Защищённый телекоммуникационный шкаф
- 1 year ago
- 0
- 0
Шкаф (устар. шкапъ ) — мебельное изделие (преимущественно с дверками, с ящиками или без них) для хранения предметов различного функционального назначения .
Слово происходит от швед. Skap или нем. Schaff , от нем. Schaffen — приводить в порядок .
История шкафа началась в XVII—XVIII веке.
Самый простой и естественный прототип шкафа — это объёмное углубление в относительно твёрдых материалах: стене или полу пещеры , в дереве ( дупло ), место для хранения различных припасов и полезных вещей. Научившись обрабатывать древесину , человек использовал полую часть срубленного ствола как готовое хранилище . Позже он научился выдалбливать в стволах нужную ему для складирования нишу. Ещё позже человек научился делать полые ящики и ящики с крышкой. По сути получился первый «шкаф» . Наиболее раннее свидетельство об использовании в быту деревянных ящиков с крышкой найдено в Египте и датируется III веком до н. э.
У развитых цивилизаций Востока, предположительно, ящик с крышкой переняли и хорошо освоили жители Древней Греции и Рима , откуда впоследствии он начал своё распространение ко всем остальным народам Европы . Однако римляне изобрели ещё один вид «протошкафа» — «armarium» (от лат. arma — оружие). Первоначально это было место для хранения в доме оружия и оно было сакральным, как связанное с тайной жизни и смерти . Другое сакральное место, где хранились особо почитаемые римлянами изображения богов-покровителей домашнего очага — лары и пенаты — называлось «ларарий» ( лат. lararium ). Ларарий тоже являлся «протошкафом», он представлял собой или нишу в стене, часто с дверцами, которые открывались во время трапез и празднеств, или небольшой шкафчик, имитирующий своей формой храм . В ларарии хранились не только изображения богов, но и прочие сакральные предметы, к примеру, пучки волос, состриженные во время посвящения юношей в мужчины или детские куклы девушек, выданных замуж.
Постепенно и «armarium» развился в некое подобие шкафа в виде полок, располагавшихся обычно в нише, иногда с дверцами, для хранения домашнего скарба , ремесленных изделий, пергаментных и папирусных свитков и восковых табличек . От латинского «armarium» произошли современные итальянские, испанские и французские слова, обозначающие «шкаф» — armario, armadio и armoire соответственно, хотя долгое время так именовались преимущественно открытые шкафы для рукописных и позже печатных книг . От этого же слова происходит название специальной ниши или отдельного шкафчика в алтарной части католических храмов — «almery», где священники хранили предметы культа (чаши, судки , блюдца , подносы , священное масло и священнические облачения) .
Вплоть до позднего Средневековья, кроме армариев в храмах и монастырях , функцию хранения временно неиспользуемых предметов обихода, — функцию шкафа, — выполняли разнообразные по форме и размерам ящики с крышкой. В России они получили название « ларь », от шведского ( варяжского ) слова «larr». После монгольского нашествия их стали чаще назвать « сундук » (от тюрк . сандық — ящик). Понадобились сотни лет, чтобы грубо сколоченный ящик обрёл ножки, ручки с торцов, усиленный металлическими углами и полосами корпус, замок , внутренние отделы и обивку.
К эпохе Возрождения лари и сундуки использовались повсеместно. Помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия, для денег (сундуки- сейфы ), сундуки- саркофаги (особенно в храмах ) и даже сундуки- троны . Сундуки исполняли и роль кровати , стола , скамьи или стула . Размеры сундуков варьировались от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать. Развиваясь и варьируясь всё больше, сундуки стали превращаться в особые предметы мебели в современном смысле этого слова. Для этого сундук поставили на торец и снабдили полками и выдвижными ящиками. Произошло это, по всей вероятности, в Голландии , но долгое время этот вариант шкафа сосуществовал и развивался одновременно с другими формами мебели для хранения.
В парижском Музее декоративного искусства представлен грубоватый, похожий на сторожевую будку, экспонат . Табличка гласит, что это — редчайший дошедший до нас образец шкафа XIII века .
К XIV веку в Италии , с благосостоянием горожан грубый сундук преобразился в помпезное, изысканное кассоне , — особый сундук, делавшийся специально для свадебного приданого из дорогих пород дерева, с резьбой , инкрустацией и росписью. В Италии из сундука изготавливался специальный столик с двумя ножками, опиравшийся на стену — креденца (от ит. credenza — вера, уверенность), на котором пробовали, не отравлено ли блюдо , перед тем, как подать на стол. Позже в Италии креденца обзавелась вторым ярусом и дверцами и стала использоваться не только в сервировочных, но и в гостиных , и в комнатах для переодевания .
