Этнический орнамент
- 1 year ago
- 0
- 0
Орна́мент ( лат. — «снаряжение, вооружение » от ornare — «вооружать, снаряжать, снабжать необходимым» ) — узор (узорочье), состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
В словаре В. И. Даля дано определение: « Орнаме́нт м. фрнц. украшенье , прикраса, особенно в зодчестве » ; близко понятиям «узор», «узорочье»: сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, представляющие собою сочетание линий, красок, теней, отвлечённый, абстрагированный тип изображения. В другом источнике указано, что орнамент — исполненное в одной плоскости , вылепленное рельефно или резанное вглубь, одноцветное или полихромное изображение , служащее в архитектуре украшением различных частей здания (полов, потолков, карнизов, фризов, капителей колонн, самых стен и пр.), а в художественной промышленности употребляемое для декорирования изделий всякого рода (керамических, текстильных, металлических и так далее) . В современной теории искусства все разновидности орнаментов рассматривают в качестве результата постоянно действующей абстрагирующей тенденции конкретно-предметных форм, заимствованных из природы, но преобразованных с помощью ритмико-моторных навыков и мифологических представлений об устройстве мира . Иные формы возникают непосредственно из абстрактных понятий и представлений, к ним относятся магические , солярные знаки . Происхождение третьих спорно. Например, меандр — один из древнейших линейных, или геометрических, орнаментов , известный по архаической крито-микенской и аттической вазописи VIII−VII в. до н. э. Его происхождение трактуется различным образом .
Как и декор , орнамент относится к роду композиции , эстетический и художественный смысл которой заключается в органичном взаимодействии с окружающей средой: декорируемой поверхностью с присущими ей фактурой, текстурой, окрашенностью, а также объёмом, массой и даже, опосредованно, с окружающим пространством. Однако, в отличие от декора, орнамент, прежде всего по причине бóльшей абстрагированности, имеет в общей композиции художественного произведения или ремесленного изделия вспомогательное, формальное значение . Так, в Древнем Риме глагол «decorare» означал «украшать» в смысле «возвеличивать, прославлять», в отличие от «ornare» — «украшать» (в значении «снабжать необходимым, оснащать, вооружать»). Если римскому легионеру требовалось «ornamentum» — снаряжение, украшенное гравировкой и чеканкой, — но прежде всего оно должно было охранять его жизнь в бою, то императору во время триумфа полагался «decorum». В это понятие включалось всё, связанное с празднованием триумфа в особо торжественных случаях. Декор нес в себе идеологический смысл . Орнамент имел формальное значение .
В процессе абстрагирования изобразительных форм, или, как принято формулировать в семиотике , превращения изображения в иконический знак , используются три основных метода: собственно абстрагирование (отвлечение от конкретной пространственной и свето-воздушной среды), геометризация (уподобление формату поверхности) и стилизация (взаимодействие характера изображения с общей структурой декорируемого изделия) . В результате действия этих трёх факторов, взаимодействуя с поверхностью, элементы орнамента, подчиняясь закономерностям метра и ритма, образуют орнаментальный ряд либо раппóрт, заполняя какой-либо формат, выполняют обрамляющую или заполнительную функцию. Причём такие формообразующие закономерности прослеживаются исторически во многих этнических культурах .
Орнамент, несмотря на своё вторичное происхождение и вспомогательное значение, не является простым украшением , он подчёркивает особенный смысл различных предметов (в древности магический , ритуальный ), зрительно и тактильно выявляет культурно-историческое значение вещи, её принадлежность определённой традиции, утилитарную функцию, конструктивные особенности (крепления, соединения), тектонические закономерности (членения формы, пропорциональные отношения), качества материала и приёмы его обработки. Такое взаимодействие отличается от простого подчинения декора форме и функции изделия, а представляет собой более сложные отношения.
Орнамент используют в декоративном и прикладном искусстве , народных промыслах и , в архитектуре , оформлении интерьера , тканей . Орнаментирование присуще не только примитивным народам, о чём выразительно писал архитектор А. Лоос в статье « Орнамент и преступление » (1908), но и сохраняется в современной культуре: стрит-арт , боди-арт , татуировка .
