Interested Article - Ночной Дозор (фильм, 2004)

«Ночно́й Дозо́р» российский фильм в жанре городского фэнтези , снятый в 2004 году режиссёром Тимуром Бекмамбетовым по мотивам одноимённого романа Сергея Лукьяненко . Фильм рассказывает о тайной борьбе светлых и тёмных мистических сил в современной Москве .

«Ночной дозор» имел большой успех в прокате . Он установил новый рекорд кассовых сборов для своего времени, с тех пор неоднократно побитый. Данный фильм нередко рассматривают как первый успешный проект в современном популярном российском кино, называют «первым российским блокбастером» .

В 2005 году фильм был выпущен в английской версии, со значительными изменениями, под названием «Night Watch». В 2006 году вышел сиквел — « Дневной Дозор ». Также создавались пародии другими авторами: в 2005 озвучку фильма сменили на неофициальную юмористическую и выпустили как «Ночной Базар».

Предыстория

В 2000 году в студии «Полигон» образовался проект «Москва вампирская» по роману С. Лукьяненко «Ночной Дозор». В частности, оператором на нём должен был быть Михаил Кричман . Позже, права на проект выкупило ОРТ , планируя сделать телесериал с небольшим бюджетом, но в процессе работы проект превратился в блокбастер .

Сюжет

Раньше землю бороздили добрые рыцари, называвшие себя Воинами Света и очищали её от зла и нечисти. Однажды на их пути встали злые Воины Тьмы . Во время боя главы обеих сторон увидели, что силы равны, и бой был остановлен. Они заключили между собой мирный договор , по которому обе стороны, называемые Иными, больше не будут вести войны между собой. Было сказано, что создадутся Ночной Дозор для контроля сил Тьмы и Дневной Дозор для контроля сил Света. Но через тысячу лет появится Великий Иной, которому будет суждено перейти на сторону зла, и мир погрузится во тьму.

Действие разворачивается в 1992 году в Москве . Молодой мужчина Антон Городецкий приходит к колдунье с целью вернуть жену, ушедшую к другому. Старая ведьма пообещала справиться. Осматривая квартиру колдуньи, Антон подходит к окну и видит там ЗИЛ-130 «Горсвет» и сидящих рядом людей в спецовках. Он не придаёт этому особого значения. Ведьма предупреждает Антона, что жена ждёт ребёнка, от любовника, и при колдовстве ребёнок в утробе погибнет. Антон соглашается. Когда она почти закончила, внезапно появились те самые люди из «Горсвета» и помешали ведьме убить ребёнка. Эти неизвестные — сотрудники Ночного Дозора. Начали «дело шить» (предъявлять обвинения колдунье), но тут обнаружили, что Антон их видит, хотя дозорные были в Сумраке , параллельном мире, доступном только Иным. Следовательно, Антон тоже Иной, потенциальный, неинициированный.

