Епифанцев, Владимир Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Гео́ргиевич Гельфре́йх ( 12 [24] марта 1885 , Санкт-Петербург — 7 августа 1967 , Москва ) — российский и советский архитектор , педагог, профессор.
Академик Академии архитектуры СССР (1947). Герой Социалистического Труда (1965). Дважды лауреат Сталинской премии первой степени (1946, 1949).
Родился в Санкт-Петербурге в семье государственного служащего. Окончил реальное училище, два года занимался в частной рисовальной школе. В 1906 году поступил на Архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств , которое окончил с отличием в 1914 году, выполнив дипломный проект здания Государственного совета под руководством профессора Леонтия Бенуа . Ещё во время обучения в Академии начал работать в мастерской академика архитектуры Владимира Щуко , который оказал заметное влияние на дальнейший творческий путь Гельфрейха .
Начиная с 1918 года был бессменным соавтором Владимира Щуко; их сотрудничество продолжалось вплоть до смерти Щуко в 1939 году. Первой совместной работой архитекторов после октябрьской революции стало проектирование и сооружение в 1922—1923 годах павильонов Иностранного отдела Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. К периоду 1920-х годов относятся проекты архитекторов в Петрограде—Ленинграде — пропилеи Смольного , памятники В. И. Ленину (у Троицкого моста , моста Революции и у Финляндского вокзала ), дом культуры Московско-Нарвского района; Щуко и Гельфрейх приняли участие в ряде конкурсов, в том числе на проект советского павильона на Всемирной выставке в Париже , проект дома промышленности УССР в Харькове , Дворец Труда в Иваново , Дом советов в Туле и ряд других .
Важную роль в их совместной деятельности сыграло проектирование Дворца Советов : они участвовали в первом и во втором закрытых конкурсах на проект Дворца (1932—1933; в соавторстве с А. П. Великановым , Л. М. Поляковым , И. Е. Рожиным , Г. В. Селюгиным, Селяковой-Шухаевой, А. Ф. Хряковым , Г. В. Щуко и др.). За основу же был принят проект, выполненный архитектором Б. М. Иофаном . Б. М. Иофану, В. Г. Гельфрейху и В. А. Щуко с их архитектурным коллективом была поручена последующая разработка этого проекта (1933—1939) .
В 1918—1935 годах Гельфрейх преподавал в ленинградском ВХУТЕИНе (бывшей Академии художеств, с 1931 года ЛИЖСА имени И. Е. Репина) . Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановском; 1959—1967 гг.).
С 1935 года Гельфрейх активно участвовал в реконструкции Москвы, разработал вариант планировки юго-запада Москвы (1935—1937).
Значительной работой в военные годы стали сооружения третьей очереди московского метрополитена — наземный вестибюль и перронный зал станции « Электрозаводская » (проект 1938 года, открыта в 1944 году; соавтор И. Е. Рожин ), наземный вестибюль станции « Новокузнецкая » (1943).
В. Г. Гельфрейхом создан проект перронного зала станции «Ботанический сад» (ныне « Проспект Мира », 1949; соавтор М. А. Минкус , скульптор Г. И. Мотовилов ).
Проект Пантеона — Памятника вечной славы великих людей Советской страны на Ленинских горах (1954; соавтор М. А. Минкус ; конкурс).
В 1957—1958 годах В. Г. Гельфрейх принимал участие в архитектурных конкурсах на проект Дворца Советов на Ленинских горах (соавтор М. А. Минкус ).
В 1950-х годах разработал проект реконструкции Смоленской площади (совместно с П. П. Штеллером , В. В. Лебедевым , при участии В. Н. Жадовской и А. И. Кузьмина).
Умер 7 августа 1967 года в Москве , похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Яркая страница в творческой биографии архитектора В. Г. Гельфрейха — участие в создании первых московский высотных домов. Он выполнил проект высотного административного здания на Смоленской площади (1947—1953; соавтор М. А. Минкус ), руководил созданием ансамблей Смоленской площади и площади Киевского вокзала (1953), композиционных узлов Кутузовского проспекта и площади Победы (1953—1958), планировкой и застройкой жилых массивов Кунцево (1957—1959 гг.), Фили - Мазилово (1956), Рублево , Давыдково . Под его руководством велось не только массовое жилищное строительство, но и создание крупных общественных сооружений, среди которых и здание панорамы «Бородинская битва» (1962).