Из креденцы или параллельно с ней во Франции развился особый вид шкафа — ( фр. ), на втором ярусе которого расположились открытые полки. На полках выставлялись напоказ ценные наборы столовой посуды и прочие предметы роскоши. Королю пришлось законодательно ограничить количество полок, разрешённое тому или иному лицу. Так, барону по статусу полагалось две, графу три, а герцогу четыре полки . Хорошо зная об этом указе французского короля, невесте английского короля Генриха VIII Анне Болейн к свадьбе подарили дрессуар, в котором было двенадцать полок . Дрессуар, предназначенный для экспозиции наиболее ценной посуды в доме, соответственно украшался и был сам по себе весьма дорогим предметом мебели. С удешевлением производства стекла дрессуар превратился в современные горки , буфеты ( серванты ).
Из небольших сундуков, предназначенных для хранения важных документов , драгоценностей , редких книг и письменных принадлежностей развился другой тип мебели — кабинеты . Эти изящные шкафы и шкафчики, которые могли составляться или изготавливались сразу ярусами, со множеством выдвижных ящиков, появились в Италии в XVI веке и выполняли важную функцию в жизни дворянина — хранение переписки. В XVII веке европейские правители ставили кабинеты в комнатах, которые часто были настоящими ювелирными изделиями. Своим правителям в меру своих средств подражали и подданные :
В эту пору кабинет-шкаф превратился в весьма затейливое сооружение. Он нередко снабжался откидной или выдвижной доской для письма. Фасады напоминали красивые здания, они украшались колонками, карнизами и даже балкончиками. На дверцах и ящиках выполняли настоящие картины из различных материалов. Кабинеты, сделанные мебельщиками разных стран, имели свои особенности. Например, испанские мастера украшали наружные стенки прорезными металлическими накладками, под которые наклеивали цветной бархат, а дверцы и ящики инкрустировали слоновой костью. Флорентийские мебельщики любили делать кабинеты из чёрного дерева и украшали их самоцветами. На ящиках изображались объёмные цветы, птицы и фрукты. В немецком Аугсбурге , славившемся резчиками по дереву, обязательным атрибутом была богатая резьба.
Постепенно название столь дорогого предмета интерьера перешло к названию комнаты, в которой он располагался.
Самым плодотворным для истории мебели оказался XVIII век . Именно в это время складываются основные современные формы мебели. В Англии под франкоязычным названием гардероб (от французских слов garde — «хранить», rоbе — «одежда») появился самый популярный вид шкафа — платяной шкаф . Вместе с гардеробом изобрели и вешалку-«плечики» . В Англии же стали выпускать специальные книжные шкафы со стеклянными дверцами. Во Франции знаменитый придворный мебельщик Людовика XV Андре-Шарль Буль , объединив итальянские кассетоне с сундуком, изготовил для своего покровителя то, что позже стало называться комодом . Обычными стали бюро и секретеры , соединявшие в себе функции удобных шкафчиков с письменным столом.
На протяжении XIX века формы всех шкафов искали оптимальное сочетание размеров, материалов и функциональности, становясь всё более простыми в изготовлении и относительно доступными по цене. Шкафами стали обзаводиться семьи среднего и ниже достатка. Обычным в XIX веке стало употребление в шкафах зеркал .
В XX веке широко распространились . Дверцы у них открываются не настежь, а в сторону, экономя при этом пространство комнаты. По мнению одних, идея таких дверец для шкафа пришла из Японии, где в домах многие внутренние стены — это смещаемые перегородки . По мнению других, идея принадлежит Наполеону , приказавшему скрыть беспорядок в казармах с помощью подвижных ширм, а жители Калифорнии в 1950-е только лишь заменили ширму дверью на колёсиках . По мнению третьих, шкафы-купе изобрели итальянские дизайнеры в 1950-е, когда разрабатывали «социальное жильё» для бедных слоёв населения .
В 1926 году датский инженер представил миру бесшумный, безвредный и долговечный холодильный шкаф , открыв новую специализацию в развитии шкафов для хранения пищи . А в 1945 году французский дизайнер Поль Кадовис представил модель шкафа, совмещавшую в себе функции гардероба , буфета и книжного шкафа одновременно, — в России эта модель стала чрезвычайно популярна под названием « стенка » .
В России до XVIII века применялось несколько разновидностей шкафа (шкапа): казёнка, поставец, шаф, рундук , книгохранительница. Шкафы изготавливали из липовых досок.
Казёнка предназначалась для хранения казны, то есть посуды и других дорогих вещей. Казёнка наглухо крепилась к стене.
Поставец — большие ящики с полками без дверец. Навешивались на стену на железные петли. Завешивались тканевыми занавесками. Поставец и шкаф — упрощённая разновидность шкафа. Высота от 2 до 4 аршин , с дверями. Имели выдвижные ящики.
