Interested Article - Метро 2033

«Метро́ 2033» постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского , описывающий жизнь людей в московском метро после ядерной войны на Земле . Выпущен издательством « Эксмо » в 2005 году и переиздан издательством «Популярная литература» в 2007 году. На европейском литературном конкурсе « Еврокон » роман назван «Лучшим дебютом» 2007 года .

Меньше чем за три месяца тираж переиздания в 100 тысяч экземпляров был полностью продан, издательство выпустило дополнительный 100-тысячный тираж , который был распродан менее чем за год к маю 2008 года, третий тираж составил 50 тысяч экземпляров . Одна из презентаций прошла в рассекреченном бункере Министерства связи на Таганской на глубине 60 метров . Роман также лёг в основу компьютерной игры Metro 2033 .

Мир «Метро 2033»

Книга повествует о людях, оставшихся в живых после ядерной войны. В романе война упоминается лишь вскользь. В результате обмена ядерными ударами все крупные города были стёрты с лица земли. Почти всё действие разворачивается в Московском метрополитене , где на станциях и в переходах живут люди. Благодаря оперативным действиям служб гражданской обороны метрополитен удалось оградить от радиации: почти на всех станциях были закрыты гермозатворы , а в системах вентиляции и водоснабжения активированы противорадиационные фильтры. При этом лишь менее половины станций обитаемы: часть станций заброшена, часть изолирована обрушением тоннелей, часть сгорела. Некоторые станции захвачены существами с поверхности.

Живущие в метро питаются тем, что смогли вырастить в тоннелях. В основном это не требующие света грибы, но на некоторых станциях выращиваются также картофель, помидоры и огурцы. Также на многих станциях разводятся свиньи и другие животные. Ряд станций обеспечивается электричеством от генераторов различного типа, однако в силу их малой мощности на станциях зачастую действует только маломощное аварийное освещение. Большинство предметов быта (исключая изначально находившиеся в метро), а также оружие, медикаменты, топливо и т. п. добывается многочисленными сталкерами , периодически поднимающимися в полуразрушенный город. В подземном мире действует торговля, универсальной валютой являются патроны калибра 5,45×39 мм , изготовленные ещё до Войны.

Вскоре после ядерной войны централизованная система метрополитена распалась. Станции стали существовать по отдельности. Некоторые объединялись вокруг идей, религий, более сильных станций и т. п.

Часть станций независима (к примеру, « Кузнецкий Мост », « Павелецкая »). Часть станций занята организованной преступностью (« Китай-город », « Новые Черёмушки », « Профсоюзная ») либо существует в условиях анархии . Группировки ведут между собой торговлю, заключают союзы, сражаются. Авторы-продолжатели серии также ввели в повествование другие группировки (см. статью « Вселенная Метро 2033 »).

Лежащий на поверхности город практически не был повреждён во время войны, однако под действием времени и агрессивной окружающей среды многие здания обветшали и рассыпались. Растения и животные сильно мутировали.

Основная сюжетная линия

Главный герой книги, Артём (24-летний молодой человек), живёт на станции « ВДНХ », страдающей от нашествия так называемых «чёрных» (мутантов), идущих со стороны « Ботанического сада ». На их станцию приходит загадочный человек — Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией. В личном разговоре Артём рассказывает ему, как лет в 14 он с друзьями открыл гермозатвор , отделяющий станцию « Ботанический сад » от эскалаторов , ведущих на поверхность. Перед походом к станции Хантер берёт с него обещание добраться до Полиса, разыскать там некоего Мельника и передать тому запаянную гильзу с посланием, если сам он не вернётся через двое суток.

Спустя сутки после того, как Хантер должен был вернуться, друг Артёма, Женька, сообщает ему, что он в составе группы собирается на « Рижскую », так как решается вопрос об объединении этой станции с « ВДНХ », а также для прокладки телефонного кабеля до этой станции. Артём присоединяется к нему. На перегоне между « Алексеевской » и « Рижской » с участниками экспедиции начинают происходить странные вещи — некоторые теряют сознание, другие впадают в ступор. При этом, в отличие от остальных, Артём слышит оглушающий шум из труб. Группа с трудом выбирается из опасного участка тоннеля и наконец добирается до « Рижской ». Там к нему подходит некто Бурбон — человек, который просит Артёма провести его до « Сухаревской », утверждая, что туннель от « Проспекта Мира » до « Сухаревской » «нехороший» и полагаясь на необычную «устойчивость» Артёма.

Артём доходит до « Проспекта Мира » вместе с Бурбоном.

