Interested Article - Веер

Ручной веер около 1800 года
Веер (тахи’и), XIX век, Маркизские острова , Французская Полинезия . Растительные волокна, дерево. Бруклинский музей

Ве́ер (от нем. Fächer — «веер» ) — небольшое, как правило, складное для создания потока воздуха, овевающего лицо, шею и плечи. Складные веера были завезены в Европу в начале XVII века сначала иезуитами , а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их копировать.

Как техническое приспособление веер является лопаткой , прикрепленной к рукояти.

Первые упоминания о веере

Опахало известно на Востоке ещё с глубокой древности — они изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии — символом военной власти.

Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII—II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также вееры из тростника, лотоса.

В императорском дворце веера украшались шёлковыми вышивками — картинками, каллиграфией. И наконец опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом.

Японские мастера совершенствовали формы, и создали, в результате, складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной прочной бумаги. Они назывались сэнсу ( яп. 扇子 ) . И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.

Особое значение приобрёл веер в период Нара и в период Хэйан . Знаменитая придворная дама и писательница Сэй Сёнагон причисляет веер к предметам, которые «пленяют утончённой прелестью». На веерах рисуют картины и пишут стихи.

Веер играет важную роль в японском театре кабуки и традиционном танце . Исполнители традиционного японского танца используют особые упрочнённые и утяжелённые танцевальные складные веера май-оги ( яп. 舞扇 ) , а также круглые веера утива ( яп. 団扇 ) .

Веер использовался и как оружие (например, гумбай ).

В XVIII веке в Японии появилась игра тосэнкё , смысл которой заключается в сбивании игрушки веером.

Эпоха барокко — искусство церемоний

Жан Марк Натье « Мария Аделаида Французская , держащая веер» (после 1750)

В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 1660-е годы «Французская гильдия» по изготовлению опахал процветала и её статус «поставщика двора» был подтверждён самим королём .

Французские правила были очень строгими, поэтому расписывать веер дозволялось лишь ограниченным количеством сюжетов, однако в Италии мастера использовали самые различные рисунки, что, зачастую, делало их изделия более привлекательными для потребителя.

Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии , из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный или цветочный орнамент .

Материалы, которые использовались для изготовления вееров, были различны — шёлк , кожа , пергамент , плотная бумага . Некоторое время были в моде веера с зеркальцами посередине (такие веера не складывались). Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой .

При дворе Людовика XIV веер играл роль и в дворцовом церемониале — дамы их могли открыть только в присутствии королевы . Юная девушка, прежде чем появиться в свете, помимо других наук должна была научиться искусству обращения с веером.

Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару . Веер добавлял придворной красавице значительности и важности — она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.

Со временем веер из опахала и «знакового предмета» аристократки превратился в настоящее орудие флирта .

Рококо — флирт и лёгкость бытия

«Общество в парке». Работа Ж. ф. де Труа

В эпоху рококо веер превратился в изящную игрушку, в орудие флирта и продуманного дамского кокетства. Более того — теперь он стал доступен и представительницам буржуазии .

Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII—XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки» . А парвеню вообще не владели этим искусством в должной мере.

Изменились и сюжеты — теперь большинство вееров были расписаны пасторальными сценками (часто фривольного содержания), а также сценками из жизни итальянских актёров (в духе картин Антуана Ватто ).

Расписывать веера было почётно — этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше .

С возникновением моды на китайский фарфор и стиль « шинуазри » (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая .

Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи одного только веера.

Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера , который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.

В капиталистической Англии производство вееров было поставлено на промышленную основу. Помимо традиционных художественных сюжетов, английские мастера использовали рекламу товаров или правила игры в вист.

В России веер стал популярен в эпоху петровских реформ .

Век XIX — страусовый «бум»

На картине Пьера Огюста Ренуара веер можно считать композиционно-цветовой уловкой

В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготавливаться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев. Это привело к значительному сокращению популяции страусов. На карикатурах второй половины XIX века можно увидеть такой сюжет — модная дама догоняет стаю перепуганных страусов.

В это же время наметилась новая тенденция — веера заказывали к определённым туалетам. Изменились и сюжеты. Пасторальные и галантные сценки уступили место историческим сюжетам, активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображались птицы и животные, а в эпоху ампир входят в моду античные мотивы.

Самыми стильными были, по-прежнему, французские веера, однако Германия и Нидерланды также производили весьма достойную продукцию.

Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как веера-меню и веера-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства.

Модерн, ар-деко и нью-лук — повторение пройденного

Реклама начала XX века
Веер с кисточкой 1914 года, Жорж Барбье

Мода эпохи Модерн тяготела к экзотике. Это сказывалось и в увлечении Древним Египтом , Японией , мусульманским востоком (особенно после успеха балета « Шехерезада »). На волне этого увлечения вошли в моду опахала в восточном стиле.

Другим направлением было возвращение к эстетике рококо в том виде, как её понимали Константин Сомов и « мирискуссники ». Таким образом, возникла кратковременная мода на веера с пасторальными сюжетами и многочисленными рокайлями .

В моду входят неудобные веера из павлиньих перьев.

А вот с его строгой роскошью, яркими цветами и стремлением к концептуальности предлагает женщине настоящие веера-концепции.

Веер уже не нужен для флирта и кокетства — женщина XX века всё называет своими именами. Теперь опахало — просто стильная штучка, присущая аристократической «dolce vita».

