Автосвязывание
- 1 year ago
- 0
- 0
Туполев ТБ-1 ( АНТ-4) — советский бомбардировщик- торпедоносец . Первый в мире серийный двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик . Немецкий самолёт Junkers G 24 (Юг-1) полетел и производился раньше, но был трёхмоторным и представлялся как пассажирский. ТБ-1, свободнонесущий моноплан с толстым многолонжеронным крылом, гофрированной обшивкой, был разработан за 9 месяцев и построен в 1925 году из кольчугалюминия . На вооружении ВВС РККА состоял до 1936 года. АНТ-4 положил начало семейству многомоторных самолётов, созданных под руководством А. Н. Туполева . Прямое развитие АНТ-4 — многоцелевой АНТ-7 (Р-6) имел ещё больший успех.
После снятия с вооружения ТБ-1 передали в Аэрофлот и Севморпуть , где под маркой Г-1 («грузовой-первый») использовали до списания последнего самолёта в 1947 году. Таким образом самолёты эксплуатировали в течение 20 лет после первого полёта. Восстановленный экземпляр Г-1 с регистрационным номером СССР-Н317 стал экспонатом музея гражданской авиации в Ульяновске .
Особое техническое бюро по военным изобретениям ( Остехбюро ) в Ленинграде создавало авиационные мины и торпеды. Совнарком поручил Остехбюро проработать задание на самолёт, способный нести торпеду или две мины за несколько сотен километров. Рассматривали вариант реализовать проект в Англии, где имелся опыт постройки и использования таких самолётов. Но от него отказались из-за высокой стоимости в полмиллиона рублей валютой и срока в полтора года. Техническое задание регламентировало скорость не ниже 165 км/ч и нагрузку в 2000 кг.
Остехбюро обратилось с предложением модифицировать под эту задачу строившийся по заказу ВВС бомбардировщик авиазавода № 1 «Дукс» по проекту опытного конструктора . Проект переделки 2Б-Л1 в торпедоносец был выполнен и оплачен, но не использован из-за возражений со стороны руководства ВВС и низкой оценки проекта. Вплоть до 1930 года проектировались тяжёлые соперники АНТ-4. Среди них ТБ-2 малоизвестного на тот момент конструктора Н. Н. Поликарпова . Однако история этого удачного, обладающего прекрасными лётными показателями, но запоздавшего самолёта с такими же моторами, как у АНТ-4, завершилась арестом и приговором конструктора к расстрелу. Приговор заменили на работу в тюремной "шараге" .
Тем временем, в октябре 1924 года самолётостроительный отдел ЦАГИ , которым руководил А. Н. Туполев, представил предварительный проект самолёта АНТ-4: двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой. Расчётная скорость 190 км/ч и радиус действия 750 км. Самолёт мог бы нести одну мину до 960 кг.
Эскизный проект утвердили в Остехбюро, и по их заказу 11 ноября 1924 года в ЦАГИ начали проектирование и постройку самолёта ТБ-1 (АНТ-4) с моторами (450 л. с.). Площадка под постройку самолёта разместилась на втором этаже дома № 16 на ул. Радио . Работа шла медленно, поскольку не хватало квалифицированных рабочих. Изготовление самолёта завершили 11 августа 1925 года. Чтобы извлечь его из здания, потребовалось демонтировать стену. Окончательную сборку на аэродроме завершили в октябре 1925 года.
Первый полёт длительностью 7 минут состоялся 26 ноября 1925 года. Его совершил лётчик-испытатель А. И. Томашевский . По результату было решено доработать лётный экземпляр. Второй полёт состоялся 15 февраля 1926 года и длился 35 минут. Для серийного производства предложили заменить моторы — сначала Lorraine-Dietrich (450 л. с.), а в апреле 1927 года НТК УВВС предложил BMW VI (которые потом, с 1930 года, строили по лицензии в СССР под обозначением М-17 ).
После заводских испытаний АНТ-4 представили на государственные испытания, в ходе которых налёт составил 42 часа. Доводка мотора и управления позволили достичь максимальной скорости 196,5 км/ч. Самолёт показал хорошую устойчивость и на высоте 400-500 м летел без снижения на одном моторе. Сверх программы в 1926 году лётчик Томашевский установил два неофициальных мировых рекорда:
10 июля 1926 года первый опытный образец АНТ-4 сдали Остехбюро. Но техзадание на торпедоносец удалось реализовать только с постройкой АНТ-7 в исполнении Р-6Т, который начали выпускать в начале 1930-х годов. К 1933 году сформировали по одной минно-торпедной эскадрилье Р-6Т (на основе ТБ-1) на колёсах или поплавках на Балтике и на Тихом океане и отдельный отряд на Чёрном море. Как недостаток этого торпедоносца в НИИ ВВС отмечались большая скорость сброса торпеды и недостаточная манёвренность в сравнении с одномоторным бипланом Р-5Т Поликарпова. Скорость сброса ограничивалась прочностью созданных торпед — 157 км/ч Р-6Т против 130 км/ч Р-5Т. А также отмечены: большой размер и масса, дороговизна производства и ремонта. Производственный цикл Р-6 с моторами М-17 на заводе № 22 в 1932 году — 5 месяцев, почти столь же долгий, как у большего ТБ-3 .