Время возникновения орнамента неопределимо, поскольку он возникал постепенно в ходе многовекового осмысления и переосмысления синкретической доэстетической и дохудожественной деятельности человека . В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно - поэтическое отношение к миру. Со временем орнаментальные мотивы теряли свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и тектоническую выразительность. Большое значение в генезисе и историческом развитии орнамента имели эстетические и социальные функции: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира. Не только ритм, свойственный многим процессам жизнедеятельности человека и природным явлениям, но и другие закономерности, несомненно, были отражены в орнаментальных мотивах: закон равновесия и принципы пропорциональности, когда одно может быть равно множеству (имеющем центр, среднюю часть и периферию), троичность религиозных представлений об устройстве мира. Орнамент послужил началом иконографически-символического описания мира, что отражено в исследованиях многих авторов, в том числе Г. Бидермана, Дж. Холла, каталонского писателя Х. Э. Керлота .
Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков, впервые его следы ( зигзаги ) запечатлены в эпоху палеолита ( мезинская культура ) . Геометрический орнамент встречается на артефактах эпохи мезолита .
В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Появляется спиральный орнамент . Со временем орнамент терял своё господствующее положение, познавательные, коммуникативные и культовые функции.
Орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Несомненно также, что орнаментальная история имеет свои константы, знаки, которые, не изменяясь со временем, принадлежат к различным культурам , стилям и культурным эпохам. К таким знакам относится, например, колесо .
Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке , в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и Средних веков , в европейском средневековье. В народном творчестве с древнейших времён складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона) — орнаментальный рисунок — молитва.
Разнообразие связей орнамента с несущей поверхностью, которую он организует, определяет типологию орнаментальных композиций. Орнамент для удобства изучения условно подразделяют на поясной (фризовый, в том числе меандр ), центрический, обрамляющий, геральдический , заполнительный (раппортный) или же сочетающий некоторые из этих разновидностей в более сложных комбинациях.
По степени абстрагирования орнамент делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали); растительный, состоящий из геометризованных и стилизованных мотивов: листья, цветы, плоды ( лотос , папирус , пальметта , акант , гранат и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры — антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы ( гербы ). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях ) или в книгах ( вязь , куфическое письмо , арабески ). Сложные комбинации различных мотивов, например геометрических и звериных, имеют собственные наименования (« звериный стиль », гротеск , тератология ).
Отдельную разновидность изобразительного искусства представляет собой орнаментальная гравюра . В конце XV века в связи с интенсивным развитием и дифференциацией художественных ремёсел возникла потребность в мастерах, специализирующихся на рисовании и гравировании образцов орнаментов. Не каждый ремесленник (златокузнец, керамист, резчик по дереву) мог самостоятельно сочинить подходящий изобразительный декор или орнамент для своих изделий. Если ксилография (гравюра на дереве) была тесно связана с книгопечатанием и книжной иллюстрацией, то на помощь ремесленникам пришла гравюра по металлу — гравюра резцом и офорт , поскольку эти техники издавна были связаны с работой художников- ювелиров . По сообщению Дж. Вазари флорентийский ювелир Мазо да Финигуэрра , который работал в технике ниелло (черни) первым сделал отпечаток на влажной бумаге с металлической пластинки с награвированным узором, заполненным чёрной краской. По иной версии открывателем орнаментальной гравюры на металле был флорентийский ювелир Баччо Бальдини (то и другое утверждение не соответствует действительности). В 1452 году Финигуэрра стал печатать орнаменты со своих изделий на бумагу, но он не был открывателем этой техники. Такие образцы тиражировали и продавали в уличных лавках. Их покупали ремесленники и их подмастерья для работы в своих мастерских .
Орнаментальная гравюра как отдельная разновидность искусства, не связанная с конкретными заказами, позволяла свободно фантазировать на любые темы и мотивы. Вскоре она сформировала особую профессию рисовальщиков и гравёров орнаменталистов. Такими мастерами в первую очередь стали ученики и помощники мастерской Рафаэля Санти в Риме: Маркантонио Раймонди , Агостино Венециано , Марко Денте и Джованни Антонио Каральо; они использовали рисунки и незавершённые композиции Рафаэля, а также мотивы гротеска с античных росписей и собственного изобретения. Такие гравюры покупали мастера росписи итальянской майолики , картоньеры (создававшие картоны для производства шпалер), резчики по дереву, ювелиры и гравёры по металлу.
Орнаменты гравировали немецкие художники кляйнмайстеры , последователи Альбрехта Дюрера (который был также и ювелиром). Отдельное место в этом ряду занимает мастер декоративных плакеток Петер Флётнер . Значительный вклад в развитие искусства орнаментальной гравюры внесли рисовальщики (не все из них гравировали сами) и гравёры периода маньеризма и барокко , а также французской школы Фонтенбло : Франческо Приматиччо , Этьен Делон , Рене Буавен . Выдающимися мастерами стали Жак-Андруэ Дюсерсо , создатель серий «Малых арабесок» и «Больших арабесок» (1566), проектов мебели, деталей оформления интерьера — всего около 1900 офортов , другие представители этой семьи, а также Корнелис Бос , Корнелис Флорис , Жан Берен , Даниэль Маро , один из создателей «большого стиля» Людовика XIV во Франции Жан Лепотр и многие другие.
