Interested Article - Охотный ряд (торговый комплекс)
- 2020-09-05
- 2
«Охотный ряд» — подземный торговый центр под Манежной площадью в Тверском районе Центрального административного округа города Москвы .
История
История подземного комплекса на Манежной площади в Москве началась с закрытого конкурса «Обустройство Манежной площади», объявленного в 1989 году по инициативе Юрия Лужкова , Алексея Музыкантского и Гавриила Попова . Фаворитом конкурса были приглашённые французские архитекторы, а неожиданным победителем стал бывший главный архитектор Бухары Борис Улькин с идеей 7-уровневого комплекса, уходящего под землю на глубину до 38 метров. На 120 тысячах м² Улькин предложил разместить архитектурный музей, исторический театр, детский игровой центр, художественный салон, киновидеозал, рестораны, магазины, банки и офисы. На двух нижних уровнях комплекса была предусмотрена стоянка на 450 автомобилей, а наземная Манежная площадь должна была стать полностью пешеходным общественным пространством с уличными кафе, навесами и скамейками. Также Улькин предложил убрать проезды, разделяющие площадь, Александровский сад и Манеж , а между площадью и садом создать искусственное ущелье с пешеходными мостами и вывести из коллектора Неглинку .
В 1993 году была изменена схема движения транспорта вблизи Московского кремля , освободившая Манежную площадь для строительства, а в марте 1994 года постановлением московской мэрии проекту был дан ход со сроком сдачи через 2,5 года — накануне празднования 850-летия Москвы . Начало работ было профинансировано столичным правительством в объёме более 30 миллиардов рублей, а для привлечения частных инвестиций в сентябре 1995 года было учреждено акционерное общество «Манежная площадь», которому перешло право аренды участка на 49 лет. Общие вложения в проект составили 350 миллионов долларов, одним из основных инвесторов стал Собинбанк . Уже в процессе ведения работ проект был направлен на экспертизу английской компании Bovis International, которая предложила для ускорения окупаемости отказаться от функции общественно-культурного центра. Рекомендации понравились Лужкову, но Улькин отказался идти на компромисс и вносить изменения, поэтому проект был передан «Моспроекту-2» во главе с Михаилом Посохиным , который привлёк своего тестя Зураба Церетели в качестве дизайнера . Новым архитектором стал Дмитрий Лукаев, он предложил поднять над землей часть первого этажа, устроить каскад фонтанов, имитирующих речное русло, облицевать берега камнем и установить скульптуры .
Строительство торгового центра, получившего название «Охотный ряд», было завершено по проекту, который хоть и назывался «редакцией проекта Улькина», не имел с ним ничего общего. Юрий Лужков и Борис Ельцин торжественно открыли «Охотный ряд» в рамках празднования 850-летия Москвы, однако после торжеств торговый центр вновь был закрыт и постепенно введён в эксплуатацию в ноябре—декабре 1997 года . С этого дня торговый комплекс работает ежедневно, кроме 9 мая и 7 ноября, а в дни репетиций Парада Победы режим работы сокращается.
Террористический акт в августе 1999 года
31 августа 1999 года на нижнем уровне «Охотного ряда» в зале игровых автоматов сработало взрывное устройство. Погиб 1 человек, ещё 40 получили ранения осколками стекла, ожоги и контузии .
Архитектура
«Моспроект-2» отказался от углубления комплекса, из-за чего число подземных уровней сократилось до 3, а ещё один поднялся над уровнем земли. Приподнятая часть «Охотного ряда» была решена в виде системы площадей-террас, соединённых лестницами и балюстрадами, а её фасады стилизованы под аркады традиционных русских торговых рядов. Ниже уровня земли были организованы 3 галереи общей площадью 62711 м², прорезанные 2 атриумами, увенчанными стеклянными куполами. Каждый подземный уровень получил оформление в стилях разных эпох: от XVII века на нижнем к классицизму на среднем и модерну на верхнем этаже. Исторический декор Церетели выполнил из пластиков, которые ранее не смог применить в оформлении Храма Христа Спасителя . Наземная часть комплекса была украшена многочисленными фонарями, скульптурами авторства Церетели и 12 фонтанами .
