В 1902 году Фомин совместно с
И. Е. Бондаренко
и Ф. О. Шехтелем организовал в Москве выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля»
. Однако попытки создания «нового» сообщества архитекторов в те годы не увенчались успехом. Декоративизм «модерна» сковывал идеи Фомина, который был приверженцем конструктивной логики и композиций, построенных на противоборстве сильных архитектурных масс
.
Он попытался объединить идеи «модерна» с традициями древнерусской архитектуры в проекте ограды и келий
Ферапонтова монастыря
, проектах домов для художника Коровина и Московского общества художников, после чего обратился к классицизму
.
Неоклассицизм
В 1903 году в эскизах Фомина наметился отход от модерна к
неоклассицизму
. В 1904 году он выступил в журнале «
Мир Искусства
» с программным заявлением в защиту александровского
ампира
(«Архитектура московского классицизма»: «Мир искусства», 1904, № 7; серия открыток, изданных Обществом св. Евгении). Это объединило его с художниками «Мира искусства» во главе с
А. Н. Бенуа
. В классицизме Фомин усматривал проявление «вечных» форм и законов архитектуры, неоднократно становившихся основой новых архитектурных стилей в разные периоды истории и на разных широтах
.
В 1905 году Фомин вернулся в Санкт-Петербург, чтобы закончить академический курс в Высшем училище. В 1909 году предоставил на конкурс
Академии художеств
композицию на тему «Курзал на Минеральных Водах» (мастерская
Л. Н. Бенуа
) и получил звание художника-архитектора по мастерским Л. Н. Бенуа (архитектура) и
В. В. Матэ
(офорт). Ему была присуждена
пенсионерская
поездка за границу, во время которой он выполнил крупную серию
офортов
и целенаправленно изучал ордерную архитектуру в Италии, Греции и Египте
.
В 1908 году стал участвовать в составе коллектива учёных в подготовке издания труда по истории русского искусства, возглавляемого
И. Э. Грабарём
. Он выявил, датировал, атрибутировал большое количество материалов из истории русской архитектуры, дал анализ и оценки, впервые опубликованные в томе 3 «Истории русского искусства» (1909) и прочно вошедшие затем в историю искусств. В 1911 году Фомин организовал «Историческую выставку архитектуры»
.
В 1912 году по проектам И. А. Фомина были построены памятники русским воинам, павшим в 1812 году — обелиски в
и
Борисове
и колонна в
Волковыске
.
Крупнейший проект Фомина — реконструкция
острова Голодай
— был прерван началом
Первой мировой войны
. В 1911 году английская девелоперская компания выкупила восточную часть острова Голодай под строительство жилого района для среднего класса и пригласила для проектирования Ивана Фомина и
Фёдора Лидваля
. Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, получившую название «
Новый Петербург
». До начала
военных действий 1914 года
по проекту Фомина были завершены два полукруглых корпуса (№ 2 и 10 по нынешнему переулку Каховского), в работе принимал участие его ученик — архитектор
Э. Шталберг
.
В стиле неоклассицизма Фомин выполнил также проекты ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (совместно с О. Р. Мунцем, М. Х. Дубинским, С. С. Серафимовым), дома А. А. Половцева (1911—1913) и дома С. С. Абамелек-Лазарева (1912—1914)
, курортных комплексов для Кавказа и Крыма, Николаевского вокзала, ряда банков, музеев, которые остались не осуществленными
.
26 октября 1915 году Академическое собрание «за известность на художественном поприще» избрало И. А. Фомина академиком архитектуры.
Преподаватель
Высших Женских Политехнических курсов
(в 1915 году преобразованных в Женский Политехнический институт, в 1918 году — во Второй Петроградский Политехнический институт).
Первыми работами Фомина советского периода были проект Дворца рабочих Московско-Нарвского района (1919) и конкурсный проект крематория в Петрограде.
В 1919 году И. А. Фомина назначили главой архитектурно-планировочной мастерской при Совете коммунального хозяйства Петрограда
.
Под руководством Фомина летом 1920 года была проведена работа по декоративному оформлению
Каменного острова
и создан проект планировки и озеленения
Марсова поля
. В этот же период Фомин принял активное участие в проектной работе по планировке Петрограда: были подготовлены проекты восстановления исторического вида Кленовой аллеи (1919, В. Г. Гельфрейх), урегулирования планировки центра города (1920—1921, Архитектурная мастерская Совкомхоза), перепланировки Аптекарского острова (1920—1921, И. А. Фомин), переустройства Большого проспекта Васильевского острова (1922, И. А. Фомин)
.
Начиная с середины 1920-х годов, Фомин разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской классики», использующую предельно упрощённые, лаконично строгие формы, соответствующие логике построения железобетонных конструкций. Но хотя железобетон был для Фомина средством, создающим новые конструктивные возможности, он всё же считал, что «на крепкий костяк из железобетона следует надеть мясо из кирпича и камня; эта декорация есть наш архитектурный язык». Преобразуя ордерный декор в современные формы «красной дорики», Фомин приходит к выводу, что требованиям композиции современных высоких зданий отвечает спаренная
колонна
без
баз
и
капителей
, отсутствие традиционного
антаблемента
, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проём начинается непосредственно от колонны)
.
Отрицая модные веяния
кубизма
, конструктивизма и
супрематизма
, Фомин был очень внимателен к новым функциональным возможностям («только тот мастер прав, который ищет новых путей»). При этом он твёрдо стоял на позициях классики, которая должна была развиваться в творчестве архитекторов («внося малое свое усовершенствование […] вы сделаете больше, чем если выдумаете что-то совсем новое, никогда не виданное»)
.