Поставец, наглухо прикреплённый к стене, назывался рундук. Рундуки зачастую устраивали под лавками , особенно под коником .
Шаф состоял из двух частей: в нижней части устраивали выдвижные ящики, в верхней части — полки с дверцами. Шафы устанавливались на ножках. Шаф ничем не отличался от «поставца и шафа».
Книгохранительница — поставец или шаф, предназначенный для хранения книг .
Внутренности шкафов обивались тканями . Поверхности окрашивались под малахит или мрамор , сверху «чернились в глянс» — лакировались. Лицевая часть могла быть расписана цветами и фруктами .
Согласно ГОСТ 20400—80 «Продукция мебельного производства. Термины и определения», шкафы могут быть следующего назначения :
Традиционным материалом для изготовления шкафов является дерево. За всю историю развития шкафов в качестве материала для изготовления были перепробованы почти все породы древесины. В Средневековье мебель часто делали из пихты , груши или яблони , но предпочтение всегда отдавалось дубу . Лучшую мебель с XVI века оклеивали эбеном . В отделке широко использовались слоновая кость, черепаший панцирь , перламутр, золото, серебро, кованные элементы. Нередко использовались инкрустации самоцветами и драгоценными камнями. Большое значение имел лак, секрет которого мог быть и главным секретом мастера . На изготовление качественного шкафа с резьбой и отделкой уходило до нескольких лет. Мебель этого класса долгое время была дорогой.
В 1720-е годы в Лондон с Ямайки было случайно завезено « красное дерево », — на пути из колонии в Англию капитан взял партию неизвестной тропической древесины на борт в качестве балласта. Сначала из этой древесины получились хорошие ящики для свечей. Через некоторое время выдающийся английский мастер-мебельщик Чиппендейл попробовал делать из красного дерева мебель, положив начало целой эпохе красных пород в мебельном искусстве. В России XVIII века красное дерево было известно под названием «мегагень» или «магонское» .
Постепенно натуральные материалы стали заменять синтетическими или суррогатными на основе древесины. Со времени после Второй мировой войны всё больше и больше шкафы изготавливаются из ДСП , МДФ и фанеры , которые затем декорируются пластиковым шпоном . Фасады современных шкафов декорируют и другими материалами: стеклом (обычным, матовым, цветным, гранёным, наборным, зеркальным и т. п.); кожей, акрилом и прочими.
При изготовлении шкафов учитывается их назначение. Современные технологии позволяют изготавливать долговечные и удобные шкафы для помещений с большой влажностью и другими неблагоприятными условиями, к примеру, для ванной или сауны применяется особо влагостойкое ДСП . Гораздо чаще, чем раньше, для изготовления технических и некоторых видов служебных шкафов применяется металл.
Плоскости современных шкафов могут быть покрыты лаком , либо отполированы.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
За последнее столетие под влиянием прогресса шкаф как предмет и как понятие стал применяться в новых областях человеческой деятельности, частично утрачивая или изменяя свою мебельную функцию. Там, где дерево не подходит по условиям эксплуатации, стали применяться другие материалы, в частности — металл, стекло ( оргстекло ).
Дальнейшим развитием шкафа с витриной является полностью стеклянный шкаф, возможно на лёгком металлическом каркасе. Применяется как витрина в магазинах , музеях , на выставках .
Шкафы из металла обладают рядом замечательных свойств, таких как пожаробезопасность , устойчивость к впитыванию запахов, малая толщина стенок по сравнению с деревом, значительная прочность и устойчивость к механическим повреждениям. Это позволяет применять металлические шкафы в самых разных областях:
Также шкафом называется выемка или ниша в стене здания, закрытая дверью. В этом случае стенкой шкафа служит кирпичная или бетонная стена здания. Так оформляются пожарные шкафы с пожарными кранами и огнетушителями, сантехнические шкафы, кроссовые шкафы для разводки телефонии [ источник не указан 939 дней ] .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Специальных работ, посвящённых изучению шкафа в культуре немного. [ источник не указан 941 день ] Шкаф оказал глубокое и всестороннее воздействие на социально-культурологическое пространство, закрепился в культурно значимых областях знания и познания на самых разных языках мира. Как самый крупный и даже неизбежный предмет типичного интерьера, шкаф проник во все зрительные виды искусства — в литературу, поэзию, драматургию, кинофильмы, живопись. Шкаф обрёл особую значимость в психологии. Очень показателен для многих культурных реминисценций шкафа эпизод из « Мещан » Горького:
Петр: По вечерам у нас в доме как-то особенно… тесно и угрюмо. Все эти допотопные вещи как бы вырастают, становятся ещё крупнее, тяжелее… и, вытесняя воздух, — мешают дышать. (Стучит рукой в шкаф.) Вот этот чулан восемнадцать лет стоит на одном месте… восемнадцать лет… Говорят — жизнь быстро двигается вперед, а вот шкафа этого она никуда не подвинула ни на вершок… Маленький я не раз разбивал себе лоб о его твердыню… и теперь он почему-то мешает мне. Дурацкая штука… Не шкаф, а какой-то символ… чёрт бы его взял!
