Interested Article - Частушка

Внешние видеофайлы
Играй гармонь , частушки, 1999
Играй гармонь , частушки, 2005

Часту́шка ( часта́я песня, припевка, коротушка ) — жанр русского песенного фольклора , сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков . Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки , свадебные « дразнилки » и городские песни . Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность , неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм .

По версии А. А. Шахматова , название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки» ; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют» .

Характеристика частушки

Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Частушка общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка (Д. Бедный, В. В. Маяковский , А. А. Прокофьев и др.) .

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем , в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка . Частушка типично исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки . Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно .

История возникновения

Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII и первой половине XIX веков, но они неубедительны. Однако метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой относительно точного датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций, не может быть в полной мере применен к фольклору и поэтому это не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к периоду не ранее XVIII века . Поэтому принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками её были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми»

Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Резко по этому поводу высказывался великий русский певец Ф. И. Шаляпин . В своей книге «Лад» известный писатель В. И. Белов приводит одно из высказываний Ф. И. Шаляпина: «…Что случилось с ним (то есть народом), что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка — не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной…» .

В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живёт полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре .

«Частушка» вошла в словари многих языков без перевода, как и слово «самовар», «матрешка», которые иноязычные словари не переводят [ неавторитетный источник ] .

В середине 1930-х годов Артём Весёлый собирал народное творчество (частушки) в Среднем Поволжье, по итогам экспедиции опубликовал сборник «Частушки колхозных деревень». Из издания был полностью изъят раздел с хулиганскими, кулацкими и воровскими четверостишиями, сборник подвергся разгромной критике .

Различные названия частушки

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. В разных областях России частушки называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина , тараторка, проходная и т. д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания .

Типы частушек

  • Лирические частушки (припевки) — четырёхстрочная частушка на разные темы.
  • Плясовые — четырёхстрочные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа « Яблочко », которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917—1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  • Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  • Частушки, названные по зачину — « Семёновна ». Это двухстрочные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 1930-е годы. В частушках Семёновна — это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 1930—40-х годах. было создано много жестоких романсов .
  • Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Размер — четырёхстопный хорей . Строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев .

Темы частушек

Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной (социальной) весьма условна.

Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалась общенародная доля здорового цинизма по отношении ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети. Некоторые темы частушек были запрещены цензурой. В дореволюционную эпоху к такой теме относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие частушки содержат ненормативную лексику. В 1990-е годы, после Перестройки , появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Символизм цвета в частушке

В частушке цвет имеет символическое значение: красный — цвет силы, голубой — цвет сомнения, жёлтый — цвет измены, чёрный — цвет горя, белый цвет — цвет чистоты и непорочности .

См. также

Примечания

  1. Адоньева С. от 8 апреля 2014 на Wayback Machine // Антропологический форум № 1. — Санкт-Петербургский государственный университет.
  2. Самодурова Е. В. .
  3. от 23 сентября 2015 на Wayback Machine .
  4. .
  5. .
  6. Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — Том XCV, № 1. Диалектологические материалы, собранные В. И. Тростянским, И. С. Гришкиным и др. / Приготовил к печати и снабдил примечаниями А. А. Шахматов . — Пг. , 1916. — С. 22.
  7. Фасмер М. // Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Том 4 / Перевод с нем. и дополнения О.Н. Трубачева. — 2-е изд., стер. — М. : Прогресс, 1987. — С. 318. — 864 с.
  8. // Чаган — Экс-ле-Бен. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 29).
  9. Юрий Соколов. Под редакцией проф. Горкина А.П. частушки // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . — 2006. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
  10. .
  11. Дата обращения: 27 июня 2022. 27 июня 2022 года.
  12. Блока и Леонид Андреев. Статья М. С. Петровского, стр. 211.
  13. Москвичёва. от 2 ноября 2013 на Wayback Machine .
  14. .
  15. от 8 апреля 2014 на Wayback Machine .
  16. Комаричева О. от 29 марта 2014 на Wayback Machine .
  17. от 19 марта 2014 на Wayback Machine // Newholidays.ru.

Литература

Дополнительная литература

  • Частушки // Русский фольклор Великой Отечественной войны. — М. ; Л.: Наука , 1964. — С. 149—193. — 476 с. — 2000 экз.
  • Власова З. И., Горелов А. А. Частушки в записях советского времени. — М. Л. , 1965. 496 с.
  • Власова З. И. Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12. — Л. , 1971.
  • Сборник частушек: «Частушка в записи современного времени». / Сост. Власова З. И. и Горелов А. А. — М. , 1968.
  • Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для ВПО. — М. : Академия, 2006.
  • Пожидаева В. И. Частушка как произведение устной народной поэзии // Литература в школе. — 2007. — № 6.
  • Певучая Россия // Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». / Сост. Т. А. Синицина — 1988. — № 22.
  • Симаков В. И. Сборник деревенских частушек, — Ярославль, 1913.
  • Елеонская Е. Н. Сборник великорусских частушек. — М. , 1914.
  • Частушка. / Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина. — М. Л. , 1966.
  • Гиппиус Е. Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, № 4—5. — М. Л. , 1936.
  • Колпакова Н. Русская народная и литературная частушка // Звезда. — 1943. — № 4.
  • Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. — Воронеж, 1960.
  • Буртин Ю. О частушках // Новый мир. — 1968. — № 1.
  • Зырянов И. В. Поэтика русской частушки. — Пермь, 1974.
  • Сборник великорусских частушек. / Под редакцией Е. Н. Елеонской. — Издание комиссии по народной словесности. — М. , 1914.
  • Флоренский П. А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского у. — Кострома, 1910.
  • Костромская деревня в первый год войны. — Кострома, 1915.
  • Частушки современной нам революционной эпохи напечатаны в журн. «Культура и Просвещение». 1921 г. № 2, и в журн. «Красн. Новь» 1921, № 1.

Ссылки

ня

Источник —

Same as Частушка