По пути от Проспекта Мира Бурбон гибнет загадочной смертью. Артёма, который решил тащить тело Бурбона до станции, подбирает некто Хан. С « Сухаревской » Хан с Артёмом вместе с несколькими другими людьми идут в сторону « Китай-города ». На « Тургеневской » Хан чувствует, что в туннеле впереди опасность, и советует идти по параллельному тоннелю, но бо́льшая часть отряда, не поверив ему, уходит дальше и погибает. До « Китай-города » доходят, едва успев уйти от движущейся за ними аномалии в тоннеле, лишь Артём, Хан и Туз, член того отряда. На « Китай-городе » Артём теряет из виду своих спутников из-за нападения, в результате которого он вынужден бежать в сторону « Кузнецкого Моста ». По пути он знакомится с Михаилом Порфирьевичем и его внуком Ванечкой, страдающим умственной отсталостью. Переночевать на « Кузнецком Мосту » им не удаётся, Михаил Порфирьевич в беседе с Артёмом проговорился, и за ним охотятся красные. Троица бежит в сторону « Тверской », которую захватили фашисты. Артёма и Михаила охрана пропускает, а Ванечку убивает офицер. Артём не может этого стерпеть, нападает на офицера и убивает его.

Артёма хватают и приговаривают к смертной казни через повешение, но в самый последний момент его спасает отряд троцкистов. Они высаживают его на « Павелецкой » и уезжают. Тут Артём понимает, что остался без документов, а из вещей у него только автомат и фонарь. Он знакомится с Марком, который предлагает способ попасть на территорию Ганзы — в переходе начальник « Павелецкой-кольцевой » устраивает крысиные бега. Марк договаривается с ним, что если его крыса выиграет, то они с Артёмом получают визы, в противном случае год чистят туалеты. Их крыса благополучно проигрывает. Обоих хватают и ведут на место работы. На пятый день работы Артём сбегает и попадает на « Серпуховскую », где его подбирает Тимофей, свидетель Иеговы . Он отводит его в «Сторожевую Башню» — поезд в перегоне « Серпуховская » — « Тульская ». Затем Артём уходит оттуда и приходит на заброшенную станцию « Полянка », где встречает двоих путников. После разговора Артём преодолевает последний перегон, отделяющий его от Полиса.

В Полисе он спрашивает Мельника, ему отвечают, что Мельник будет завтра утром. Артём, прогулявшись по Полису, знакомится с Данилой — брамином (хранителем). Он ему рассказывает про некую книгу, в которой, по слухам, записано будущее и хранится она в библиотеке им. Ленина . Утром на станцию приходит человек, в котором Артём признает сталкера (он именно так их себе и представлял), человек окликает Артёма и спрашивает: «Ты с „ВДНХ“?», и представляется: «Мельник». Артём отдает ему послание от Хантера. Совет, собранный по заявлению Артёма, выносит вердикт — Полис в беде и не может помочь « ВДНХ ». После этого к нему подходит брамин и просит проследовать за ним, на собрание. Брамины предлагают Артёму подняться в библиотеку за книгой. За это они, мол, ему откроют способ решить ситуацию с « ВДНХ ». Артём соглашается и узнаёт, что вести группу будет Мельник, а человеком от браминов будет Данила. Поднявшись в библиотеку, отряд сталкивается с библиотекарями — странными существами-мутантами, живущими в библиотеке, и внешне отдалённо напоминающие горилл. Артём с Данилой отделяются от группы и идут в книгохранилище, где Артём безуспешно пытается найти книгу (брамины сказали ему, что книга сама его позовёт).

Отойдя всего на 30 метров , Артём оборачивается и теряет Данилу. Брамин остановился чтобы завязать шнурок. Артём бросается искать Данилу и видит библиотекаря, пронзившего когтями Данилу (позже выяснилось, что Данила не мог обороняться из-за заклинившего затвора автомата). Когда Артём приблизился к монстру и взглянул ему в глаза, он догадался, что библиотекари — мутировавшие люди, тем более что он говорил на человеческом. Умирающий Данила говорит, что у него во внутреннем кармане конверт с наградой Артёму и просит Артёма убить его, дабы прекратить его мучения. Поколебавшись, Артём исполняет последнее желание Данилы и убивает брамина и библиотекаря. Вернувшись к Мельнику и его команде, он узнаёт, что один из отряда тяжело ранен, и они спешно удаляются из библиотеки. Подойдя к метро, Мельник говорит Артёму, что дороги в Полис ему больше нет, так как книгу он не нашёл, и предлагает ему пройти по поверхности до «Смоленской». Артём выдвигается по Новому Арбату , но замечает слежку неких существ. Пройдя немного, существа решаются на атаку, и Артём, спасаясь, забегает в дом. В квартире он находит фотографию, на которой, предположительно, изображены он и его покойная мать. Он забирает её с собой. Выждав немного, он продолжает путь и с большим трудом доходит до « Смоленской ». Там его встречает Мельник. Артём передаёт ему конверт от Данилы, в котором находится схема расположения уцелевшей военной базы. На « Смоленской » ночевать опасно, и путники переходят на « Киевскую », где встречают местного жителя Антона, который, как потом выяснится, раньше, ещё «до», был ракетчиком. Там же они встречают ещё одного ракетчика, Третьяка, и Мельник собирается с ним в путь «разведать обстановку» на « Маяковскую » (где, согласно схеме, предположительно имеется выход в Метро-2 (Д-6) ). Артём вместе с Антоном идут в дозор, хотя оба туннеля до « Парка Победы » взорваны, но «людям так спокойнее». Артём идёт на ужин к начальнику станции, который признаётся ему, что на станции периодически пропадают дети. На следующее утро Артём узнаёт, что пропал сын Антона, Олег, и отправляется в туннели, где находит люк, ведущий в лаз, располагающийся по верху туннеля и ведущий через завал. Вместе с Антоном они идут на « Парк Победы », но подвергаются нападению местных жителей — дикарей-людоедов. Они исповедуют культ Великого Червя. От гибели героев спасает отряд, возглавляемый Мельником. Тут же находится Олег. Отряд с боем отходит в другую сторону, и тут выясняется, что с « Парка Победы » тоже имеется выход в Д-6 через тоннель Калининско-Солнцевской линии .

