Родиной братьев Весниных был небольшой городок
Юрьевец
, расположенный на
реке Волге
. Старший из братьев, Леонид, родился
28 ноября
1880 года
, Виктор —
9 апреля
1882 года
, Александр —
16 мая
1883 года
. В принадлежавшей матери будущих братьев-архитекторов небольшой усадьбе на берегу Волги на окраине Юрьевца прошли первые годы их жизни.
С раннего возраста родители поощряли интерес сыновей к изобразительному искусству, который, по воспоминаниям В. А. Веснина, перерос позднее в увлечение архитектурой:
Любовь к рисованию и живописи проснулась в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге.<…> Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре.
. Кроме трёх братьев в семье была и сестра Лидия. Тётя Весниных была замужем за главой Нижнего Новгорода Соболевым.
Работы
В 1923—1925 годах в советской архитектуре развивалось новое направление —
конструктивизм
и сплочение сторонников нового направления вокруг лидеров, которыми стали братья Веснины. В проектах общественных сооружений братьев Весниных, участвовавших в первых конкурсах 1920-х годов, было зафиксировано появление новой архитектуры, отвечающей духу времени.
Однако на одном из первых конкурсов 1923 года проект Весниных крупного общественного здания в центре Москвы —
Дворца труда
— получил третью премию.
В наши дни в учебниках архитектуры наряду с Дворцом труда упоминаются проекты братьев Весниных зданий
Московского отделения «Ленинградской правды»
и
акционерного общества «Аркос»
.
В 1920-х годах по проектам братьев Весниных было построено несколько малоэтажных жилых домов в московском посёлке «
Сокол
».
В 1930 году был объявлен конкурс на строительство Театра массового музыкального действа в
Харькове
(в то время столице
Украины
). Всего участвовало 144 работы. Согласно условиям конкурса, театр должен был вмещать не меньше четырёх тысяч человек; наряду со спектаклями там предполагалось проводить массовые мероприятия. Первый приз конкурса получил проект братьев Весниных, который решал все поставленные задачи. Центральной частью композиции они сделали большой овальный зал вместимостью от 4 до 6 тыс. зрителей. Зрительные места располагались амфитеатром. Однако вскоре столица Украины была перенесена в Киев и проект Весниных не был реализован.
Одной из крупнейших работ братьев Весниных стало проектирование
Дворца культуры Пролетарского района в Москве
. Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от её, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещён конференц-зал, а ещё выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания
. При создании проекта авторы опирались на известные
пять принципов Ле Корбюзье
: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны
ризалиты
лестничных клеток, цилиндры балконов
.
Стилистика
конструктивизма
сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухъярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.
Среди работ Весниных 1930-х — начала 1940-х годов заслуживает внимания также эскиз застройки
Котельнической набережной
в Москве (1934), проекты здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935, 1936) и принятый, но не реализованный из-за войны проект Второго дома Совнаркома в
Зарядье
(1941).
Также братьями был спроектирован молодой город нефтяников в Башкирии —
Октябрьский
.
Совместные проекты и постройки
Конкурсный проект здания театра им. Волкова (1908, Ярославль), не осуществлён
;
Конкурсный проект фасада здания
МУЖВЗ
, 1-я премия (1910, Москва), не осуществлён;
Проект дома-особняка Н. Л. Тарасова (1910, Москва), не осуществлён;
Здесь и далее приведены совместные проекты и постройки Весниных по А. Г. Чинякову
, с необходимыми дополнениями и уточнениями. Индивидуальные постройки каждого из братьев см. в соответствующих статьях.
Со смертью в 1933 году Л. А. Веснина совместные проекты выполняли В. А. и А. А. Веснины.
Источники
↑
, с. 10.
↑
Васильев Н.
// Московское наследие : журнал. —
М.
: Департамент культурного наследия города Москвы, 2012. —
№ 18
. —
С. 10—13
.
17 сентября 2013 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 3 сентября 2021.
3 сентября 2021 года.
, с. 173—178.
Литература
Чиняков А. Г.
Братья Веснины. —
М.
: Стройиздат, 1970. — 179 с.
Ильин М. А.
Веснины. —
М.
: Издательство Академии наук СССР, 1960. — 190 с.
Хигер Р.
Творчество братьев Весниных // Архитектура СССР. — 1938. —
№ 3—4
. —
С. 46—51
.
Полякова Л. Л.
Зодчие братья Веснины. —
М.
: Верхне-Волжское книжное издательство. Иванское отделение, 1989. — 238 с.
Астафьева-Длугач М. И.
Л., В. и А. Веснины (1880—1933, 1882—1950, 1883—1959)
// Зодчие Москвы. —
М.
: Московский рабочий, 1981. — С. 122—134. — 302 с.
Манина А. И.
Братья Веснины. —
М.
: Государственный Комитет по Архитектуре и Градостроительству при Госстрое СССР; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, 1988. — 71 с.
Чередина И. С.
// Вестник РАН. — 2007. —
№ 4
. —
С. 341—350
.