Нефёдов, Михаил Александрович (музыкант)
- 1 year ago
- 0
- 0
Неф , или кора́бль ( фр. nef , от лат. navis — корабль ) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики ), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов , отделяющих его от соседних нефов .
Также нефом называют часть церкви западнее средокрестия , предназначенную для мирян , в отличие от хоров ( пресвитерия ) для клириков.
Слово «неф» происходит от латинского navis — «корабль». Предположительно, такое название должно было подчеркнуть значение основного пространства храма , поскольку корабль являлся одним из символов христианской церкви . Возможно, оно также отражает сходство этой части храма с перевёрнутым корпусом корабля .
Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий — базилик .
Начиная с IV века тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространённым элементом христианской архитектуры. На нефы делится как внутреннее пространство храмов-базилик, получивших широкое распространение в Средние века в Западной Европе в католической традиции, так и интерьеры многих крестово-купольных храмов , появившихся и получивших широкое распространение в архитектуре восточных христианских стран и Византии. В отличие от алтаря , хоров и пресвитерия , предназначенных исключительно для духовенства и хора, неф — та часть храма, в которой можно было находиться мирянам .
В раннехристианских храмах могло быть 3 или 5 нефов (как правило, нечётное число), центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоским деревянным потолком .
В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали церкви с нефами одинакового размера. Их интерьеры называются зальными , такие здания не являются базиликами в строгом смысле слова, но также состоят из ряда нефов.
Деление интерьера на нефы сохранилось как распространённый прием и в эпохи Возрождения , барокко и классицизма .
Кроме продольных, нефы бывают поперечные — т. н. трансепты . В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест. Средокрестие таких храмов может увенчиваться башней или куполом.
В крестово-купольных храмах продольные и поперечные нефы могут быть одинаковой длины, образуя равноконечный крест. В некоторых центричных храмах нефы могут становиться слабо выраженными, что не всегда позволяет употреблять этот термин для описания интерьера крестово-купольного храма.
Как и в древнеримской архитектуре, нефы могут использоваться и в светских сооружениях: например, в виде трёхнефного зала решено помещение библиотеки монастыря Сан-Марко во Флоренции (1431—1441) . Многие подземные станции Московского метрополитена устроены как трёхнефные залы, иногда с выделенным центральным нефом.