Проходит двенадцать лет . Антон к тому времени стал сотрудником Ночного Дозора, «Светлым магом с тёмным прошлым». За время работы он познал все законы своей организации, а именно контроль за тёмными силами: тёмный иной, в частых случаях вампир , должен получить лицензию на убийство человека. Образ жизни Антона довольно скучноват: глушит водку, дружит с соседями-вампирами Саушкиными, отцом и сыном. Однажды он получает следующую миссию: неизвестные тёмные начали охоту за подростком Егором, который поддался на их зов. Задача Антона — проследить за ним и предотвратить охоту. Для этого он пьёт кровь свиней, настраиваясь на вампирский зов. Ему удаётся выследить мальчика в метро ; тот заметил слежку и решил держаться подальше от преследующего. Но на зов он всё же продолжает поддаваться. Когда мальчик был уже в руках вампиров, злого вампира-парикмахера Андрея и его девушки Ларисы, Антон позвал подкрепление — тех самых светлых, которые брали колдунью: водитель Семен и маги-перевёртыши Илья-медведь и Катя-тигрёнок. На своём ЗИЛе они на полной скорости спешат к месту, чуть не пустив под колеса самого Завулона — главу Дневного Дозора (грузовик совершил через него кувырок) . Тем временем между Антоном и Андреем происходит драка. Андрей погибает в момент, когда подоспело подкрепление, Антон же оказывается серьёзно ранен и находится при смерти. Дело заключалось в том, что Андрей нарушил Мирный Договор: он выписал лицензию на свою подругу, но охотился на другую жертву, коей оказался Егор, и тем самым нарушил Договор, вследствие чего Антону пришлось убить Андрея. Сотрудники Ночного Дозора доставляют умирающего Антона в Горсвет, где его лечит мудрый Гесер — начальник Ночного Дозора. Антон поправляется и рассказывает ему, что в метро обнаружил девушку с проклятием (воронкой) и попытался её спасти, но попытки его были тщетны. Вылеченному Антону глава Ночного Дозора дал небольшой отпуск, дав в напарники Ольгу — волшебницу в теле совы, которая должна его защищать от преследования Дневного Дозора, поскольку там не будут рады убийству Тёмного.

Насчёт девушки Гесер незамедлительно начал расследование. Он быстро выяснил имя, адрес девушки и какие ближайшие трагические события произойдут под действием воронки. Одной из ближайших жертв оказывается летящий из Анталии самолёт, дело едва не дошло до катастрофы. Девушка Света — врач, не подозревает о том, что её прокляли, и любое её резкое движение или слово приводит к наполовину печальным последствиям. Успокоить девушку посылают Игната, бывшего сотрудника Ночного Дозора, имевшего определённую черту — он, как никто другой, умел соблазнять девушек. Игнат к тому времени решил отдалиться от работы, пожить нормальной человеческой жизнью и намечал свадьбу. Нервничая, что ему «обломали кайф», он начинает откровенничать со Светланой, и его мгновенно снимают с задания, заперев в машине Семёна.

Вампирша Лариса жаждет мести за смерть любовника. По совету ведьмы Алисы, она решает взять в заложники Егора. Об этом тут же узнали Антон и Ольга. В последний момент они приехали в дом, где жил Егор, когда в квартиру билась вампирша. Решив пройти в квартиру через Сумрак , они замечают, что Егор их видит и сам попадает в Сумрак, теряя сознание. Ольга рассказывает Егору о мире Иных, и что ему, как Иному, следует выбрать, на чьей стороне он будет: тёмной или светлой. Дома у Егора Антон обнаружил фотографию мальчика с мамой, в которой узнал свою бывшую жену, и следовательно, Егор — сын Антона, а колдунья 12 лет назад его обманула, сказав, что ребёнок чужой.

Тем временем воронка начинает развиваться, и в городе происходят ужасающие события: умирает мать соседа Светланы Максима Ивановича, работника ТЭЦ , которая вскоре взрывается, в результате чего вся Москва лишается освещения (о чём сообщается в экстренном выпуске программы новостей ) , люди замерзают. Во временном штабе Ночного Дозора, квартире застывших людей, не могут узнать, кто же всё-таки проклял Свету. Последней надеждой на спасение людей остаётся Антон. Его с Ольгой отзывают в штаб, а за Егором остаются присматривать Тигрёнок и Медведь. В штабе с Гесером беседует маг Завулон — глава Дневного Дозора, раздражённый поступком Антона. По требованию Гесера, он даёт ему амулет защиты и уходит. Гесер просит Антона каким-либо образом выяснить, кто же проклял Светлану. Он приходит к ней домой под видом больного пациента, но она понимает, что он здоров, и требует уйти. Антон держится у неё до последнего, пытаясь найти предлог, зачем он пришёл и в разговоре начинает понимать, что живёт девушка плохо: она не замужем, неказиста по своей натуре, мир от неё отвернулся. Последней каплей для Светы стал отказ матери на пересадку почки, на который пошла её дочь. Девушка не выдержала и прокричала «Будь я проклята». Становится понятно, что она сама себя и прокляла, и что Света — Иная. Проклятие снимают, город возвращается в прежнюю жизнь. Антон советует ей больше не говорить такого.

