Кисунько, Григорий Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Григо́рий Васи́льевич Алекса́ндров (псевдоним Мормоне́нко ; 10 (23) января 1903 , Екатеринбург , Российская империя — 16 декабря 1983 , Москва , СССР ) — советский кинорежиссёр , сценарист , педагог . Герой Социалистического Труда (1973) , народный артист СССР (1948), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950), кавалер трёх орденов Ленина (1939, 1950, 1973).
Согласно записи в метрической книге, которая хранится в Государственном архиве Свердловской области, Григорий Александров родился 5 (18) октября 1903 года в Екатеринбурге в семье мещанина Василия Григорьевича Александрова и его жены Анфусы Григорьевны . В своих мемуарах «Эпоха и кино» сам Александров утверждал, что его отец был уральским горнорабочим .
Подростком подрабатывал в Екатеринбургском оперном театре рассыльным, помощником бутафора, помощником осветителя . В 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки .
В 1918 году с приходом советской власти поступил на режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе. В июле 1919 года, после освобождения Екатеринбурга от белогвардейцев, вместе с Иваном Пырьевым организовали художественную самодеятельность в клубе ЧК. По окончании режиссёрских курсов в течение года руководил фронтовым театром 3-й армии РККА , осуществив свои первые режиссёрские работы. В 1920 году был назначен инструктором театрального отдела Екатеринбургского губнаробраза. На этой должности занимался контролем за кинорепертуаром. Весной 1921 года вместе с Иваном Пырьевым организовал в Екатеринбурге детский театр. Участвовал в деятельности клуба «ХЛАМ» (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты), возникшего под влиянием Мейерхольда .
В 1921 году по направлению Политотдела 3-й армии вместе с Иваном Пырьевым поехал на учёбу в Москву и вместе с ним был принят в труппу театра Пролеткульта . В первом спектакле этого театра, «Мексиканце» по Джеку Лондону, играл то газетчика, то боксёра . Тогда же познакомился с Сергеем Эйзенштейном . Вместе с ним участвовал в создании нескольких экспериментальных спектаклей. В спектакле «Мудрец» (1922), поставленном по комедии А. Н. Островского « На всякого мудреца довольно простоты », ходил по проволоке над головами зрителей . В снятом для этого спектакля кинофельетоне «Дневник Глумова» (1923) исполнил заглавную роль . В то время ещё носил псевдоним Мормоненко .
Был ассистентом Эйзенштейна на его первых фильмах « Стачка » (1924), « Броненосец „Потёмкин“ » (1925), снимался в них как актёр. Выступил соавтором сценариев и сопостановщиком фильмов Эйзенштейна « Октябрь » (1927) и « Старое и новое » (1929) .
С 1929 по 1932 год совместно с Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ находился в творческом турне по Европе и США с целью изучения опыта зарубежного звукового кинопроизводства. В Париже под художественным руководством Эйзенштейна снял короткометражный фильм « Сентиментальный романс » (1930). Вместе с Эйзенштейном работал над фильмом « Да здравствует Мексика! », который снимался на средства писателя Эптона Синклера и остался незавершённым .
В 1932 году вернулся в СССР и снял короткометражный документальный фильм «Интернационал» (1933) , прославляющий Сталина и его политику. В том же году по инициативе председателя «Союзкино» Бориса Шумяцкого приступил к работе над музыкальной кинокомедией « Весёлые ребята » с Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой в главных ролях. Опираясь на опыт Голливуда , построил её на сочетании эксцентрических и цирковых трюков, приёмов мюзик-холла и оперетты . Съёмки были завершены осенью 1934 года. Нарком просвещения Андрей Бубнов обвинил Александрова в аполитичности и безыдейности. На фильм обрушился шквал критики в газетах « Правда » и « Известия ». Было принято решение не выпускать его на экран. Начальник Главного управления кинофотопромышленности Борис Шумяцкий решил показать фильм Горькому . Писателю фильм понравился, и он организовал просмотр «Весёлых ребят» для членов Политбюро ЦК ВКП(б) . После просмотра Сталин сказал: « Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске » .
С «Весёлых ребят» начался «звёздный» путь актрисы Любови Орловой, композитора Исаака Дунаевского , поэта Василия Лебедева-Кумача . Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в фильме, приобрела тогда широкую популярность. В 1934 году фильм был с успехом показан в советской программе на Втором международном кинофестивале в Венеции . « Нью-Йорк Таймс » писала: « Вы, может быть, думаете, что Москва только и делает, что борется, учится и работает? Ошибаетесь… Москва смеётся! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней » . О фильме восторженно отозвался Чарльз Чаплин : « Александров открыл для Америки новую Россию. До „Весёлых ребят“ американцы знали Россию Достоевского, теперь они увидели большие сдвиги в психологии людей. Люди бодро и весело смеются. Это — большая победа » . За рубежом фильм шёл под названием «Москва смеётся» .
В 1936 году Александров снял фильм « Цирк » по мотивам пьесы Ильи Ильфа , Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка», которая с 1934 года с успехом шла в московском мюзик-холле. Так как в сценарии пьеса была сильно переделана, авторы отказались от упоминания в титрах . В этой музыкальной мелодраме режиссёр решил, по его словам, «воспеть гуманность советских законов, интернационализм советского общества» . В финале прозвучала ставшая знаменитой «Песня о Родине» со словами « Широка страна моя родная ». В 1937 году на Международной выставке в Париже фильм был удостоен высшей премии – « Гран-при » .