Орнаментальная гравюра играла важную роль в становлении французского стиля регентства и рококо . В период Регентства сочинением орнаментов помимо живописи занимался Антуан Ватто . Выдающимися мастерами орнаментальных композиций « стиля рокайля » были Франсуа де Кювилье и Ж.-О. Мейссонье , Николя Пино , Жак де Лажу , Жиль-Мари Оппенор .
Во второй половине XIX века, в период историзма и интереса к «историческим стилям» наблюдался новый подъём искусства орнаментальной гравюры, которую стали закупать художественно-промышленные школы и музеи, коллекционеры и меценаты . Так знаменитый парижский антиквар Альфред-Эммануэль Берделе стал крупным знатоком и собирателем, а Андре-Дени Берар — автором первого каталога произведений французских художников-орнаменталистов.
В 1888—1889 и 1891 годах, в два этапа, значительная часть орнаментальных рисунков и гравюр коллекции Берделе (более шести тысяч архитектурных и орнаментальных рисунков) по инициативе А. А. Половцова , государственного секретаря канцелярии императора Александра III , сенатора, председателя Русского исторического общества и председателя, в 1891—1909 годах, Совета Центрального Училища технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге , была приобретена для музея и библиотеки училища. В 1924—1928 годах в связи с «перераспределением музейных экспонатов» большую часть этой коллекции из библиотеки училища передали на хранение в Государственный Эрмитаж .
Австралийский орнамент представлен в виде резьбы по дереву (дендроглифы), выжигания, окраски охрой, белой глиной или углем. Орнамент наносился преимущественно на щиты или палицы. Он делился на геометрический (спирали, концентрические круги, зигзаги , точки, линии) и предметный .
Арабский орнамент тесно связан с исламской религией. Его отличает совершенная неизобразительность и приближенность к каллиграфии, где написанные арабской вязью фразы из Корана создают эффект прихотливого плетения линий. Арабский орнамент ( арабеск ) украшал ковры, керамические предметы и стены святилищ. Иногда узоры приближались к растительному орнаменту, но сохраняли свою отстранённость .
Византийский орнамент содержит растительные мотивы ( акант , виноградная лоза, лилия , лавровый венок, пальметта ), с которым сочетаются изображения животных ( лев , павлин , грифон , голубь , рыба ) и монограмма Христа . Распространёнными цветами являются песочный, синий, зелёный и красный. Византийский орнамент выполняется в виде фрески или мозаики .
Древнегреческий орнамент — одним из его распространённых видов являлся меандр , который был представлен преимущественно [ источник не указан 3247 дней ] в вазописи. Огромную роль играл геометрический стиль и морские волнообразные линии .
Индейский орнамент выражался в геометрических спиральных узорах, ромбах , зигзагах и треугольниках, наносимых на края артефактов (сумки, сосуды, украшения). Из предметных изображений популярностью пользовались стилистические изображения кошачьих и птиц .
Кельтский орнамент имитирует плетение корзин и кос . Отчасти это символизирует замысловатые повороты человеческой судьбы. Также кельтский орнамент испытал влияние христианских мотивов (со времени почитаемого в Ирландии св. Патрика), что выразилось в разнообразных плетёных фигурах с тремя концами ( трилистник ) .
Китайский орнамент отличается крупными рисунками цветов, которые соединяются прихотливыми стебельками .
Монгольский орнамент представлен «молоточным узором» (алхан хээ) .
Норвежский орнамент прочно ассоциируется с изображениями северной природы (снежинки и олени), которыми вышивали тёплые вещи (шарфы, свитера, варежки) .
Персидский орнамент характеризуется особой изобразительностью и богатством красок (в том числе синей и зелёной). В него вплетены изображения фантастических животных ( симурги , грифоны ). Нередки специфические изображения ромбовидных рыб, каплеобразных грушевидных плодов, цветов и листьев .
Полинезийский орнамент представлен в виде татуировок. Как и в других регионах мира, орнамент мог быть абстрактным (спирали, маски-тики) и анималистичным (акулы, черепахи, ящерицы, дельфины, киты). Он нёс не декоративное, а сакральное значение, обеспечивая общение с духами (например, как амулет) .