После того, как на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 года были приняты решения по «перестройке советской архитектуры», архитектурная жизнь в Советском Союзе принципиально изменилась, будучи поставленной под тотальный контроль высшего партийного руководства и лично
И. В. Сталина
[
источник не указан 981 день
]
. Начало 1930-х годов — это эпоха «бумажных проектов», в ходе которых происходило прояснение требований руководства к архитектуре
[
источник не указан 981 день
]
.
В этот период в проектах Фомина появляется богатый внешний декор: он активно вводит в композицию
портики
,
ротонды
и
аркады
, скульптуры и рельефы. Характерными примерами этого стиля стали проекты дворца-музея транспортной техники,
Курского вокзала
,
театра Красной армии
. По проекту Фомина построено здание Совнаркома УССР в
Киеве
(1935, соавтор
Абросимов П. В.
)
. Стволы трёхчетвертных колонн большого ордера, охватывающие семь этажей этого здания, обработаны рустом с рельефной фактурой «под шубу» и снабжены базами и капителями. Стилистика этого здания предвещает послевоенный «
сталинский ампир
», однако Фомин последовательно выступал как против ретроспективной подражательности (
дом Жолтовского
), так и против украшательства
.
В 1933 году Фомин получает предложение руководить архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3. Поздние работы Фомина, выполненные совместно с учениками, — это конкурсные проекты театра в
Ашхабаде
(1934), здания
Наркомтяжпрома
на
Красной площади
(1934), городка
Академии наук СССР
в
Москве
(1934, соавторы), санатория Комиссии содействия учёным в
Сочи
(1935, соавтор Л. М. Поляков).
Лаконичный стиль Фомина нашёл своё органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «
Красные Ворота
» (1934) и «
Площадь Свердлова
» (1936, работа завершена Л. М. Поляковым).
Иван Александрович Фомин умер в разгар творческой деятельности, 12 июня 1936 года
, и был похоронен в Москве на
Новодевичьем кладбище
.
Кредо
«Если ты хочешь оставить после себя след в искусстве, если ты действительно хочешь внести нечто ценное в искусство своей страны, то, прежде всего, научись глубоко понимать и ценить подлинное искусство и отличать его от халтуры, пошлости и отсебятины. Только этот честный путь приличен и может быть одним из камней той пирамиды, которую мы строим коллективно на фронте советского искусства».
И. А. Фомин.
«Совет молодым» (1936)
.
Служебные постройки во владении Московского Торгового Строительного Акционерного Общества (1901, Москва,
Пречистенский переулок
), не осуществлён;
Мебель и отделка интерьеров выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» (1902, Москва,
Столешников переулок
, 13), не сохранились;
Конкурсный проект дома-особняка князя П. П. Волконского, 1-я премия (1903, Москва), не осуществлён;
В
Орле
, на родине И. Фомина, его именем названы улица и сквер.
В январе-феврале 2012 года в
Петропавловской крепости
Санкт-Петербурга прошла памятная выставка, посвященная петербургскому периоду творчества архитектора
.
↑
Денис Банников.
(рус.)
.
ardexpert.ru
(28 августа 2017). Дата обращения: 17 июня 2021.
24 июня 2021 года.
, с. 420—426.
Седов Вл. В.
Иван Фомин: проект церкви в Мириоках / Предмет архитектуры: Искусство без границ / Отв. редактор и сост. И. Н. Слюнькова. — Прогресс-Традиция, 2011. — С. 235—239. — 528 с. —
ISBN 978-5-89826-383-6
.
Ливицкая З. Г.
от 6 ноября 2021 на
Wayback Machine
/ Мир усадебной культуры. I Крымские Международные чтения (22—24 мая 2000, г. Алупка): Материалы // Под ред. В. П. Казарина. — Симферополь: Крымский Архив, 2001.
(неопр.)
.
Архивный комитет Санкт-Петербурга
. Дата обращения: 6 ноября 2021.
6 ноября 2021 года.
↑
(неопр.)
. encspb.ru. Дата обращения: 15 ноября 2016.
27 июля 2017 года.
Литература
Архивные источники
Личное дело, заведенное в
ИАХ
//
РГИА
. Ф. 789. Оп. 12. 1894 г. Д. И-20.
Литература
Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 12. Ленинград. 1927 г. Стр. .
Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 13. Ленинград. 1930 г. Стр. 128—132.
Ильин М. Иван Александрович Фомин. — Москва: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1946. — 50 с.
Хмельницкий Д. С.
Архитектура Сталина: Психология и стиль.
М.:
Прогресс-Традиция
, 2007 г.
Хан-Магомедов С. О. Иван Фомин. М.: ГНИМА им. А. В. Щусева, фонд «Русский авангард». 2011 г.
С. Н. Кондаков.
Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. —
СПб.
: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 403. — 454 с.
Князькина, А. В. (2019).
(PDF)
.
Открытые слушания «Института Петербурга», 2017-2018
: 35–48.
{{
cite journal
}}
:
no-break space character в
|title=
на позиции 11 (
справка
)
Жарова Е. А., Мануртдинова В. В., Шишкина Е. А., Шудрова Е. В.
Памятники Санкт-Петербурга / Научн. редактор Ефремова Н. Н.. — Справочник. —
СПб.
: Государственный музей городской скульптуры, 2016. — С. 126, 438, 440, 495. — 496 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-7937-1376-4
.