Interested Article - Производственный фильм
- 2020-06-28
- 1
Производственный фильм ( Производственное кино , Производственная драма ) — направление, связанное с художественным отображением в кинематографе (преимущественно — в СССР ) социальных отношений участников сферы промышленного ( сельскохозяйственного , ресурсо-добывающего и так далее) производства . Количество произведённых фильмов, выработанная стилистика позволяет киноведам говорить о производственном кино как об отдельном жанре (смотри, например, Валерий Фомин , НИИ теории и истории кино «Жанры кино. Актуальные проблемы теории кино» ). Настоящий термин не следует отождествлять с понятием «научно-производственное кино» — фильмами прикладного значения, информирующими о новой технике, технологиях и прогрессивных методах труда в экономике .
История формирования направления
Зарождение
Интернет-ресурс связывает возникновение сюжетов о производстве с « рабочей темой» в широком социальном смысле понятия, называя, в первую очередь, фильм, который «перевернул эстетику мирового кино», — « Стачка » ( С. Эйзенштейн , 1925 год). При этом источник упоминает, что индустриальный фон всегда был фотогеничным , одной из первых работ братьев Люмьер стала лента « Выход рабочих с фабрики » (1895 год) .
Первым производственным фильмом сразу несколько киноведов считают картину « Встречный » (Ф. Эрмлер, С. Юткевич, 1932 год). Она во многом и надолго определила развитие кино на производственную тематику, типовые сюжетные ходы и персонажей: рабочий, расстающийся с вредными привычками, мудрый коммунист, скрытый враг-вредитель . При этом, если публицист Евгений Сулес отдаёт преимущество именно этой ленте, то историк кино Марк Зак , сравнивая её «индустриальный и кинематографический размах» с фильмом « Иван » (А. Довженко, 1932 год), считает эту дискуссию незавершённой, а выбор в ту или иную сторону не очевидным . Снижение политического пафоса, криминальная интрига с разоблачением внутренних или внешних врагов (саботажников, иностранных диверсантов, местных рвачей и т. п.), талантливые актёрские работы определили в прокате 1930-х успех последовавших производственных фильмов: « Три товарища » (С. Тимошенко, 1935 год), « Партийный билет » (И. Пырьев, 1936 год), « Шахтёры » (С. Юткевич, 1937 год), « Комсомольск » (С. Герасимов, 1938 год), « Большая жизнь » (Л. Луков, 1940 год) и так далее.
Безусловным кинематографическим апофеозом десятилетия стал культовый (по утверждению писателя и журналиста Петра Вайля ) пропагандистский и, безусловно, производственный фильм « Светлый путь » (Г. Александров, 1940 год).
1945—1955 годы
Вторая мировая война в корне изменила проблематику европейского кинематографа вплоть до начала 1950-х годов . В своих первых попытках вернуться к теме мирного созидания режиссёры СССР использовали сюжеты менее социально острые, касающиеся крестьянского, сельскохозяйственного труда: « В степи » ( П. Павленко , 1951 год), « Возвращение Василия Бортникова » (В. Пудовкин, 1953 год), « Свадьба с приданым » (Т. Лукашевич, Б. Равенских, 1953 год). Первым послевоенным фильмом о проблемах промышленного производства стала драма о династии рабочих-судостроителей « Большая семья » (В. Кочетов, 1954 год), которая явилялась не только безупречным идеологическим стандартом произведений о рабочем классе , но и заслужила международное признание за свои художественные достоинства (приз Каннского кинофестиваля за актёрский ансамбль 1955 года) .
1955—1969 годы
XX съезд КПСС (1956 год) во многом изменил идеологические постулаты СССР. Перемены затронули все жанры и направления советского кинематографа. Часть кинематографистов практически отказалась от использования юмора в производственных лентах, тяготея к драматическим сюжетам: « Коммунист » (Ю. Райзман, 1957 год, почётный диплом Венецианского кинофестиваля), « Екатерина Воронина » (И. Анненский, 1957 год), « Случай на шахте восемь » и « Битва в пути » (В. Басов, 1957 и 1961 годы), и так далее. Другие не без успеха совмещали производственные темы с комедийными и мелодраматическими сюжетами: « Дело было в Пенькове » (С. Ростоцкий, 1958 год), « Иван Бровкин на целине » (И. Лукинский, 1958 год), « Девчата » (Ю. Чулюкин, 1961 год). Успех в освоении космоса серьёзно затронул кинематографические сюжеты и приоритеты, переместив анализ социальных явлений из заводских цехов, крестьянских полей в научные лаборатории: « Искатели » (1957), « Девять дней одного года » (М. Ромм, 1962 год), « Иду на грозу » (С. Микаэлян, 1965 год), позже — « Укрощение огня » (Д. Храбровицкий, 1972 год) и « Выбор цели » (И. Таланкин, 1974 год). При этом каждая из этих картин, являясь в той или иной степени талантливым художественным произведением, оставались отражением социальных и производственных конфликтов в космической и (или) оборонной отраслях народного хозяйства СССР .
1970—1991 годы
Наибольшего развития направление достигло в середине 1970-х годов, что стало следствием пропагандистской кампании, начатой КПСС с Постановления ЦК «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972 г. ) [ когда? ] . Её целью была демонстрация усилий правящей партии по модернизации социалистической промышленности и общества в целом на основе последних достижений научно-технической революции . С другой стороны, причины появления и использования тех или иных художественных приёмов кинематографа «об экономике» на указанном этапе необходимо рассматривать в общем контексте идеологического и социального состояния общества в тех исторических условиях, которые обозначены сейчас как, так называемый « период застоя »: разочарование интеллигенции в результатах «оттепели», понимание невозможности преобразования административно-командной системы .
Примеры : Укрощение огня (1972), Здесь наш дом (1973), Выбор цели (1974), Премия (1974), Обретёшь в бою (1975), Обратная связь (1977), Однокашники (1978), Комиссия по расследованию (1979), Мы, нижеподписавшиеся (1981), Личная жизнь директора (1982), Магистраль (1982), Остановился поезд (1982), Зина-Зинуля (1986), Красная стрела (1986), (1989)
См. также
Примечания
- , с. 267.
- Научно-производственное кино — статья из Большой советской энциклопедии .
- ↑ . «История кинематографа». Дата обращения: 28 февраля 2013. 16 января 2014 года.
- Сулес Е. В. . ev-sules.com. Дата обращения: 28 февраля 2013. 23 марта 2013 года.
- ↑ на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- от 16 января 2014 на Wayback Machine // ТК Культура , эфир 11.09.2006
- . Дата обращения: 28 февраля 2013. Архивировано из 16 января 2014 года.
- ↑ .
- . biblioclub.ru . Дата обращения: 3 августа 2020.
- от 19 января 2015 на Wayback Machine , 1989, Беларусьфильм , снят по мотивам одноимённого романа Анатолия Азольского
Литература
- Фомин В. И. Жанры кино. — М. : Искусство , 1979. — 219 с. — (Актуальные проблемы теории кино).
- Давиденко Д. А. Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-х годов. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — М. : ВГИК , 2004. — 167 с.
- 2020-06-28
- 1