Оккультизм в Византии
- 1 year ago
- 0
- 0
Оккульти́зм ( фр. Occultisme от лат. occultus — скрытый, тайный) — общее название оккультных наук и искусств (оккультная философия, алхимия , астрология , магия , теургия , психургия, онейрокритика , некромантия и др.), касающихся скрытых и неизвестных сил и явлений в человеке, космосе и природе . Впервые термин «philosophia occulta» («тайная философия») был употреблён в XVI веке Агриппой Неттесгеймским , термин «оккультные науки» ( фр. sciences occultes) восходит к названию книги Эзеба де Сальверта , а термин «оккультизм» был введён в широкое употребление Элифасом Леви в 1856 году . К 1884 году Жозеф Пеладан под «оккультизмом» подразумевал все «оккультные науки» .
Оккультизм — это «скрытое знание», в отличие от «открытого знания», обычно называемого «наукой» ; также это учение о «скрытых способностях человека » и «незримых силах природы » . Иногда называется герметизмом , по имени одного из мифических персонажей, Гермеса Трисмегиста , обозначает традиции ритуальных магических практик , тайных ( англ. arcane) знаний . Современная наука классифицирует большинство оккультных учений как «паранормальные верования» .
Этимологически слово «оккультизм» происходит от лат. occultus («скрытый», «тайный», «сокровенный»), оно относится к «знанию того, что сокрыто» . Нигидий Фигул , по словам Цицерона , видел «то, что скрыла природа ( лат. quae natura occultavit)» . Хотя словосочетания «тайная философия» ( лат. «philosophia occulta») и «оккультные науки» ( фр. sciences occultes) были известны и употреблялись с XVI века , самое раннее использование термина встречается на французском языке, как фр. «l'occultisme» , в статье А. де Лестранжа опубликованной в 1842 году в «Словаре новых слов» Жана-Батиста Ричарда де Рандонвильера («Dictionnaire des mots nouveaux») . Ханеграфф утверждает, что уже на данном этапе термин был связан с христианским эзотеризмом . Французский маг Элифас Леви затем использовал этот термин в своей книге о ритуальной магии фр. «Dogme et rituel de la haute magie» , впервые опубликованной в 1856 году, и оказавшей значительное влияние на всю последующую литературу, связанную с тайными науками и магией . В 1853 году писатель- масон Жан-Мари Рагон также использовал термин «оккультизм» в своей популярной работе «Оккультное масонство» ( фр. Maçonnerie occulte), связывая его с более ранними практиками, которые со времён эпохи Ренессанса называли «оккультными науками» или «оккультной философией», но также и с недавним социалистическим учением Шарля Фурье . Элифас Леви был знаком с этой работой и, возможно, заимствовал термин оттуда. Леви также утверждал, что является хранителем древней традиции оккультных наук и приверженцем оккультной философии . Именно благодаря использованию Элифасом Леви термина «оккультизм», он получает широкое распространение и начинает применяться повсеместно , поскольку, согласно А. Февру , Леви был « основным представителем эзотеризма в Европе и Соединённых Штатах » того времени .
Различные авторы XX века использовали термин «оккультизм» по-разному. Например, немецкий философ Теодор В. Адорно в своих «Тезисах против оккультизма», использовал этот термин в качестве общего синонима иррациональности . Другой автор, Робер Амаду, в своей книге от 1950 года фр. «L'occultisme» , использовал этот термин в качестве синонима эзотеризма , однако более поздним исследователем эзотеризма Марко Паси, такой подход был сочтён «излишним» . В отличие от Амаду, другие авторы рассматривали «оккультизм» и «эзотеризм» как разные, хотя и связанные, явления. В 1970-х годах социолог Эдвард Тирякян провел различие между оккультизмом, которое он использовал в отношении практик, методов и процедур, и эзотеризмом, который он определял как системы религиозных или философских убеждений, на которых основаны такие практики . Это разделение было первоначально принято учёным Антуаном Февром , однако позднее он отказался от него ; оно было отвергнуто большинством учёных, изучающих эзотеризм .