Проникнув в Метро-2 и миновав несколько станций, они выходят на станцию, судя по всему, находящуюся под Кремлём . Выясняется, что на станции живёт некое существо, имеющее аморфное тело и умеющее применять психологическую атаку — предположительно, мутировавшее биологическое оружие . В утробе существа погибают Олег и два члена отряда — Делягин и Оганисян. Антон, до этого находившийся в беспамятстве, приходит в себя. С трудом группа заставляет существо отступить и уходит прочь со станции. Добравшись до заваленного выхода из Д-6 к « Маяковской », Мельник говорит, что Артёму с ними идти нельзя (должен же кто-то координировать удар ракет и, к тому же, он единственный знает, как выглядят чёрные) и приставляет к нему Ульмана, бойца из отряда. Оба благополучно выбираются через служебный люк в тоннель Д-6 , ведущий к перегону между « Маяковской » и « Тверской », и доходят до « Проспекта Мира », так как у Ульмана там назначена встреча. Группа должна попасть на Останкинскую башню , чтобы оттуда навести ракетный залп РСЗО «Смерч» . Артём узнаёт, что выходы с « ВДНХ » скоро будут взорваны, так как сдерживать наступление чёрных больше нет сил. Он отпрашивается у Ульмана сходить на « ВДНХ ». Придя туда, он встречает своего отчима, узнаёт, что Женька убит, и получает записку от Хана. Затем Артём опять идёт наверх. Там он замечает огромного летающего монстра, свившего гнездо прямо в вестибюле станции «ВДНХ», и запирается в ларьке, пункте обмена валюты. В ларьке Артём находит труп девушки и читает её последние записи. Ульман с товарищем подъезжают к станции на бывшей пожарной машине и подбирают Артёма. Машина достигает башни, и группа поднимается наверх. Оттуда виден город чёрных, Ульман называет координаты. У Артёма начинаются видения, он узнаёт, что чёрные не собирались враждовать, а пытались наладить контакт с людьми. Обрадованные чёрные выходят наружу, и в этот момент ракеты накрывают город мутантов. Поняв всё, Артём срывает с лица противогаз и уходит в метро.

Критика

Один из критиков написал о романе:

Подводя некий промежуточный итог всему вышесказанному, придется признать: книга в общем и в целом — пустая. Не спасают её ни философские банальности насчет нужности или ненужности часов в подземелье (понятно, что все единицы измерения суть условности, принятые для удобства), ни рассуждения о судьбе и предназначении человека.

Окончательный же вывод о романе таков: он ни очень уж хорош сам по себе, ни откровенно плох. Автор создал его, то ли точно вычислив целевую аудиторию — любителей компьютерных игр в жанре «шутер» и «квест» в возрасте от 12 до 25 лет — то ли угодил в неё случайно, создавая текст «под себя». Это не упрек Автору — констатация факта. В компьютерных играх персонажам не свойственно задаваться вопросами «почему?» и «для чего?» — в них даже «зачем?» даётся вводной: ставится задача, иди — исполняй!

— Дмитрий Смоленский

Издания

Книга имеет несколько редакций.

  • Первый вариант романа, под названием «Метро», состоящий из 13 глав (2002 год). Был размещён автором на сайте . Текст разделён по главам, и по ходу каждой главы есть ссылки на музыку, подобранную автором и рекомендуемую для прослушивания во время чтения. Автор активно использовал комментарии читателей сайта и правил в книге как технические неточности, так и сюжетную линию.

