Бюст С. М. Будённого
- 1 year ago
- 0
- 0
Бюст — скульптурное трёхмерное изображение ( круглая скульптура ) верхней части человеческой фигуры в погрудном либо поясном срезе, обычно установленное на цоколе. Как правило, бюст является портретным изображением, призванным зафиксировать индивидуальные, присущие только конкретному человеку черты, однако существуют и бюсты, представляющие обобщенные типы человеческой внешности. Бюсты выполняются из тех же материалов, что и обычная скульптура: мрамор , бронза , дерево , терракота , воск , гипс и т. д.
С древних времён бюст является наиболее распространённым типом скульптурного изображения человека и передачи его портретных черт, так как для создания полноростовых скульптур требуется больше затрат и материальных, и физических. Бюст приближен к размеру в натуральную величину, занимает меньше места и допускает исполнение из таких непрочных материалов, как, например, терракота.
Самым древним примером скульптурного портрета можно считать египетские погребальные маски , сделанные из различных материалов (воск, папье-маше , дерево), они укладывались на мумии и саркофаги . Большинство дошедших до нашего времени древнеегипетских скульптурных голов или бюстов являлись частью полноростовых изваяний, так как обычно тело и голова статуи человека исполнялись из разных материалов. Для соединения отдельных деталей использовались «шипы», сохранившиеся на бюстах до наших дней .
В Греции как надгробия использовались гермы — четырехгранные колонны, на которых устанавливались скульптурные изваяния голов или бюсты — первоначально это было изображение бога Гермеса , позднее других богов и героев . Композиционно ксоаны (идолы, изображавшие божество) и гермы являются предтечей скульптурной формы бюста .
Античные скульптурные изображения голов, завершающиеся шеей, иногда представляются бюстами. Однако большей частью это не самостоятельные художественные произведения, а фрагменты статуй, созданные для вставки в готовое произведение, что является обычной практикой древнеримских скульпторов .
Портретный бюст появился в Древней Греции , однако сохранилось очень мало оригинальных греческих образцов, в отличие от множества их римских копий. Так, известны четыре римские копии бюстов Перикла в коринфском шлеме, однако этот бюст — копия части статуи в полный рост. Такие частичные копии древнегреческих скульптур были очень популярны в Древнем Риме .
Собственно традиция портрета в виде бюста возникла в Риме, вероятно, из обычая семей римских патрициев хранить восковые или гипсовые маски, возможно, снятые с лица покойного. Такие маски выставлялись в атриуме патрицианского дома. По сообщению Полибия (жившего в Риме длительное время с 167 г. до н.э.), когда умирал член семьи, в похоронной процессии маски покойных представителей рода несли перед полусидящим телом умершего . Позднее восковые маски, вероятно, либо заменялись либо дополнялись скульптурными изображениями. Обладание такими изображениями imagines majorum («портретами предков», «изображениями старших» ) было требованием для принадлежности к сословию всадников . Само французское слово buste произошло от бытовавшего в средневековой латыни bustum, в свою очередь произошедшего от латинского ambro, обозначавшего «обжигаю, жгу» — bustum в Древнем Риме называлось место, где сжигались тела умерших .
Развитие реалистического портрета в Древнем Риме во II — I вв. до н. э. имело в своей основе акцентированный интерес к человеческой индивидуальности. Также популярности этого направления скульптуры способствовало право, данное должностным лицам, устанавливать на форумах римских городов свои скульптурные изображения. Своего наивысшего развития скульптурный портрет Древнего Рима достиг в I—III вв. н. э. Портреты этого периода отличает понимание художником ведущих черт характера модели и высокая реалистичность изображения, позволяющие создавать впечатляющие образы . Изначально портретная скульптура была представлена только изваянием головы, поздние бюсты исполнялись с плечами, а с III века уже в погрудном срезе .
Для Средних веков портрет в виде бюста был достаточно редким форматом. Тем не менее, скульптура была одним из немногих видов искусства, где в эту эпоху проявляется интерес к натуре, реальным чертам модели. При дворе императора Фридриха II , увлеченного античностью, работала мастерская, художники которой в подражание древнеримским создавали портреты самого Фридриха и его приближенных. Однако средневековые скульпторы, работающие в антикизирующей манере, не могли достигнуть такой глубокой трактовки образа и острого психологизма, которые отличают произведения римских мастеров .
Широкое распространение в Средние века получили реликварии новой формы в виде роскошно декорированных бюстов из драгоценных металлов, представляющие идеализированное изображение того или иного святого. Например, знаменитый бюст Карла Великого из золота (ок. 1350), до настоящего времени хранящийся в сокровищнице Ахенского собора . Интересны реликварии XII века: святых Баудино в , Цезарио в Море , в .