В книгах «
Хроники Нарнии
» через шкаф дети попадали в сказочную страну Нарния; в не менее известной серии книг «
Гарри Поттер
» два шкафа образовывали нечто вроде магического коридора (аттракцион «Исчезательный шкаф»); в романе Джона Краули «Маленький, Большой» герой, как и герои «Хроник Нарнии», попадает в лес тоже из шкафа. Мотив «шкаф — это дверь в удивительный мир» нужно признать как архитипический сюжет сказок. В XIX-м веке в сказке «
Щелкунчик
» его использовал
Э. А. Гоффман
:
Он подал руку Мари, и они ступили на порожек платяного шкафа. Щелкунчик дёрнул за рукав отцовской лисьей шубы, мохнатой и пушистой, как рождественская ёлка, и оттуда тотчас опустилась лёгкая кедровая лесенка. Спустя мгновение Мари очутилась на лугу, сверкающем разноцветными каменьями.
В русской аудитории известен монолог Гаева из пьесы А. П. Чехова « Вишнёвый сад » :
Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.
Утверждают, что в уста Гаева Чехов вложил обращение к своему собственному шкафу — «великолепному шкафу-поставцу павловской работы», бывший с ним с детства, и который он забрал из родительского дома и возил за собой, куда бы не переезжал, вплоть до последнего пристанища в Ялте .
Одно из самых ранних воспоминаний своего детства основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда связано с его старшим братом, его матерью и шкафом. Позже Фрейд уверенно отнесёт шкаф к «универсальным символам женских половых органов» и будет учить психологов расшифровывать сны, в которых пациенту снились какие-либо манипуляции со шкафом. Часто можно встретить ненаучные рассуждения о сновидениях, развившиеся, однако, непосредственно из знаменитого учения Фрейда о подсознательном, к примеру, такие :
Шкаф — это символ женщины, а иногда — символ её половых органов. Если в шкафу много хороших, аккуратно сложенных вещей, то женщина здорова и отличается высоким сексуальным темпераментом. Если шкаф пуст, то вполне возможно, что женщина фригидна. Если шкаф сломан, значит, женщина страдает от каких-либо заболеваний, не обязательно связанных с её половой сферой. В то же время, если в шкафу сломались ящики или его дверь, значит не в порядке именно её половые органы. Если женщине приснилось, что она что-то ищет в шкафу, то её беспокоит собственное здоровье. Если мужчине приснилось, что он копается в своём шкафу, значит он не получает сексуального удовлетворения. Открывать шкаф — для мужчины это желание секса, для женщины — стремление к однополым отношениям. Если приснился шкаф с открытыми дверцами, значит, сновидца не оставляет обида на партнёра за его прошлые интимные связи. Ремонт шкафа, в том числе его покраска, свидетельствует о том, что сновидец безудержно ревнив. Если у вас возникли проблемы с тем, чтобы открыть свой шкаф, потому что, например, вы потеряли ключи от него, то ваши отношения с партнёром будут серьёзно испорчены. Наиболее вероятной причиной этого могут быть проблемы в половой сфере. Если приснился опрокинутый шкаф, значит, сновидец мечтает об анальном сексе. Трёхстворчатый шкаф может говорить о бисексуальности сновидца и даже о его желании изменить свою половую принадлежность.
Подсознательно-эротическая интерпретация шкафа Фрейдом перекликается со знаменитым устойчивым выражением англичан « скелет в шкафу », породившем целый пласт литературных реминисценций, самой известной из которых является роман Сомерсета Моэма «Скелет в шкафу, или Пироги и пиво», героиня которого легкомысленная красавица. Сюда же следует отнести известный в России мем «любовник в шкафу», служивший конструктом для смешного рассказа уже в начале XX века .
Фильмы так или иначе поддерживают заданное психологией ребёнка и, как следствие, литературой восприятие шкафа, хотя встречаются и самостоятельные, построенные не на литературе, а на собственном опыте кинорежиссёров интерпретации.
В России шкаф называют «Святая святых храма повседневной жизни» , — символом, своеобразно отражающим отношение своих хозяев к прошлому, настоящему и будущему.
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) (
ссылка
)
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|