Другое разделение использовалось традиционалистским автором Рене Геноном , который использовал термин « эзотеризм » для описания того, что он считал традиционалистским , внутренним учением, лежащим в основе большинства религий, тогда как термин «оккультизм» им использовался уничижительно, для описания новых религий и движений, которые он не одобрял, например спиритуализм , теософия и различные тайные общества . Некоторые более поздние авторы, такие как Серж Хутин и Люк Бенуа переняли у Генона такое использование данных терминов . Однако, как отметил Ханеграфф , такое использование данных терминов Геноном базируется на его традиционалистских верованиях и « не может быть признано академически обоснованным » .
Термин англ. «occultism» происходит от более старого термина англ. «occult» , так же, как термин англ. «esotericism» происходит от более старого термина англ. «esoteric» . Однако, историк эзотерики Ваутер Ханеграфф заявил, что важно различать значения термина англ. «occultism» и англ. «occult» . Оккультизм не является однородным движением и весьма разнообразен .
На протяжении своей истории термин «оккультизм» использовался по-разному . В современности использование термина «оккультизм» обычно применяется к формам оккультных учений, которые развивались в XIX веке и к их ответвлениям в XX веке . Также, образно он может использоваться для описания форм оккультных учений, которые развивались во Франции XIX века , особенно в неомартинистской среде , или древних и средневековых учений. Оккультное течение, начавшись с Элифаса Леви, было поддержано другими французскими оккультистами , вовлеченными в развитие оккультизма, такими как Папюс , Станислас де Гуайта , Жозеф Пеладан , Освальд Вирт , и, уже в XX веке — Жан Брико и Робер Амбелен . По мнению Еремея Парнова , всплески интереса к оккультизму совпадают с активизацией крайне правых политических сил . В России в 2021 году был отмечен резкий рост продаж оккультной литературы .
Основными составляющими оккультизма, представляющими основу оккультной традиции запада, можно назвать гностицизм , герметические трактаты по алхимии и магии , неоплатонизм и каббалу , все они появились в восточной части Средиземноморья в первые века нашей эры . Идея «оккультных наук» начала развиваться в XVI веке . Термин обычно охватывает три дисциплины — астрологию , алхимию и естественную магию — хотя иногда различные формы дивинации , а также оккультная философия, оккультная психология, оккультная медицина, теургия и психургия также включаются отдельно от естественной магии . По мнению историка-религиоведа Ваутера Ханеграффа все они были сгруппированы вместе потому, что « каждая из них занимается систематическим исследованием природы и природных процессов в контексте теоретических основ, которые в значительной степени опираются на веру в оккультные качества, достоинства или силы » . Невзирая на то, что различные оккультные науки имеют много смежных областей, в которых их действия и методы совпадают, иногда они отвергают друг друга как «не легитимные» .
В эпоху Просвещения термин «оккультизм» всё чаще воспринимается как несовместимый с понятием «наука» . С этого периода использование терминов «оккультная наука»/«оккультные науки» подразумевает сознательную полемику против основной науки .
В своей книге «Первобытная культура» 1871 года антрополог Эдвард Тайлор использовал термин «оккультная наука» как синоним « магии » .
Дальнейшее развитие оккультизм как философское учение получил уже в эпоху Возрождения (XIII—XVI века), в сочинениях Агриппы Неттесгеймского (1486—1535). Его заслуга состояла в объединении всех тайных наук в одно философское миросозерцание, а также придании магии характера естественной науки, с попыткой дать естественное объяснение многим чудесным явлениям. Им также была выдвинута идея души вселенной (так называемой квинтэссенции , то есть пятой сущности, в дополнение к четырём известным элементам или стихиям ), а также закон симпатии и антипатии, существующей между различными предметами.
Роберт Фладд (1574—1637) пытался в своей фантастической космогонии примирить идеи неоплатоников и каббалистов с учением Христа. В теологии Фладда интересно учение о «voluntas» и «noluntas» Бога; первая — источник света и благости, активное начало, рассеивающее в мир добро, вторая — потенциальное начало, таинственное самоуединение Божества, являющееся источником мрака , облегчающее доступ в мир тёмным силам. В этом состоянии Бог пребывал до сотворения мира.
Согласно Папюсу (1865—1916), оккультизм представляет собой философскую систему, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установить законы, управляющие всеми явлениями .
Эпидемия оккультизма пришлась в Санкт-Петербурге на начало XX века .
Оккультные феномены противоречат современной научной картине мира . Критика оккультизма со стороны Николая Бердяева связана с попытками оккультных учений претендовать на роль религии.