Во время снятия проклятия в штабе Ночного Дозора становится известно о захвате Егора: мальчик полностью поддался зову вампирши и полез на крышу своего дома, оказавшись тем самым в заложниках, а за ним потерявшие бдительность Тигрёнок и Медведь. Антон узнает об этом в квартире Светланы и приходит на крышу по требованию Ларисы. Вампирша требует у Антона снять амулет и бросить фонарь, она говорит о том, что хочет вновь стать человеком и обвиняет Светлых в несправедливости. Егор успевает бежать, и тут на место действия на лифте врывается Завулон. Лариса ранена, светлые исчезают, потерявший амулет Антон остаётся один на один с тёмным владыкой. Между ними происходит битва, Антон пытается бежать, но ему мешают сотрудники Дневного Дозора. Завулон собирается добить светлого, но ему мешает появившийся с амулетом Егор. Измученный Антон, решив, что это очередной Тёмный, достаёт отвёртку и нападает на него, владыка тьмы его останавливает. Егору предъявляют горячие аргументы того, что Антон хотел его убить не только сейчас, но и тогда, в 1992 году. Мальчик-Иной, решив, что Антон искал его все это время ради убийства, и что все светлые такие же лживые, выбирает тёмную сторону. Понимая, что это подстава Завулона, Антон начинает бессмысленно избивать его. Так появился Великий Иной, который выбрал силу зла, и мир погрузится во тьму.

В ролях

Съёмочная группа

Отзывы и оценки

Российские критики сдержанно-положительно оценили фильм . Многие издания отмечали как положительную тенденцию сам факт появления такой масштабной фантастической картины. Как писал Пётр Тюленев в журнале « Мир фантастики », «„Ночной дозор“ замечателен не сам по себе, а как первая ласточка нового российского фантастического кино. <…> Отдельные недочеты простительны для первого блина» . Среди недостатков картины критики отмечали сильные расхождения с первоисточником и обилие продакт-плейсмента . Положительно о «Ночном дозоре» отзывались Лидия Маслова в издании « Коммерсантъ » , авторы сайта «Кино-Говно» и другие. Но были и резко отрицательные обзоры: Сергей Кудрявцев в книге «3500 кинорецензий» охарактеризовал фильм как «демонстративный образец «кинематографической попсы» в её российском понимании, соответствующий телепродуктам, которые буквально впихиваются в аудиторию».

В 2010 году британский журнал Empire опубликовал список ста лучших неанглоязычных фильмов в истории кинематографа. «Ночной Дозор» занял в нём сотое место . Картина также удостоилась высокой оценки от Квентина Тарантино , который выделяет Бекмамбетова в качестве своего любимого российского режиссера из современников . Также «Ночной дозор» вошёл в список «120 главных российских фильмов» по версии « Афиши », охарактеризовавшей его как «по сути — фильм категории «B», раскрученный как первый настоящий русский блокбастер» . В 2004 году журнал «Мир фантастики» назвал его главным фильмом года, который «прорубил окно для отечественной крупнобюджетной фантастики» . Годы спустя журнал признал, что этот выбор «не прошёл проверку временем», но в 2004-м фильм давал «надежду, что начинается новая эпоха — дерзкая, свободная, богатая, с большим русским кино». Журнал « Тинькофф » также включил «Ночной дозор» в свой список лучших российских фильмов .

