Беда, Леонид Игнатьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ио́сиф Игна́тьевич Лове́йко ( 6 [19] февраля 1906 , Прохоры , Приморский край — 9 сентября 1996 , Москва ) — советский, российский архитектор . Главный архитектор Москвы с 1955 по 1960 год. Народный архитектор СССР (1975) .
Родился в крестьянской семье в селе Прохоры (ныне Спасского района Приморского края ).
Закончил ремесленное училище , затем поступил на рабфак во Владивостоке . Преподаватели рабфака обратили внимание на его художественные способности и направили его в московский ВХУТЕМАС (с 1926 — ВХУТЕИН , с 1930 разделён на несколько вузов, в том числе — Институт пролетарского изобразительного искусства , Московский архитектурный институт , Художественно-промышленный институт имени Строганова и др.). Он подал документы на архитектурный факультет, который окончил в 1931 году . Куратором его дипломного проекта был архитектор- конструктивист Александр Веснин .
После выпуска начал работать в Стройсекторе ВСНХ РСФСР , а в середине 1930-х перешёл в архитектурно-проектную мастерскую № 5 Моссовета под руководством Даниила Фридмана . В 1934 году разработал проект клуба «Волгостроя», построенный в Рыбинске . Это единственное сооружение, выполненное им вне пределов Москвы. Тогда же молодой архитектор спроектировал первые дома в столице — жилую застройку Котельнической и Гончарной набережных (1934—1937) . В соавторстве с Даниилом Фридманом он в 1935-м создал вестибюль станции метро « Дзержинская ». Оригинальным стилистическим решением этого сооружения стал двойной арочный портал . В 1937—1939 годах руководил строительством восточного корпуса Воспитательного дома . Тем самым он завершил композицию, предложенную автором проекта Карлом Бланком в середине XVIII века .
Хотя собственный стиль архитектора окончательно ещё не сформировался, на его работы обратил внимание архитектор Каро Алабян в статье «Против формализма, упрощенчества, эклектики», которая вышла в апрельском номере « Архитектуры СССР » в 1936 году. В статье задавались стандарты советского зодчества и одновременно критиковались все « антисоветские » стили. Автор называл недопустимым «упрощенчество- эклектику » и причислил к «упрощенцам» И. Ловейко. Такая оценка повлияла на молодого архитектора, поэтому его работы 1940-начала 1950-х разительно отличаются от ранних .
После начала войны остался в столице, чтобы участвовать в разработке московских оборонительных сооружений .
С 1944 года он снова принялся за проектирование гражданских зданий и в 1946-ом возглавил Архитектурно-строительную мастерскую Моссовета . В послевоенное десятилетие разрабатывал проекты в стиле « сталинский ампир ». В то время московские высотки с их вертикальной композицией были признаны эталоном, символом «раскрепощения могучих сил» страны . Следуя архитектурной моде, архитектор декорировал главные фасады массивными портиками и колоннадами . В числе подобных его работ — административное здание НКВД СССР (современный адрес — Газетный переулок , 6), жилой дом на Краснопресненской набережной , 2/1 , гостиница « Советская » .
В 1955 году его назначили руководителем Архитектурно-планировочного управления Москвы . За пять лет пребывания в должности он продолжил развивать проекты, которые были приняты при его предшественнике Александре Власове . Основной задачей московских властей являлось строительство новых районов на окраине столицы . Именно во второй половине 1950-х произошёл отказ от проектирования отдельных зданий, основной единицей городской застройки стал микрорайон .
Во времена И. Ловейко руководитель начал повсеместное использование новых конструкционных материалов . Так вместо кирпича с 1955 года стали использовать крупные бетонные блоки, а с 1958-го — также и керамзитобетонные панели . Ещё одной особенностью массовой застройки стало ограничение высоты жилых помещений до 2,5 м. В одной частной беседе архитектор признал, что малогабаритные квартиры в «унылых коробках» — только часть проблемы. По его мнению, дома с несущими перегородками и стенами из тонких вибропанелей должны были развалиться через 20 лет. Повлиять на ситуацию он не мог, поскольку на удешевлении строительства настаивал Никита Хрущёв .
На посту главного архитектора Москвы занимался разработкой перспективных магистралей. В 1960 году он заявил о необходимости создания в столице Третьего , Четвёртого и Пятого транспортных колец. Также он предлагал перестроить Садовое кольцо , чтобы избежать пересечения кольцевых и радиальных дорог. Решение этой задачи он видел в создании тоннелей на пересечении улиц. Примечательно, что уже в 1960-м он отмечал необходимость строительства в Москве многоэтажных гаражей-гостиниц для частного автотранспорта .
В 1957—1959 годах принимал участие в двух закрытых конкурсах на проект Дворца Советов , который планировалось построить на Юго-Западе , неподалёку от Главного корпуса МГУ имени Ломоносова . Первый предложенный им проект представлял собой монументальное здание с многоколонным портиком. Особенностью идеи являлась ориентация главного фасада на юг. Жюри раскритиковало композиционное решение: по мнению судей, в подобной ориентировке Дворец выглядел «отвернувшимся» от Москвы и от Университета . Тем не менее, проект был удостоен поощрительной премии .
Во втором туре конкурса архитектор выдвинул проект, в котором проявились идеи его предшественника Александра Власова. Здание с большой площадью остекления представляло собой параллелепипед, лишённый выразительных декоративных элементов . При разработке второго проекта он отошёл от создания внутренней планировки относительно Большого зала. Вместо этого центром композиции он сделал «Зал народов» — форум- амфитеатр , где предполагалось проведение народных собраний и празднеств . Как и идеи других архитекторов, его план был отвергнут .
В 1961 году возглавил архитектурную мастерскую № 2 Управления «Моспроект-1» и оставался на этой должности до выхода на пенсию в 1989 году . Поскольку основным требованием к новым проектам жилой застройки оставалась экономия, дома возводились по типовым проектам, причём для упрощения работы домостроительных предприятий количество типовых проектов сокращалось . В таких условиях архитектор руководил строительством новых московских районов Дегунино (1962—1972), Бибирево (1975—1978) и Лианозово (1975—1978) .
Параллельно с 1960-х годов советские архитекторы вернулись к идее функционализма : внешняя форма здания являлась отражением процессов, для которых оно предназначалось. Особенно ярко эта тенденция проявилась при создании общественных учреждений. По этому принципу был построен кинотеатр « Ереван », проект которого архитектор разработал совместно с Николаем Гайгаровым и Всеволодом Тальковским в 1970 году. Амфитеатр главного зала на 1600 мест нависает над клинообразным фойе и малым залом на 300 мест, который располагается в цокольном этаже .
Последним проектом архитектора стал нереализованный Храм-памятник в честь 1000-летия Крещения Руси , предложенный им в 1986 году .
Член-корреспондент Академии художеств СССР (1983). Член Союза архитекторов СССР . Председатель правления Московского отделения Союза архитекторов СССР (1953-55).
Депутат Верховного Совета РСФСР 5-го созыва. Делегат XXI съезда КПСС .
Умер в Москве 9 сентября 1996 года. Похоронен на Кунцевском кладбище (уч. 10) .
В Москве, на доме 18, стр. 1 по Новинскому бульвару , где жил Иосиф Ловейко в 1953—1996 годах, установлена мемориальная доска .