Ещё в 1990-х годах архитектура и оформление «Охотного ряда» стали предметом критики. По мнению архитектурного критика Григория Ревзина , проектировщикам «Моспроекта-2» не удалось преодолеть ощущение тяжести подземного пространства, и по пропорциям торговый центр оказался близок к подземным переходам, а некачественная имитация исторического декора существенно удешевила оформление, несмотря на его крайне высокую стоимость — почти 5 тысяч долларов за м². Но большую проблему критики, включая Ревзина, Рустама Рахматуллина и Сергея Заграевского видят в том, как надземная часть «Охотного ряда» нарушила ансамбль Манежной площади и восприятие окружающего пространства — старого здания Московского государственного университета , Александровского сада и расположенной в нём Могилы Неизвестного Солдата . Также при строительстве была уничтожена часть ограды сада, а фонтаны были возведены в охранной зоне Московского кремля .
Арендаторы
На трёх подземных уровнях «Охотного ряда», связанных лестницами, лифтами и эскалаторами, разместились более 100 магазинов одежды, обуви, косметики, аксессуаров, спортивных и детских товаров, бытовой и компьютерной техники, причём магазины с более высокими ценами расположены на верхних уровнях, а масс-маркет — на нижних. В комплексе также есть отделения банков, офисы туристических фирм, продуктовый магазин, а на нижнем этаже расположен ресторанный дворик . Входы в торговый центр расположены на территории Александровского сада, со стороны Манежа и в подземном переходе станции метро «Охотный ряд» . У торгового центра есть собственная платная подземная парковка со въездом со стороны Манежа .
Примечания
- ↑ Алексей Щукин. . Коммерсант (10 сентября 1994). Дата обращения: 28 ноября 2017. 16 ноября 2016 года.
- ↑ . Большой город (8 июля 2011). Дата обращения: 28 ноября 2017. 8 ноября 2017 года.
- ↑ . Культура.рф. Дата обращения: 27 ноября 2017. 9 сентября 2017 года.
- Денис Тыкулов. . Взгляд (8 сентября 2005). Дата обращения: 27 ноября 2017.
- Юрий Синяков. . Московская правда (18 марта 2016). Дата обращения: 28 ноября 2017.
- Латур А. Москва 1890—2000. — Москва: Искусство — XXI век, 2009. — С. 440. — ISBN 978-5-98051-063-3 .
- ↑ Григорий Ревзин. . Коммерсант (11 декабря 1997). Дата обращения: 27 ноября 2017. 10 декабря 2017 года.
- Артём Кречетников. . Русская служба BBC (19 октября 2010). Дата обращения: 27 ноября 2017.
- Владимир Зайнетдинов, Алексей Сивов, Мария Белоклокова. . Российская газета (31 августа 1999). Дата обращения: 27 ноября 2017. Архивировано 14 мая 2005 года.
- . MosGid.ru (18 марта 2011). Дата обращения: 28 ноября 2017. 27 марта 2018 года.
- Ирина Бегимбетова, Георгий Двали. . Коммерсант (25 июля 2016). Дата обращения: 27 ноября 2017. 10 ноября 2017 года.
- Вера Кичнева. . Slon (3 декабря 2012). Дата обращения: 27 ноября 2017.
- Анна Семёнова. . РИАМО (17 ноября 2015). Дата обращения: 27 ноября 2017. 26 сентября 2020 года.
- . Msmap.ru. Дата обращения: 27 ноября 2017. 27 июня 2018 года.
Ссылки
- Ким Смирнов. . Новая газета (16 мая 2002). Дата обращения: 28 ноября 2017. Архивировано из 22 ноября 2017 года.
- 2020-09-05
- 2