Дублёр-эталон ТБ-1 (АНТ-4) построен в феврале 1928 года, но из-за задержки с доставкой полуосей шасси шведским заводом Junkers, заводские испытания начались в июне 1928 года.
На самолёте стояли моторы BMW VI (500 л. с.), размеры самолёта немного увеличены. Установлены турели с пулемётами Lewis — передняя, средняя и задняя, кассетный бомбодержатель, бомбосбрасыватель СБР-8, фото- и радиооборудование. Бомбовая нагрузка 730 кг бомб. Государственные испытания прошли с 15 августа 1928 года до 26 марта 1929 года. Самолёт рекомендовали в серию. Заказчиком выступило управление ВВС. Управление самолёта сделали двойным: в увеличенной кабине разместили кресла для двух пилотов; также в экипаж входили: бомбардир навигатор (штурман) — он же радист и фотограф, носовой стрелок, помощник лётчика и кормовой стрелок, который считался командиром экипажа.
Для ночных полетов установили две фары Zeiss и ракетодержатель Michelin , в котором использовали пиротехнические ракеты-факелы.
Дублёр ТБ-1 (АНТ-4) бис головной экземпляр с моторами BMW VI (500 л. с.), в дальнейшем их советские версии М-17 (500/730 л. с.). Вооружение состояло из трёх спарок пулемётов Дегтярева (ДА) и 1000 кг бомб. Экипаж 6 человек. Серийное производство осуществлялось с лета 1929-го до начала 1932 года на заводе № 22 в Филях (Москва). Позже 66 экземпляров были переоборудованы на заводе № 31 (Таганрог) в модификацию ТБ-1П (см. ниже) для ВМФ.
Производитель | 1929 | 1930 | 1931 | 1932 | Всего |
---|---|---|---|---|---|
№ 22 (Фили) | 2 | 65 | 146 | 2 | 215 |
ВВС заказали несколько сотен ТБ-1, что позволяло перейти к созданию соединений тяжелых бомбардировщиков. Была заказана первая партия из 15 самолётов. Много комплектующих заказывали за границей. Из-за различных усилений и доработок серийный самолёт получился на 200 кг тяжелее дублёра, за счёт чего немного потерял в лётных качествах.
Построено 216 экземпляров разных модификаций. Самолёт состоял на вооружении до 1936 года.
Два серийных АНТ-4 без вооружения, с моторами BMW VI, были использованы для рекордного перелёта Москва — Дальний Восток — Тихий океан — Нью-Йорк. Исторический для СССР перелёт начался 8 августа 1929 года. Но первый самолёт получил серьёзные повреждения в результате вынужденной посадки в тайге под Читой. Экипаж не пострадал, и по возвращении в Москву, 23 августа 1929 года вновь вылетел по маршруту Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк . На участке от Хабаровска до Сиэтла колёсное шасси заменили на поплавковое. Использовали поплавки от , удлинённые на 40 см из-за большей массы. Перелёт завершился 1 ноября. Протяжённость составила 21 242 км (из них 7 950 км над водой). Лётчики провели в небе 137 часов. Состав экипажа: командир С. А. Шестаков , второй пилот Ф. Е. Болотов, штурман Б. В. Стерлигов и механик Д. В. Фуфаев.
Переоборудовался на Авиационном заводе № 31 в Таганроге с 1929 по 1932 год . Построено 66 самолётов . На нескольких самолётах отрабатывалась техника торпедометания.
Разработаны специальные поплавки, тип «Ж», на основе поплавков самолёта ЮГ-1, которые выпускались в серии. С 1932 года выпущено более 100 пар поплавков. Масса поплавкового шасси — 816 кг, длина 10,66 м, ширина и высота 1,15 м, объём 7,25 м³. В 1938 году поплавковое шасси типа «Ж» использовали для опытного торпедоносца ДБ-3ТП .
Во время испытаний опытной машины использовались лыжи фирмы Junkers. Одновременно были выданы задания по проектированию отечественных лыж. Разработаны особые лыжные шасси из дерева общей массой 230 кг. Выпущено до 200 пар лыж, с которыми он эксплуатировался.
Снятые с вооружения самолёты под обозначением Г-1 передали Аэрофлоту , где использовали как грузопассажирские, а позднее как чисто грузовые (например, перевозили серу с месторождения под Ашхабадом).
Около 40 самолётов передали Главсевморпути , где их эксплуатировали до 1945 года.
