лестниц, тумб и других малых архитектурных форм. Бульвар шириной от 30 до 60 метров решался широкими, в 7 м прогулочными аллеями с карманами для установки садовых диванов. А в поперечном направлении также устраивались проезды и проходы в местах, отвечающих ритму жилых домов и зелёных бульваров, идущих вверх по склону в жилую застройку.
Нужно отметить, что жильё начали строить одновременно с благоустройством набережной, первые дома были сданы в эксплуатацию уже в 1955-56 годах, ещё до завершения работ по благоустройству набережной. Первоначально садовые диваны также были выполнены из бетона , потом их заменили на металлические, которые не сохранились. В планировке бульвара набережной предусмотрено зонирование территории с организацией зон: для тихого отдыха (подавляющая часть территории), изолированно от них — спортивных, детских площадок, площадок для ручных игр, летних кафе для продажи прохладительных напитков, мороженого и др.
Архитекторы и художники много работали над созданием цветовой гармонии набережной. Всё пространство было разбито на четыре сектора, каждый из них имел свой колер покраски садовых диванов и соответствующий ему подбор окраски цветов и цветущих кустарников. Такое решение создавало поистине сказочную красоту.
В 2011 году вторая очередь набережной была реконструирована: общая планировка сохранена, убраны нестационарные кафе и киоски, заменены фонари уличного освещения, пешеходная часть выложена плиткой, реконструирован фонтан около бассейна, появилась велодорожка. Около бассейна ЦСК заработал светомузыкальный фонтан.
В 2014 году на Полевом спуске установлена конная скульптура первого самарского воеводы Засекина .
Деревянное здание Куйбышевского речного вокзала, спроектированное архитектором Л.Волковым и введенное в эксплуатацию к началу навигации 1936 года к концу 60-х не отвечало запросам времени. Рядом с ним в 1969 г. началось строительство нового железобетонного комплекса по проекту архитектора Ю. А. Когана. 23 июля 1971 года состоялось его торжественное открытие. Старое деревянное здание было снесено в 1974 г. .
После ввода нового речного порта в эксплуатацию была спланирована третья очередь набережной— от улицы Некрасовской до Речного вокзала, то есть непосредственно продолжающая набережную первой очереди. На этом участке подпорная стенка из известняка уже была сооружена в начале века. Потребовалось лишь создать зелёный бульвар с дорожками и небольшим числом малых архитектурных форм (архитектор М. А. Труфанов). Проект не был осуществлён в полной мере: так, не построена полукруглая ротонда у центрального спуска к Волге, изменена композиция фонтана у центральной площади (вместо четырёх фонтанов построен один большой, нарушающий центральную ось площади).
В 2012 году реконструирована третья очередь набережной. В частности, полностью заменён фонтан «Парус». Реконструированы Аллея соловецких юнг и малая архитектурная форма «Якорь». Уложено плиточное покрытие вместо асфальтового, заменены фонари.
11 сентября 2014 года около фонтана «Парус» была установлена скульптурная композиция в виде бронзового мольберта «Бурлаки на Волге» по мотивам известной репинской картины . Автор композиции — самарский скульптор Николай Куклев .
Четвёртая очередь набережной (Октябрьская набережная) была открыта в 1986 году . Она небольшая по протяжённости — от бывшего завода «Кинап» ( улицы Осипенко ) до Силикатного оврага — и связана с так называемым 4-м микрорайоном. В планировочном отношении отличается от предыдущих набережных, не имеющих больших уклонов. Располагается на крутом склоне и построена путём создания террас.
Главным акцентом 4-й очереди набережной является стела , выполненная в виде ладьи с большим парусом . Стела «Ладья» была установлена в 1986 году к 400-летию города Самары. Конкурс на её проектирование выиграли архитекторы Игорь Галахов и Анатолий Янкин . Высотой стела порядка 20 метров, выполнена из бетона. Сейчас это скульптурная эмблема Самары, один из символов города.
В 2016 году было принято решение о реконструкции Октябрьской набережной и стелы «Ладья» . Работы завершились в 2018 году : построен фонтан, заменено покрытие нескольких аллей. В конце набережной, около церкви, установлен небольшой памятник святому князю Владимиру.
С 29 июня по 15 сентября 2002 года самарская набережная была местом проведения выставки Земля, вид с небес ( англ. Earth from the Air ) французского фотографа Яна Артюс-Бертрана . Самара стала первым российским городом, в котором был показан этот фотопроект. На четвёртой очереди набережной, возле «Ладьи», на 62 специальных стендах было размещено 120 работ Артюс-Бертрана (120x180 см), снабжённых комментариями на двух языках. Также были представлены большая напольная карта мира (15x20 м) и двенадцатиминутный фильм, рассказывающий о работе фотографа. Вход на выставку был свободным, и за два с половиной месяца её посетило около миллиона самарцев.
Был разработан эскизный проект пятой очереди набережной, связывающей участок от «Ладьи» до улицы Лейтенанта Шмидта. Проект предусматривал пляжную зону, прогулочную зону и парковку с эстакадой ; по замыслу авторов, это позволило бы создать новую зону отдыха и устранило бы опасность обрушения волжского склона центральной части Самары.
В 2021 году Самарская организация Союза архитекторов России получила около 6 млн рублей на «оказание услуг по разработке концепции архитектурно-планировочного решения планировки территории Пятой очереди набережной р. Волга в границах улицы Вилоновской и 2-й очереди набережной» от муниципального предприятия «Самарская набережная» . Был объявлен очередной конкурс на проект 5-й очереди набережной — между Жигулёвским пивзаводом и бассейном ЦСКА . Этот участок должен соединить существующие части набережной и превратить все её участки в единое целое.
Планируется, что строительство пятой очереди набережной — на участке от улицы Вилоновской до бассейна ЦСКА — начнётся в 2023 году .