Режимы измерения экспозиции
- 1 year ago
- 0
- 0
Програ́ммный автома́т , Програ́ммная ли́ния ( англ. Program AE ) — режим автоматического управления экспозицией фотоаппарата , при котором оба экспозиционных параметра — выдержка и диафрагма — устанавливаются автоматически на основе экспозамера и заложенной производителем программной линии. Последняя представляет собой закон изменения диафрагмы и выдержки в зависимости от экспозиции и друг от друга. Аналогичный режим может быть использован в видеокамерах с единственным отличием: диапазон регулировки выдержки ограничен максимальной длительностью телевизионного поля .
Впервые программный автомат реализован в 1959 году в любительском фотоаппарате «Agfa Optima» . В СССР программной автоматикой оснащались только незеркальные любительские камеры, наиболее совершенным из которых был дальномерный « Сокол-Автомат » . Современный многопрограммный автомат на базе цифрового микропроцессора появился в 1978 году в зеркальной камере « Canon A-1 » . До этого автоматическая установка экспозиции была возможна только в режимах приоритет диафрагмы и приоритет выдержки . В современных фотоаппаратах обязательными являются все три режима, а также полуавтоматический «M».
На диске режимов фотоаппарата программный автомат традиционно обозначается латинской буквой «P» ( англ. Program AE ) и составляет часть так называемой «творческой зоны», предназначенной главным образом для профессионалов . Светочувствительность и другие параметры в режиме программного автомата устанавливаются вручную, поэтому фотолюбители предпочитают ему полностью автоматический режим «зелёной зоны» (или англ. Auto ), когда все параметры съёмки устанавливаются автоматически.
Фотограф, снимая в режиме программного автомата, не может контролировать самостоятельно выдержку или диафрагму, освобождая внимание для других операций. В наиболее совершенных любительских и в большинстве профессиональных фотоаппаратов в этом режиме предусмотрена возможность сдвига программы, когда фотограф может изменять соотношение параметров в ту или иную сторону. При этом увеличение выдержки автоматически компенсируется уменьшением относительного отверстия , сохраняя правильную экспозицию . Изменение уровня экспозиции возможно при помощи экспокоррекции .
Усреднённый программный режим, как правило, предусматривает изменение выдержки и диафрагмы в равных пропорциях, не отдавая приоритета ни одному из параметров. Такой закон изменения приемлем для большинства сюжетов. Однако, в некоторых случаях предпочтительны короткие выдержки при больших относительных отверстиях, или наоборот. Фотоаппараты, снабжённые несколькими программными линиями, называются многопрограммными автоматами. Первые из них — Canon T 70 и Ricoh XR-P — оснащались кроме стандартной ещё двумя программными линиями, которые обычно назывались в обиходе «спортивной» и «пейзажной» программами . В «спортивной» программе приоритет отдавался коротким выдержкам, в «пейзажной» — малым относительным отверстиям, обеспечивающим наибольшую глубину резкости . При этом общая экспозиция всегда остаётся неизменной.
В дальнейшем эти программные линии получили развитие в любительской фототехнике и видеокамерах, как «сюжетные программы» . Наиболее распространённые названия сюжетных программ: «пейзаж», «портрет», «спорт», «дети», «пляж», «снег», «макро», «ночная съемка», «текст», «закат» и другие. Так, например, в режиме «портрет», практически аналогичном «спортивной» программе, по мере увеличения освещённости, диафрагма остается максимально открытой, а уменьшается выдержка. Если же требуемая выдержка выходит за рамки возможностей затвора, то уменьшается диафрагма. Режимы типа «спорт» стремятся обеспечить выдержку не длиннее определённой (например 1/250 сек). Зачастую выбор одного из сюжетных режимов влияет не только на программную линию (то есть логику приоритета выбора диафрагмы или выдержки), но и на некоторые дополнительные возможности камеры. Например: следящий или однократный автофокус , автоматический выбор светочувствительности и баланса белого , режим работы вспышки , тон изображения, режим экспозамера и другие.
Разновидностью программного автомата, нашедшей применение в цифровых фотоаппаратах и видеокамерах, можно считать режим так называемой «зелёной зоны», когда кроме выдержки и диафрагмы автоматически выбирается светочувствительность. Кроме того, решение о необходимости включения встроенной вспышки также принимается автоматикой. Этот режим полностью избавляет оператора от необходимости вмешательства в процесс съёмки, но в некоторых случаях неприемлем из-за особенностей аппаратной логики. Программа настроена таким образом, чтобы выбирать наименьшую возможную чувствительность из соображений минимальных шумов. При съёмке в условиях низкой освещённости это может привести к недопустимо длинным выдержкам. В определённых ситуациях автоматическое включение вспышки также неприемлемо, поэтому «зелёная зона» используется только в любительской практике.
«P depth » — разновидность программного автомата, в котором сдвиг программы реализуется изменением значения диафрагмы.
«P speed » — режим программной линии, в котором сдвиг программы реализуется изменением выдержки.
«S V » — разновидность программного режима, в котором фотограф имеет дополнительную возможность оперативной регулировки чувствительности. Характерно для фотоаппаратов Pentax .
Противоположен режиму «S v »: выдержка и диафрагма устанавливаются пользователем, а чувствительность матрицы выставляется автоматически, на основе общей освещённости. Используется, например, в Pentax K200D .