К концу XIV века в скульптуре сложился жанр портрета реального человека, воплотившийся в станковом бюсте, в первую очередь он имел характер мемориального. Одна из интереснейших скульптурных портретных галерей была создана по инициативе императора Священной Римской империи Карла IV в пражском соборе Святого Вита . Бюсты были раскрашены, чем напоминали живописные произведения, в настоящее время первоначальная краска сохранилась лишь на изображении Элишки , матери Карла. Весьма необычно для той эпохи, что, наряду с портретными бюстами императора, членов его семьи, деятелей церкви, связанных с собором, были помещены портреты его строителей — Матьё Аррасского и Петера Парлержа . Часть бюстов выполнена не с натуры, так как это изображения уже умерших к тому времени людей, поэтому они скорее отражают представление художников о различных портретных типах. Так, по мнению исследователей (Джорджия Райт), портреты четырёх жён императора и его приёмной дочери воплощают идеализированный женский образ, образ Девы Марии . Впечатление идеальности усиливает головной убор ( апостольник ) и «трепетная улыбка» . Бюсты архиепископов и ректоров выполнялись не мастерской Парлержа, а другими скульпторами. В этой группе, отличающейся более мягкой моделировкой, собраны портреты типизированные (бюсты ректоров Котлика и Бушека), индивидуализированные (портрет Бенеша Крабице, вероятно, прижизненный) и даже гротескные (портрет ректора Микулаша Голубца) — что, возможно, является не вполне удавшейся попыткой передать определённое эмоциональное состояние. Среди этой группы выделяется бюст ректора Вацлава из Радче, «настоящий трёхмерный станковый бюст» ( Ювалова ). По мнению некоторых исследователей (А. Кутал), этот бюст уже ближе к раннеренессансной портретной пластике .
К поздней фазе Средневековья относится произведение резчика и скульптора Йорга Сирлина Старшего для Ульмского собора (1469—1474). Проходы деревянных скамей на хорах собора были украшены впечатляющей галереей скульптурных портретов пророков , сивилл и античных ученых, исполненных с редкой выразительностью. Портреты в поясном срезе скульптор исполнил с руками. Некоторые исследователи считают, что среди бюстов Ульмского собора имеются автопортрет самого Сирлина, а также портретный бюст его жены .
Жанр скульптурного портрета стал невероятно популярным в эпоху Ренессанса, когда в системе ценностей человек и его духовный мир заняли центральное положение. Итальянцы познакомились с древнеримскими бюстами, обнаруженными в раскопках .
Появились новые формы бюста, расширившие возможности художественного выражения. Вместе с возрождением использования погребальных масок возник обычай снятия слепка с лица живого человека — изучение натуры было необходимо для достижения максимального портретного сходства. С влиянием античного искусства исследователи связывают перевод в мастерских Флоренции вотивных восковых бюстов в мрамор, чтобы более точно передать черты модели .
В жанре скульптурного портрета работали такие выдающиеся мастера, как Донателло (основоположник ренессансного скульптурного портрета), , Франческо Лаурана , Андреа Верроккьо , вдохновлявшиеся древнеримскими образцами .
Формат скульптурного портрета изменился во второй половине кватроченто — появились бюсты с руками модели, что добавляло изображению энергетики и жизненной убедительности. Таков портрет женщины с букетом цветов, исполненный Андреа Верроккьо (ок. 1480). Однако широкого распространения бюст в поясном срезе с руками не получил, так как это существенно увеличивало стоимость произведения .
Бюсты в ренессансной Италии устанавливались либо на фасаде здания, либо внутри помещения над дверью или над камином, поэтому они исполнялись скульпторами с учётом того, что зритель их будет видеть, стоя внизу. Таков бюст работы Донателло .
Становление скульптурного портрета барокко тесно связано с именем Джан Лоренцо Бернини . Его экспрессия и драматизм открывают новую эпоху в станковой скульптуре, отвечающей эстетическим запросам как барокко так и классицизма . Впечатление движения усиливается развевающимися на ветру драпировками, как в бюсте Людовика XIV (1665, Версаль, Дворец), чтобы придать модели больше величия, здесь скульптор выбрал перспективу снизу вверх. В портретах работы Бернини сочетаются передача эмоционального напряжения, человеческого характера и великолепное владение материалом (Адский автопортрет (1619), портрет Констанции Бонарелли (1636), портрет Павла V (1617—1618)) . Бюст «Голова Медузы », приписываемый Бернини, может служить примером неожиданной трактовки распространённого античного сюжета: художник избрал не традиционное изображение легендарного чудовища, от взгляда которого всё превращается в камень, а момент переходного состояния, когда прекрасная девушка осознаёт, что превращается в уродливую Медузу. Бюст Медузы исполнен с пониманием природы материала, мрамор в разных местах подвергнут разнообразной обработке, таким образом достигается достоверность изображения. Зловещая причёска Горгоны из причудливо извивающихся змей демонстрирует высокое мастерство скульптора .
Во Франции на развитие скульптуры повлияли две такие различные традиции, как национальная готическая, имевшая большое значение в XVI веке и даже в более поздний период, и итальянское Возрождение. Мастера, обращавшиеся к станковому портрету, были также и медальерами: свидетельством не прерывавшейся преемственности служат работы Жермена Пилона (портрет ребёнка, отличающийся удачной передачей сочетания детской наивности и состояния сосредоточенности)