Награды и номинации

Награды и номинации
Награда Категория Номинант Результат
« Золотой орёл » « Лучшая работа звукорежиссёра » Сергей Карпенко, Иван Титов,
Юлий Ягудин, Александр Вартанов
Победа
« Лучшая женская роль второго плана » Римма Маркова Номинация
« Лучшая операторская работа » Сергей Трофимов Номинация
« Лучшая работа художника-постановщика » Валерий Викторов, Мухтар Мирзакеев Номинация
« Европейская киноакадемия » «Приз зрительских симпатий за лучшую работу режиссёра» Тимур Бекмамбетов Номинация
« Жорж » «Лучший отечественный фильм» Номинация

В 2004 году фильм был выбран претендентом на премию «Оскар» от России , но номинирован не был и в шорт-лист не вошёл .

Саундтрек

Также фоном в ряде сцен звучат следующие композиции:

  • ТТ-34 — «Джек» (драка Антона с вампиром-парикмахером);
  • Звери — «Южная ночь» (попытка задержания Антона у метро);
  • Мария Кодряну — «День на двоих» (телефонный разговор Гесера с Толиком)

Литература

  • Гройс Б., Рыклин М., Трауберг Н. , Петровская Е., Пепперштейн П. // «Сеанс» : журнал. — 2006. — № 29—30 . — С. 166—173 .
  • Валерий Кичин . // Российская газета . — 2004. — 29 сентября ( № 3590 ). 2 февраля 2017 года.
  • Куприянов Б., Сурков М. . — М. : АНО «Содействие независимой литературе "Фаланстер"», 2006. — 416 с. — 3000 экз. ISBN 5-87987-042-1 .
  • Латынина А. // «Новый мир» : журнал. — 2007. — № 4 . — С. 166—173 . 26 декабря 2014 года.
  • Сергей Лукьяненко. Хождение в кино // Если : журнал. — Москва: Любимая книга, 2004. — № 2 . — С. 211—219 . — ISSN .
  • Дмитрий Тарабанов. // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2004. — № 4 . — С. 6—11 . — ISBN 9-771810-224009 .
  • Петр Тюленев. // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2004. — № 4 . — С. 42—46 . — ISBN 9-771810-224009 .
  • Петр Тюленев. // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2004. — № 8 . — С. 40—44 . — ISBN 9-771810-224009 .
  • Петр Тюленев. // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2004. — № 12 . — С. 40 . — ISBN 9-771810-224009 .
  • Борис Невский. Мир фантастики. Дата обращения: 14 марта 2016. Архивировано из 14 марта 2016 года.
  • Борис Невский. . Мир фантастики. Дата обращения: 14 марта 2016. Архивировано из 14 марта 2016 года.
  • Петр Тюленев, Николай Пегасов, Михаил Попов, Александр Трифонов. // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2005. — № 2 . — С. 70—78 . — ISBN 9-771810-224009 .
  • Сергей Бережной. . — 2004.
  • Canadian Slavonic Papers 60, no. 1-2 (2018)

Примечания

  1. . Box Office Mojo . IMDb . Дата обращения: 22 октября 2020. 11 ноября 2020 года.
  2. — 2003.
  3. ProfiCinema. Матвей Ромодановский. от 2 января 2014 на Wayback Machine
  4. inoСМИ.
  5. Комсомольская правда . от 3 января 2014 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 2 января 2014. 2 января 2014 года.
  7. «Мир фантастики» № 12; август 2004. Петр Тюленев от 2 января 2014 на Wayback Machine
  8. КоммерсантЪ. Лидия Маслова. от 2 января 2014 на Wayback Machine
  9. . Дата обращения: 8 июля 2010. 11 июля 2010 года.
  10. . РИА Новости (20190808T0800+0300Z). Дата обращения: 10 августа 2019. 10 августа 2019 года.
  11. Мария Ческис. . Почему американские киноакадемики игнорируют нашу страну вот уже 10 лет . Наша версия (13 августа 2007). Дата обращения: 2020-8-13. 14 июня 2021 года.

Ссылки

  • (архив)
  • от 9 февраля 2006 на Wayback Machine
  • Александр Чекулаев. // Мир фантастики : журнал. — 2005. — № 21 . — С. 52—54 . — ISBN 9-771810-224009 .
Источник —

Same as Ночной Дозор (фильм, 2004)