В 1936 году по личному поручению Сталина выступил режиссёром документального фильма «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов » .
В 1938 году на экраны вышла его кинокомедия « Волга-Волга », имевшая оглушительный успех . Роль почтальона Стрелки , простой талантливой девушки, сыграла Любовь Орлова. Нарицательным персонажем стал бюрократ Бывалов в исполнении Игоря Ильинского .
В музыкальных фильмах привлекал многомиллионного зрителя юмором, энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем, его картины явно приукрашивали действительность [ источник не указан 220 дней ] .
В 1940 году снял фильм « Светлый путь », сказку о счастливой жизни в СССР и широких возможностях для советского человека .
В апреле 1941 года утверждён членом художественного совета « Мосфильма », назначен членом Центральной военно-оборонной комиссии при Московском доме кино. После начала войны в июле 1941 года утверждён членом редакции «Боевых киносборников». Осенью того же года эвакуирован в Алма-Ату . В ноябре 1941 года назначен членом художественного совета Центральной объединённой киностудии .
В 1942–1943 годах — художественный руководитель Бакинской киностудии художественных фильмов (ныне « Азербайджанфильм ») . В августе 1943 года утверждён председателем совета Дома кино . 28 октября 1943 года назначен исполняющим обязанности художественного руководителя киностудии «Мосфильм» .
Снятая в 1947 году « Весна » стала его последней популярной кинокомедией .
В 1949 году поставил антиамериканский политический пропагандистский фильм « Встреча на Эльбе », за который ему была присуждена Сталинская премия (1950) .
В 1950—1957 годах — руководитель режиссёрской мастерской во ВГИКе (с 1951 — профессор) .
В 1952 году снял историко-биографическую киноленту « Композитор Глинка » .
В 1954 году вступил в КПСС .
С 1959 года – художественный руководитель Первого творческого объединения киностудии «Мосфильм» (с 1966 года – объединения «Время») .
В 1960 году снял фильм « Русский сувенир », который провалился в прокате .
В 1973 году снял свой последний художественный фильм « Скворец и Лира », не вышедший на экран и впервые показанный по телевидению в 1996 году .
В 1975 году опубликовал брошюру воспоминаний «Годы поисков и труда» (в литературной записи Михаила Белявского).
В 1976 году « Политиздат » выпустил его мемуары «Эпоха и кино» в записи Ю. Бычкова. В них Александров утверждал, будто сам собрал съёмочную группу «Весёлых ребят», открыл Исаака Дунаевского, Василия Лебедева-Кумача, Любовь Орлову, а постановку фильма рассматривал как «партийное поручение». Об этих мемуарах Леонид Утёсов сказал дочери Лебедева-Кумача: « Что он пишет? Когда же, наконец, кончится эта александровская отсебятина! У него явная болезнь — мания величия » .
В 1979 году смонтировал из мексиканского материала Эйзенштейна свой вариант фильма «Да здравствует Мексика!», который получил « Почётный Золотой приз » на Московском международном кинофестивале .
В 1983 году совместно с Еленой Михайловой снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова» .
Член Союза кинематографистов СССР , член Советского Комитета защиты мира, член Президиума Союза обществ «Дружба» , президент Общества «СССР-Италия» .
Умер 16 декабря 1983 года инфекции в почках в Кремлёвской больнице, куда его положили на обследование . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Год | Фильм | ||||
---|---|---|---|---|---|
Режиссёр | Сценарист | Актёр | Роль | ||
1922 | Доля ты русская, долюшка женская |
|
|
||
1923 | Дневник Глумова (короткометражный) |
|
|
||
1924 | Стачка |
|
|
|
|
1925 | Броненосец «Потёмкин» |
|
|
||
1927 | Девушка с далёкой реки |
|
|||
1927 | Октябрь |
|
|
||
1929 | Старое и новое |
|
|
|
|
1930 | (документальный, Швейцария) |
|
|||
1930 | Сентиментальный романс (короткометражный) |
|
|
||
1930 | Спящая красавица |
|
|||
1931 |
|
||||
1932 | Да здравствует Мексика! |
|
|
||
1932 |
|
||||
1933 |
|
|
|||
1934 | Весёлые ребята |
|
|
||
1936 | Цирк |
|
|
||
1936 | (документальный) |
|
|||
1938 | Волга-Волга |
|
|
|
|
1938 | Первое мая |
|
|||
1938 |
|
|
|||
1940 | Светлый путь |
|
|||
1940 |
|
||||
1941 | Боевой киносборник № 4 |
|
|||
1943 | Одна семья |
|
|||
1944 |
|
|
|||
1947 | Весна |
|
|
||
1949 | Встреча на Эльбе |
|
|||
1952 | Композитор Глинка |
|
|
||
1953 | Великое прощание |
|
|||
1958 |
|
|
|||
1960 | Русский сувенир |
|
|
|
|
1961 |
|
||||
1962 |
|
||||
1965 |
|
||||
1965 |
|
|
|||
1965 |
|
||||
1967 |
|
|
|||
1974 | Скворец и Лира |
|
|
|
|
1983 | (документальный) |
|
|
Государственные награды:
Другие награды, премии, поощрения и общественное признание:
Творчеству и памяти кинорежиссёра посвящены документальные и художественные фильмы: