Храм Всех Святых
- 1 year ago
- 0
- 0
Хра́м Все́х Святы́х во Всехсвя́тском ( Храм Всех Святых на Соколе ) — приходской православный храм в районе Сокол города Москвы . Относится к Всехсвятскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви .
Построен в 1733 — 1736 годах в подмосковном селе Всехсвятском по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны . Главный престол освящён в честь праздника День всех святых . Боковые приделы — в честь иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радость » и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы . Храм относится к стилю . Состоит из четверика , трапезной и колокольни .
С 1939 по 1946 год храм был закрыт. В 1992 году получил статус .
История храма Всех Святых тесно связана с историей древнего подмосковного села Всехсвятского , первоначально носившего имя Святые Отцы (ныне это район Сокол ). О том, когда село было основано, нет единого мнения. Многие историки ( И. Ф. Токмаков , Н. М. Молева , Е. В. Лебедева) полагают, что годом основания села можно считать 1398 год . К этому году относится упоминание древнего монастыря, который дал название образовавшемуся около него посёлку, — « село Святые Отцы на речке Ходынке » :4 . Об этом монастыре известно очень немного. По одной из версий, монастырь был освящён в честь VII Вселенского Собора Святых Отцов . Согласно другой версии, в том монастыре находился храм во имя Всех Святых. Неясно также, когда этот монастырь был упразднён . Другие источники (Энциклопедия «Москва», К. А. Аверьянов , С. К. Романюк ) говорят, что впервые село было упомянуто в 1498 году в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева (сохранились документальные подтверждения этой даты) :303—304 .
В 1608 году во время войны с Лжедмитрием II в селе стояли лагерем войска царского воеводы Скопина-Шуйского . После внезапного нападения Лжедмитрия II правительственная армия отступила, и самозванец ненадолго занял село. По преданию, перед бегством он зарыл в селе свои сокровища :9 . События Смутного времени привели к тому, что село было почти полностью разорено. Писцовая книга 1624 года описывает эту местность как пустошь, « что было село Святые Отцы на речке на Ходынке » :305 .
Во второй половине XVII века село Святые Отцы становится вотчиной боярина Ивана Михайловича Милославского , одного из главных инициаторов первого стрелецкого бунта . По инициативе Милославского в 1683 году была построена небольшая каменная церковь во имя Всех Святых, после чего село стало официально именоваться Всехсвятским. Позднее село перешло в собственность детей грузинского царя Арчила II : с 1695 года — Александра Арчиловича , а с 1711 года — Дарьи Арчиловны .
Царевна Дарья Арчиловна была инициатором строительства во Всехсвятском новой церкви, которая дошла до наших дней. Она подала в Синодальный казённый приказ прошение следующего содержания :17 :
В прошлых годех в подмосковной моей вотчине, в селе Всехсвятском построена церковь каменная, самая малая, во имя Всех Святых и та обветшала, отчего в ней и служить не без опасения, а ныне я по обещанию своему желаю оную церковь разобрав построить вновь, да в ней два придела Всем Скорбящим Богородицы, да Святаго Симена Богоприимца и Анны Пророчницы и чтобы указом повелено было оную старую церковь разобрав построить вновь и с приделы каменную ж и о строении дать указ.
В июле 1733 года был выдан указ о строительстве церкви :17 . На время проведения строительных работ рядом была устроена полотняная церковь во имя Богоявления Господня . К осени 1733 года были построены и освящены оба придела церкви: в честь иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радость » и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы . В сентябре 1736 года был освящён основной храм :17 .
Известно, что придел храма — Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы — освятили во имя небесных покровителей императрицы Анны Иоанновны , которая перед коронацией останавливалась в селе Всехсвятском. По одной из версий, Дарья Арчиловна сделала это, чтобы избежать опалы .
Службы в храме вплоть до присоединения Грузии к России в 1783 году велись на грузинском языке . Вплоть до начала XX века в церкви проводились как русские, так и грузинские церковные обряды . Около храма существовало грузинское кладбище. Клировые ведомости за 1788 год отмечали, что внутри храма полиняла настенная живопись и штукатурка :98 . В 1798 году храм Всех Святых поновлялся, в нём был устроен иконостас , а на левом клиросе — царское место .
В 1812 году храм был разорён наполеоновским войском. Французские солдаты устроили в нём стойло для лошадей . Но уже на следующий год начались работы по восстановлению церкви. Основной престол был освящён в 1813 году , а приделы — в 1815 году . Церковная ведомость 1822 года сообщает, что церковь имеет ветхую крышу, но « утварью достаточна и внутренним украшением благолепна » :99 . В 1838 году в холодной церкви поновлялась живопись :23 . В 1846 году в верхней надалтарной части храма по эскизу художника Ф. А. Бруни была создана фреска «Собор Святых Отец» . В 1860 году в тёплой церкви был сделан позолоченный иконостас :31 .
В 1873 году в приходе храма Всех Святых насчитывалось 1588 человек (863 мужчины и 765 женщин), из которых 435 человек были жителями села Всехсвятского. Помимо Всехсвятского в приход церкви входили Коптево , Коптевские выселки , Петровское-Зыково , и Петровский дворец . В связи с быстрым ростом числа прихожан во второй половине XIX века появилась необходимость расширить помещения храма. В июне 1884 года храм осматривал митрополит московский Иоанникий (Руднев) . После посещения церкви он отметил, что она « низка, темна и, несмотря на все старания, по самому своему внутреннему устройству крайне холодна и грязна, при большом стечении молящихся стены её очень потеют и с них буквально льёт вода ». Митрополит Иоанникий постановил в ближайшем времени заняться переустройством церкви. В том же году начались реставрационные работы в холодной церкви. Иконописцем Соколовым был возобновлён иконостас и вновь расписаны стены . :99
Проект перестройки храма разработал в 1886 году академик архитектуры А. П. Попов . В том же году была расширена трапезная и обеспечен более благоприятный воздухообмен. Пилоны трапезной были разобраны, наружные стены передвинуты на 2 метра. Свод церкви был полностью перестроен, таким образом, он стал выше почти на 4 метра :101 .
К началу XX века население Всехсвятского насчитывало уже более 1300 человек . В 1902 году начались новые работы по расширению церкви. Проект перестройки разработал архитектор Н. Н. Благовещенский . Предусматривался снос старых стен трапезной и значительное её расширение. Были сделаны более широкие окна, дававшие достаточно освещения :102
В 1917 году храм Всех Святых оказался в черте города Москвы . В 1923 году были попытки закрыть церковь и передать соседней фабрике под клуб :103 . Однако церковь сохранилась, примкнув к движению обновленцев . Службы в церкви совершались по новому обряду, и количество прихожан стало постепенно уменьшаться . В 1939 году храм был закрыт, а его старинный пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе. Внутри храма расположили склад . За время войны от сырости почти полностью осыпалась фреска XIX века «Собор Святых Отец» .
В 1945 году местные жители добились разрешения открыть храм, и уже к Пасхе 1946 года он был вновь освящён . Во многом открытию храма поспособствовала сподвижница Елизаветы Фёдоровны и бывшая глава санатория «Ромашка» . Она писала во все инстанции, даже Сталину , о необходимости открыть церковь. Неоднократно бывала на приёме у Калинина . Богословская связывалась с грузинскими писателями и поэтами, указывая, что храм представляет собой памятник российско-грузинской дружбы. После открытия церкви прихожане избрали её старостой . По словам старожилов и служителей церкви, в храме неоднократно бывал Сталин .
В 1946 году в храме был установлен новый иконостас. В 1960-х годах возобновлена живопись :105 . В 1979 году после долгого перерыва вновь зазвонил колокол храма . В 1970-х годах храм перекрашивали в красный цвет, согласно церковным канонам. Но в 1980-х годах по просьбе прихожан храму вернули прежний жёлтый цвет.
В советское время у храма было очень много прихожан. В 1970-х годах его приход был самым большим в Москве . По воспоминаниям очевидцев, в некоторые дни, когда в храме шла раздача святой воды , очередь за ней тянулась более чем на километр. Основной причиной популярности был тот факт, что на севере и северо-западе Москвы почти не было других действующих православных храмов . В связи с большим числом прихожан в 1981 году в храме был освящён четвёртый приставной престол .
В 1992 году храм получил статус . В 2000-х годах появились планы строительства двух объектов в непосредственной близости от церкви Всех Святых: торгового центра на месте здания пожарной части № 19 и многоэтажного жилого комплекса на месте дома 10 по Песчаной улице . Эти планы вызвали множество протестов, так как строительство представляло угрозу для здания церкви . В итоге эти проекты так и не были реализованы.
В марте 2005 года главное управление охраны памятников Москвы передало патриаршему подворью здание храма и дом причта в безвозмездное пользование под культовые цели . Во второй половине 2000-х годов в храме проходила реставрация . Обновлялась живопись, проводились внешние фасадные работы. На колокольню были установлены куранты . Снаружи церковь была украшена мозаикой . Кроме того, на территории церкви был построен новый двухэтажный приходской дом, в котором разместилась воскресная школа и церковная лавка. В одном из помещений старого приходского дома был устроен крестильный храм , освящённый в честь Богоявления .
Работы повлекли за собой искажение исторического облика здания храма, особенно пострадали фасады храма и колокольни: наличники окон нижнего света наоса были сбиты и заменены новыми аналогичными наличникам трапезной части, которые в свою очередь были переделаны несколько ранее. Окна первого яруса колокольни зацементированы и превращены в киоты. В слуховые окна-иллюминаторы первого яруса колокольни вмонтированы часы. Ложные овальные люкарны, прорезанные после войны в восьмилотковом сомкнутом своде основного объёма, закрашены белой краской. В некоторых из них помещены образа. В третьем ярусе колокольни, фонарике, были утрачены раскрепованные антаблементы и волюты , окна третьего яруса заложены кирпичом и выкрашены белой краской, купол фонарика позолочен , а под ним навешены никогда не существовавшие золочёные подзоры . Завершение фонарика основного объёма также вызолочено.
Под основным карнизом на протяжении всего памятника были сделаны сухарики (дентикулы). Кровля основного объёма покрыта новыми медными листами и в будущем будет полностью покрыта золотом. Все эти переделки придали редкому памятнику стиля «анненское барокко» дробный эклектичный вид и лишили его главных стилистических особенностей.
С южной стороны храмовой территории уничтожена ограда конца XIX века, которая входит в предмет государственной охраны. Спилены все металлические решетки, расстояния между столбами заложены кирпичом. Из-за круглосуточных строительных работ в районе Ленинградского проспекта колокольня дала сильный крен и грозит обрушиться.
Архитектура церкви относится к раннему барокко и является промежуточным звеном между храмами Петровского времени и развитыми барочными постройками середины XVIII века . Для церквей этой эпохи характерны тяжеловесные пропорции .
Церковь имеет трёхчастное продольно-осевое построение «кораблём» . Архитектура здания относится к распространённому типу « Восьмерик на четверике ». К четверику (основному объёму) примыкает такой же ширины двухпредельная трапезная , полукруглая апсида и колокольня :97 . Перекрытый сомкнутым сводом восьмерик не играет существенной роли в объёмной композиции церкви. Он опирается на стены четверика и на ступенчатые тромпы . Снаружи восьмерик воспринимается как постамент для купола . В своде храма имеются большие ложные окна- люкарны , появившиеся в конце 1960-х годов (в 2000-х годах люкарны были заделаны и расписаны снаружи). В стенах трапезной имеются большие полукруглые окна, между которыми расположены боковые пилястры и горизонтальные карнизы :102 .
Колокольня Всехсвятского храма имеет три :97 и построена полностью в стиле московского зодчества начала XVIII века . На двухъярусное основание колокольни опирается восьмигранный столп. В нём имеются узкие арочные проёмы звона. Характерной чертой колокольни являются полуглавия в тимпанах , которые зрительно смягчают переход от четверика к восьмерику. Лестница на колокольню начинается в толще западной стены трапезной и имеет самостоятельный вход снаружи .
Храм подвергался значительным перестройкам. Первоначально в трапезной располагались четыре круглые колонны, на которые опирался свод. В 1886 году по проекту архитектора А. П. Попова трапезная была перестроена: колонны убраны, возведён единый свод, повышены стены. В 1902 — 1903 годах по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского трапезная вновь перестраивалась: были расширены боковые приделы .
Колокольню храма часто называют одной из « пизанских башен » Москвы — она имеет наклон около 5 градусов . Существует мнение, что наклон колокольни произошёл вследствие влияния вод речки Таракановки , заключённых в коллектор , близости метро и особенностей почвы (не случайно здешние улицы названы Песчаными ) .
Внутри храм имеет настенную роспись . Самая большая в церкви живописная композиция — «Собор Всех Святых» — расположена над главным иконостасом . Она была выполнена в конце 1940-х годов в васнецовском стиле . На композиции изображены православные святые в молитвенном предстоянии. Среди них почитаемые в Грузии святые: Нина , Тамара и :104 . На стенах восьмерика, на своде храма и в апсиде сохранилась масляная живопись , выполненная в 1884 году в манере позднего академизма . Часть росписей храма была выполнена в 1960-х годах :105 .
Центральный резной иконостас был изготовлен в конце 1940-х годов в русском стиле . Он имеет три яруса. Тогда же были изготовлены и иконостасы боковых приделов. Цвет иконостасов — бело-кремовый с позолотой . В западной части трапезной над входом расположены хоры . На стенах храма сохранилось несколько мемориальных досок, посвящённых похороненным здесь священникам и представителям грузинских княжеских родов :104 .
Кладбище при церкви Всех Святых известно с XVIII века . Здесь были похоронены многие представители грузинских княжеских родов ( Багратионы , Цициановы и другие) :309 . По некоторым данным, на Всехсвятском кладбище похоронен грузинский писатель Сулхан-Саба Орбелиани . В конце XIX века на этом кладбище хоронили зажиточных крестьян. При этом древние могильные плиты зачастую уничтожали или переставляли с места на место :26 .
Всехсвятское приходское кладбище было закрыто для захоронений в 1951 году. 9 сентября 1981 года вышло постановление Моссовета № 2655 «О перезахоронении останков Всехсвятского кладбища» :105 . Той же осенью сотрудники Специализированного (похоронного) треста бытового обслуживания за две недели перенесли более тысячи погребений Всехсвятского кладбища. Останки и надгробия были перенесены на участки 58 и 59 недавно открытого Митинского кладбища . Часть древних надгробий были перемещены на территорию, принадлежавшую музею грузинской культуры .
Единичные надгробия сохранились в ограде храма. Среди них — надгробие князя Ивана Александровича Багратиона ( 1730 — 1795 ). Памятник поставил на могиле его сын, великий полководец Пётр Иванович Багратион . Монумент представляет собой каннелированную пирамиду на высоком постаменте . Надгробие И. А. Багратиона неоднократно меняло своё местоположение. Сейчас оно установлено с севера от храма около мемориала «Примирение народов». Надгробный памятник И. А. Багратиона относится к памятникам истории федерального значения .
Согласно некоторым источникам, ограда храма датируется XIX веком . В 1990-е годы западная часть ограды была перемещена на несколько метров от стен храма. Эти работы проводились в связи с увеличением официальной территории храма. В 1994 году старые полуразрушившиеся боковые трёхпролетные арочные ворота, выходящие к метро, были демонтированы и построены новые на новой границе участка ещё ближе к метро. Новые ворота сохранили пропорции и внешний облик старых, но были увеличены в объёме (в прежние не могла проехать даже легковая машина). Они были построены по проекту архитектора-реставратора Ретамосо Рохас М. В. Одновременно с этим были проведены работы по благоустройству территории храма, сделана новая каменная отмостка, отремонтирован белокаменный каменный цоколь, открывшийся из земли из-за восстановления первоначального уровня отмостки. В этот же период был перенесен надгробный памятник Ивана Александровича Багратиона, отца великого полководца, оказавшийся на середине обходной дороги, на несколько метров от алтаря. Этот памятник, а также надгробные плиты XVII—XIX века, найденные во время этих работ, и положили начало мемориальному комплексу на территории храма. В 2010 году железные решётки на восточной части ограды были демонтированы, а вместо них построена сплошная кирпичная стена. Главный вход находится с северо-запада от церкви и представляет собой трёхпролётные арочные ворота . Другие ворота находятся с юга от церкви. Ограда храма является объектом культурного наследия .
Мемориал « Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах » был установлен в 1994 — 1998 годах на территории храма Всех Святых по инициативе группы ветеранов Великой Отечественной войны и других частных лиц . Он включает в себя несколько мемориальных плит и крестов, посвящённых жертвам Крымской , Балканской , Русско-японской , Первой мировой , Гражданской и Первой чеченской войн, а также жертвам красного террора , представителям Белого движения и казакам . Часть памятников была первоначально установлена на территории бывшего Московского городского Братского кладбища , а затем перенесена к храму Всех Святых .