В 1933 году на ТБ-1 испытывались пороховые взлётные ускорители инженера ГДЛ В. И. Дудакова. На самолёт устанавливали шесть ускорителей, работающих на бездымном шашечном порохе. Были испытаны два варианта размещения ускорителей; на одном самолёте все ускорители крепили сверху крыла, на другом - по одному сверху и по два снизу. Испытания показали, что ускорители значительно сокращают время и длину разбега, облегчают взлёт самолёта с увеличенной нагрузкой и позволяют использовать грунтовые аэродромы даже в распутицу.
С 1931 по 1933 годы на усиленной версии ТБ-1 испытывали « проект Звено-1 » по использованию ТБ-1 в качестве авианосца, несущего на своём крыле два истребителя. На самолёте усилили шасси, на крыло устанавливали кронштейны с замками для крепления истребителей. На аэродроме истребители закатывали на крыло по деревянным пандусам. Взлёт и полёт происходил при работе моторов ТБ-1 и истребителей. Отделение истребителей от авианосца проходило на высоте 1000 метров. Использование "Звена" позволяло увеличить радиус действия истребителей вдвое.
С 1933 по 1935 годы вели опыты по дозаправке в воздухе — с ТБ-1 переливали топливо на другие самолёты. ТБ-1 испытывали и как заправляемый, и как заправщик. В первом случае в качестве заправщика использовали самолёт Р-5, который летел над ТБ-1 и техник через отверстие в фюзеляже выпускал шланг, механик на ТБ-1 ловил конец шланга и подсоединял к топливной системе после чего бензин перекачивался самотеком. При испытании ТБ-1 в качестве заправщика на самолёт устанавливали дополнительные баки: четыре бензиновых, один для масла и один для воды.
С 1932 по 1939 годы Осконбюро разрабатывало телемеханический самолёт (ТМС) на основе АНТ-4.
С 1933 года вели лётные испытания автопилота.
В 1938 году осуществили несколько радиоуправляемых взлётов и посадок с испытателем на борту, и в итоге - один полёт без лётчика на самолёте. Взлёт совершал экипаж, затем включали систему радиоуправления, а экипаж покидал самолёт на парашютах. Бомбардировщиком (самолётом-бомбой) могли управлять с другого самолёта на значительном удалении.
АНТ-4 (ТБ-1) двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан. Конструкция самолёта ферменная с гофрированной обшивкой из кольчугалюминия, в особо нагруженных местах применялась сталь. Планер самолёта состоял из отдельных агрегатов, что облегчало производство, ремонт и транспортировку.
Источник данных: «Самолёт ТБ-1 в рисунках и схемах с описаниями». Отдел издательства Наркомвоенмора, Ленинград 1934 год.
Кроме перелёта Москва — Нью-Йорк, ТБ-1 участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин» : лётчик А. В. Ляпидевский вывез со льдины первую партию челюскинцев. В 1937 году лётчик Ф. Б. Фарих совершил перелёт по маршруту: Москва — Казань — Свердловск — Иркутск — Анадырь — мыс Уэлен — Архангельск — Москва.
Для перелёта из СССР в США был выбран серийный АНТ-4 (Армейское обозначение ТБ-1), названный «Страна Советов». В перелёте было пройдено 21242 км пути за 137 лётных часов. От Хабаровска до Сиэтла (почти 800 км) самолёт летел над океаном. Было построено два самолёта «Страна Советов» и оба использовались для перелёта СССР-США. Перелёт начался утром 8 августа 1929 года.
ТБ-1 положили начало отечественной военно-транспортной авиации. Обладая большой грузоподъёмностью и дальностью они обслуживали войска во время боевых действий у реки Халхин-Гол и у озера Хасан.
ТБ-1 эксплуатировался как воздушно-десантный. На этих машинах отрабатывалось десантирование боевой техники, горючего, снаряжения .
В 80-х годах XX века на острове Диксон был обнаружен Г-1 с бортовым номером , потерпевший аварию в 40-х годах (разрушилась стойка шасси). Группа специалистов и курсантов Выборгского авиационно-технического училища отправилась в августе 1985 года на Диксон. К месту аварии их забросили на вертолёте. Они отстыковали кабину с частью фюзеляжа и левый мотор. Следующими рейсами вывезли на Ми-8 оба мотора и остальные части. С Диксона моторы и кабину с частью фюзеляжа доставили на Ил-76 в Выборг, где самолёт был полностью восстановлен. После этого Г-1 с бортовым номером СССР-Н317 стал экспонатом музея гражданской авиации в г. Ульяновске , где хранится и сегодня. Известно было ещё о нескольких Г-1, пролежавших после аварий на Севере десятки лет.
Копия в масштабе 1:2 поплавкового Г-1 находится рядом с вокзалом в посёлке Таксимо ( Муйский район республики Бурятия ). Установлена на стеле и имеет бортовой номер «СССР Ж-11».