Главный герой в первой версии погибал от шальной пули. Так было надо по сюжету, с моей точки зрения. Но издательства отказались публиковать книгу в таком виде, говоря, что это не их формат. Тогда я опубликовал себя сам — в Интернете. Создал сайт и разместил там текст. Через некоторое время он приобрёл известность, сайт посетили десятки тысяч людей. Многие из прочитавших требовали оживить героя и продолжить книгу. Несколько лет спустя я и сам дозрел, собрался и переписал роман.

Д. Глуховский

В книге «Метро 2035» существует отсылка к финалу первой версии. В разговоре со своим спутником Гомером (героем предыдущей книги серии, пишущим хронику о приключениях Артёма), Артём говорит: « А сейчас думаю: могло уже все кончиться. И не худшим образом. Тебе бы подошло для твоей книжки? Рраз! И такая концовочка, а? Случайная пуля.»

  • Второй вариант романа — 20 глав (2005 год). Переработанный и дополненный второй вариант был размещён на сайте . Как и в первом варианте, в новых главах, кроме последней, присутствуют ссылки на музыку. Первое издание романа в виде книги состоялось 24 октября 2005 года, она была выпущена издательством «Эксмо» тиражом 8000 экземпляров , и позднее дополнительным тиражом 3000 экземпляров .
  • Второе издание романа, в новой редакции, вышло в 2007 году в издательстве «Популярная литература» первоначальным тиражом 100 тыс. экземпляров . В книгу также вошла первая глава продолжения под названием « Метро 2034 ».

Издания на других языках

Роман «Метро 2033» был переведён на 37 иностранных языков и издан в других странах, в том числе в виде аудиокниг .

Книжная серия «Вселенная Метро 2033»

На основе романа «Метро 2033», а также одноимённой компьютерной игры , выпускается серия книг других авторов, действие которых происходит в мире произведения.

Экранизация

Из-за больших финансовых затрат экранизация книги не состоялась. По словам Дмитрия Глуховского (в январе 2016 года), книгой интересуются продюсеры, но ни одна американская киностудия не выкупила права на книгу .

В марте 2016 года появилась новость, что экранизация всё-таки появится, а продюсером будет Майкл де Лука , который работал над фильмами « Социальная сеть » (2010) и « Пятьдесят оттенков серого » (2015). Совместно с де Лука над проектом будет работать продюсер Стивен Л’Орё (« Город грехов 2 », 2014). Впоследствии Дмитрий Глуховский подтвердил эту новость .

Ранее сообщалось, что киноадаптацией займётся американская студия «Metro-Goldwyn-Mayer». Тогда продюсером был назначен Марк Джонсон, но переговоры с автором книги зашли в тупик, и права на экранизацию вернулись в Россию .

Американцы хотели, чтобы события фильма проходили на территории США, что не уcтроило автора .

23 августа 2019 года на лайв-трансляции канала « ТВ-3» была анонсирована экранизация романа Дмитрия Глуховского . Фильм планировали выпустить 1 января 2022 года .

20 мая 2021 года на своей странице в социальной сети « Инстаграм» Глуховский сообщил, что выход фильма назначен на январь 2024 года, автором сценария выступит он сам, а режиссёром станет Е. Г. Баранов . В апреле 2022 года продюсер проекта Валерий Федорович сообщил, что работа над фильмом была приостановлена .

Примечания

  1. . 16 августа 2019 года.
  2. . Взгляд . Дата обращения: 16 августа 2019. 16 августа 2019 года.
  3. . Взгляд . Дата обращения: 16 августа 2019. 16 августа 2019 года.
  4. В первой главе: «Артёму было двадцать четыре…»
  5. . Lenta.ru . Дата обращения: 16 августа 2019. 29 июля 2020 года.
  6. Justin Kroll. (англ.) . Variety . Дата обращения: 28 марта 2016. 18 марта 2016 года.
  7. . Лента.ру . 2016-03-15. из оригинала 13 августа 2016 . Дата обращения: 10 декабря 2016 .
  8. . Дата обращения: 1 ноября 2019. 2 октября 2019 года.
  9. (англ.) . Канобу . Дата обращения: 23 августа 2019. 23 августа 2019 года.
  10. . Эхо Москвы . Дата обращения: 23 августа 2019. 23 августа 2019 года.
  11. . ТАСС . Дата обращения: 23 августа 2019. 23 августа 2019 года.
  12. . Игромания . Дата обращения: 23 августа 2019. 23 августа 2019 года.
  13. // Instagram , 20.05.2021
  14. . Дата обращения: 4 августа 2023. 4 августа 2023 года.

Литература

  • Григоровская А. В. / автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Григоровская Анастасия Васильевна. — Тюмень: Издательство Тюмен. гос. ун-та , 2012. — 22 с.

Ссылки

Источник —

Same as Метро 2033