По-прежнему в моде страусовые перья. Они прекрасно сочетаются с боа и меховыми накидками светских львиц и кинозвёзд.

Сюжеты в XX веке становятся ещё более разнообразными — здесь и международные события (парижские выставки, спуск на воду корабля, и даже строительство моста), карикатуры, лица кинозвёзд.

После окончания Второй мировой войны , как реакция на лишения и аскетизм военного времени возник удивительный стиль New Look , на короткий срок возродивший корсеты , кринолин и, разумеется, веера.

Веер здесь играет вспомогательную и довольно незначительную роль — его используют в качестве «последнего штриха» к светскому наряду и он вполне может быть заменён крохотной сумочкой.

Особой популярностью пользовались вееры с кружевным, полупрозрачным экраном (в эпоху New Look кружево весьма широко использовалось в индустрии моды).

Художники, работавшие в стиле pin-up , также довольно часто обыгрывали тему веера.

В современной нам жизни веер является, скорее, аксессуаром модных дефиле , нежели предметом быта. Кроме того, веера используются в постановках костюмных и исторических пьес, в экранизациях литературных произведений, в концептуальных фотосессиях журналов Vogue и ELLE .

C повышением интереса к китайскому учению фэн-шуй , веер начали использовать и как якобы средство коррекции энергетики помещений. Считается, что правильно расположенные веера могут позитивно повлиять на жизненный тонус живущих в доме.

Веер в боевых искусствах

Японские военные веера

Веер — красивый, практичный инструмент, который не похож на оружие. Однако столетиями боевой веер является ценным видом оружия в боевых искусствах Японии, Кореи и Китая. Боевой веер, в целом, использовался двумя путями, как сигнальное приспособление (гумбай ( яп. 軍配 ) ) и непосредственно в качестве оружия (тэссэн ( яп. 鉄扇 ) ), которым можно как наносить удары, так и отражать дротики и даже стрелы. Также в качестве оружия его использовали куноити . Такие веера, как правило, изготавливались из прочных материалов, таких как дерево и железо, и были намного тяжелее светских аналогов.

Виды и конструкции вееров

В целом веера можно разделить на два вида: складные и нет. В японском языке даже существуют термины сэнсу (складной веер) и утива (цельный веер). Каждый из этих видов можно также разделить на подвиды в зависимости от конструкции. Впрочем, если речь идёт о боевом веере , то имеет место иная классификация, по применению веера.

Складные веера

Складной веер, также называемый плие фр. plié , состоит из нескольких палочек, называемых пластины (крайние, утолщённые пластины называют гарды ), скреплённых в головке веера специальной заклёпкой — штивом . Гарды и пластины составляют остов веера, то есть его жёсткую часть. Часть веера, на которую наносится рисунок, называется экраном веера. В зависимости от того, как сделан экран веер, различают веера с мягким экраном, то есть с экраном, изготовленным из бумаги или материи, и веера с жёстким экраном, то есть такие веера, где широкие пластины сами и представляют собой экран. Такие веера называют бризе ( фр. brisé ) .

Жёсткие (круглые) веера

Жёсткие или круглые веера, как правило, называют утива , от японского слова, обозначающего такой тип веера. Веер-утива, как правило, состоит из твёрдой ручки и множества (40—80) бамбуковых прутьев, покрытых с обеих сторон бумагой, составляющей экран веера, форма которого может, впрочем, и отличаться от круга. Такие веера можно разделить на те, что имеют раму из утолщённых прутьев по периметру экрана, и те, что не имеют таковой.

Огненные веера

Веер для огненного шоу

Конструкция, называемая веерами, также используется в фаер-шоу . Огненные веера, как правило, используются парами и представляют собой металлические конструкции из спиц, присоединённых к округлой рукоятке в форме веера, с 5-7 фитилями, изготовленными из кевлара и расположенными на концах спиц. Выступление с огненными веерами представляет собой сочетание танца с исполнением околоцирковых трюков, заключающихся во вращении вееров и также жонглировании .

Веер как инструмент нагнетания воздуха в зону горения

Веер является эффективным инструментом нагнетания потока воздуха в зону горения топлива в целях усиления реакции горения. Создаваемый поток воздуха таким веером способен поддерживать горение не только сырых, невысушенных ветвей с зелёной листвой, но и под дождем.

Примечания

  1. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. I : А—Д. — С. 285.

Литература

  • Андреева Р. П. Веер // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 126—130. — ISBN 5-86617-030-2 .
  • Беловинский Л. В. Веер // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . — М. : Эксмо , 2007. — С. 78. — 784 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-699-24458-4 .
  • Буровик К. А. Веер // Красная книга вещей: Словарь. — М. : Экономика , 1996. — С. 124—125. — 215 с. — ISBN 5-282-01639-7 .
  • // Мещеряков А. Н. Книга японских символов. М., 2003, с. 218—223
  • Мерцалова М. Н. История костюма. — М. , 1972.
  • . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Чевяков А. Fans: From the 18th to the Beginning of the 20th Century , предисловие Карла Лагерфельда
  • Чевяков А. «Снаряд для навевания прохлады» // Пинакотека. — М. , 1998. — № 6—7 .
  • Иллюстрированная энциклопедия моды. — М. , 1987.
  • Мода и стиль. Современная энциклопедия. — М. , 2002.
  • Mode 1900—1999. — Köln, 2000.

См. также

Эффект веера

Ссылки

Источник —

Same as Веер