Широкий общественный резонанс вызвала установка плиты, посвящённой командирам 15-го кавалерийского казачьего корпуса СС , воевавшего во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии . Неоднократно предпринимались попытки добиться сноса этого монумента, однако они не увенчались успехом. 8 мая 2007 года накануне Дня Победы плита была разбита неизвестными (по данным газеты « Московский комсомолец », плиту могли разбить члены одной из леворадикальных организаций ). Настоятель храма протоиерей Василий Бабурин отметил, что данная плита не имеет никакого отношения к храму Всех Святых . От памятника оставался небольшой осколок, пока в 2014 году он не был заменён на плиту « Казакам, павшим за Веру, Царя и Отечество ».
Даты | Настоятель |
---|---|
1736—1745 | протоиерей Георгий Гарсеванишвили |
уп. (упоминается) 1772 | священник Стефан Иванов |
уп. 1782—1788 | священник Василий Михайлов |
1788 — уп. 1795 | священник Феодор Степанов |
уп. 1811—1833 | священник Тимофей Яковлев |
1834—1879 | священник Иоанн Глинков :33 |
1879—1885 | протоиерей Никанор Румянцев :33—34 |
1885—1886 | кандидат Московской духовной академии Сергей Розанов :35 |
1887—1890 | кандидат Московской духовной академии Пётр Орлов :35 |
1890—1900 (?) | священник Василий Виноградский :35—36 |
1900 — ? | протоиерей Сергей Лебедев :103 |
— 1922 — | протоиерей Александр Терновский :103 |
1935—1935 | обновленческий епископ Лазарь (Любимов) |
1945—1948 | кандидат Московской духовной академии, магистр богословия (1917) протоиерей Вениамин Платонов :104 |
1949—1951 | протоиерей Михаил Кузнецов |
1953—1955 | протоиерей Михаил Голунов |
1955—1961 | протоиерей Димитрий Введенский |
1961—1971 (?) | протоиерей Аркадий Станько |
1978—1995 | протоиерей Анатолий Казновецкий |
1995—2000 | архиепископ Тихон (Емельянов) |
2000 — настоящее время | протоиерей Василий Бабурин |
Главный престол храма освящён в честь праздника День всех святых . Левый (северный) придел освящён во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (память 16 февраля ); правый (южный) придел — в честь иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радость » (память 6 ноября ) . В советское время в храме появился приставной престол во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии .
Святыни храма: чтимая Казанская икона Божией Матери у левого клироса , икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в иконостасе южного придела и . Особо почитаема икона Николая Чудотворца . Из старых святынь сохранилась Тихвинская икона Божией Матери на южной стене трапезной и Феодоровская икона Божией Матери XVIII века в алтаре . В храме стоит мощевик с мощами святых .
Главный престольный праздник храма — Собор всех святых. Он относится к переходящим праздникам и отмечается в первое воскресенье после Пятидесятницы . В этот день принято чтить память всех причисленных к лику святых .
Малый престольный праздник отмечается во второй день праздника Сретение , когда церковь вспоминает праведных Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу . Другой малый престольный праздник отмечается 6 ноября — празднование иконе Божией Матери « Всех скорбящих Радость » .
К церкви Всех Святых приписан один храм и две часовни. Статус приписных означает, что они организационно подчинены храму Всех Святых.
При храме действует воскресная школа для взрослых и детей от 7 лет. Изучаются Закон Божий , Священное Писание , церковнославянский язык , история христианства, церковный устав и церковное пение .
В храме можно бесплатно получить консультацию православного психолога. В штат храма входит также социальный работник. При храме действует семейный клуб трезвости .
Храм Всех Святых расположен по адресу: Москва, Ленинградский проспект , дом 73. Рядом с храмом находится западный вестибюль станции метро « Сокол » (выход в сторону улицы Алабяна ). Кроме того, до церкви можно доехать и наземным транспортом: автобусами № 26, 100, 291, 597, т59, т59к, а также е30, е30к, м1, т6, т43, т70, т86, 105, 175, 356, 412 и 905 (до остановки «Станция метро Сокол»).