Interested Article - Итальянский грот

Италья́нский грот (известен также как грот «Руины» , павильон-руина «Грот» ) — мемориальное и декоративное сооружение в Александровском саду у подножия Средней Арсенальной башни Московского Кремля . Грот был сооружён по проекту архитектора Осипа Бове в 1821 году в память о московских разрушениях 1812 года . Своё название — «Руины» — постройка получила в связи с тем, что при её строительстве использовались обломки зданий, разрушенных французскими войсками .

История

Вид грота, 2007 год

В 1820—1823 годах шла работа над устройством мемориального парка у стен Кремля — Александровского сада. В 1821-м у подножия Средней Арсенальной башни по проекту Осипа Бове был сооружён Итальянский грот (или грот «Руины»), символизирующий возрождение Москвы после опустошительного пожара 1812 года . Грот врезан в искусственный холм — бастион ( больверк ), который был насыпан при подготовке Кремля к обороне от несостоявшегося шведского нападения во время Северной войны .

Искусственные пещеры были частым элементом садово-парковой архитектуры XIX века. Помимо мемориальной, грот выполнял также увеселительные функции и служил украшением Александровского сада. По свидетельствам историков, в XIX веке над гротом был устроен павильон , в котором по праздникам играл оркестр .

Во время коронационных мероприятий Итальянский грот украшался вместе со Средней Арсенальной башней. Например, во время коронации Александра III постройка была освещена бенгальскими огнями и разнообразной иллюминацией , рядом работал фонтан .

Архитектура

Арка, 2007 год
Голова льва со смотровой площадки грота, 2007 год

Памятник представляет собой искусственную пещеру, образованную каменным сводом и четырьмя белыми дорическими колоннами . На архитраве приземистой колоннады расположены барельефы с символами воинской славы и изображениями гиппокампусов , мифологических лошадей с рыбьими хвостами . Грот выполнен в форме полукруглой арки из красного кирпича и чёрного гранита, а в его стены вмонтированы детали разобранных после пожара московских зданий. В качестве декоративного оформления использовались также обломки пьедесталов , колонн и каменные ядра. Над гротом помещены фигуры львов .

Романтический силуэт грота визуально разбивает единую линию стен Кремля . По мнению историка и краеведа Петра Сытина , «имитация ветшающей древности, создающая наглядный образ уходящего времени, должна была придать постройке грустное очарование в духе театрального романтизма садово-парковых ансамблей того времени» . Построенный в форме белокаменной раковины, грот стал последним образцом русского классицизма в кремлёвском ансамбле .

Задуманный как мемориал разрушенному в 1812 году городу, грот символизирует возрождение Москвы из пепла . Исследователь Оксана Махнева-Барабанова рассматривает идею контраста простоты и «игры масс» с «искусно обработанным» ордером в контексте работ Клод-Николе Леду .

В стены пещеры вмонтированы детали разрушенных французами в 1812 году московских зданий. Однако краевед и историк Александра Смирнова считает это легендой . В качестве декоративного оформления использовались также обломки пьедесталов , колонн и другого строительного материала. Так, среди обломков легко заметить детали с отделкой расположенного поблизости здания Арсенала . Наиболее удивительной деталью является средневековое каменное ядро диаметром 60 сантиметров .

На вершине грота помещается смотровая площадка, украшенная двумя скульптурами львов. Вход на площадку находится в южной части памятника .

По состоянию на 2022 год грот закрыт для свободного посещения. Установлено ограждение и предупреждающие надписи о видеонаблюдении.

Археология

В 2004 году проводилась реставрация грота в Александровском саду. По сообщениям официального сайта Московского Кремля, срочный ремонт был вызван плохим состоянием постройки и вандализмом — своды, колонны и фигуры львов были разрисованы и расписаны. В работах участвовали археологи музея-заповедника «Московский Кремль», которые были особенно заинтересованы в исследованиях засыпки несущих конструкций арки и участка между ней и кремлёвской стеной .

Известно, что территории второй надпойменной террасы левого берега реки Неглинной никогда не были заселены, потому археологи не предполагали сделать существенные находки. Тем не менее, анализ земли, использованной в петровские времена для насыпки больварка, дал неожиданные результаты и содержал вещевой материал городской культуры XIV—XVIII веков. В числе прочего археологами были обнаружены человеческие останки XV века (возможно, часть земли брали на старом кладбище), черепица , посуды, осколки горшка XVII века с заметным присутствием ванадия . Археологи связали повышенное содержание этого металла с варкой мухоморов , видимо, в качестве галлюциногенного средства. Установить точно, из каких частей города была взята земля на данный момент нельзя. Найденные археологические артефакты хранятся в фондах музея — заповедника «Московский Кремль» .

Галерея

Примечания

  1. , с. 34.
  2. , с. 41.
  3. . Моспрогулка. Дата обращения: 31 мая 2018. 14 июня 2018 года.
  4. , с. 312.
  5. , с. 164.
  6. Прогулки по Москве. Дата обращения: 31 мая 2018. 17 октября 2018 года.
  7. , с. 203.
  8. , с. 150.
  9. , с. 107.
  10. , с. 21.
  11. , с. 17—21.
  12. , с. 117—119.
  13. .
  14. , с. 166.
  15. Музеи Московского Кремля (2004). Дата обращения: 31 мая 2018. 20 июня 2018 года.
  16. .

Литература

  • Бове О. И. // . — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2003. — 150 с. — ISBN 5-8123-0088-7 .
  • Бродский Б. И. Сердце Родины - Кремль. — М. : Изобразительное искусство, 1996. — 152 с. — 10 000 экз. ISBN 5-85200-036-1 .
  • Гончарова А. А. Стены и башни Кремля. — М. : Московский рабочий, 1980. — 96 с. — 50 000 экз.
  • Джанджугазова Е. А. // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2011. — № 4 . — С. 117—119 .
  • Длужневская Г. В., Калинин В. А., Субботин А. В. Кремли России XV-XVII вв.. — СПб. : Литера, 2006. — 336 с. — ISBN 5-94455-177-1 .
  • Либсон В. Я. , Домшлак М. И. , Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М. : Искусство, 1983. — 504 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 25 000 экз.
  • Махнева-Барабанова О. А. // Архитектон: известия вузов. — 2007. — № 17 . 4 марта 2016 года.
  • Молокова Т. А. // естник МГСУ. — 2012. — № 6 . — С. 17—22 . 19 апреля 2016 года.
  • Панова Т. Д. // Природа . — 2005. — № 9 .
  • Слюнькова И. Н. Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. — М. : Буксмарт, 2013. — 438 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-906190-07-9 .
  • Смирнова А. Г. // Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук. — Сыктывкар-Вологда, 2012. — № 9 . — С. 155—166 .
  • Сытин П. В. Из истории Московских улиц. — М. : Рипол Классик, 2013. — 848 с.
  • Юдаков И. Ю. Павильон-руина «Грот» // . — М. : Вече, 2007. — 34 с. — ISBN ISBN 978-5-9533-2395-6 .

Ссылки

Источник —

Same as Итальянский грот