Гелиография
- 1 year ago
- 0
- 0
Гелиография — ранний фотографический процесс , изобретённый Нисефором Ньепсом в 1822 году и послуживший теоретической основой для разработки дагеротипии . Изображения могут быть получены как контактным способом , так и с помощью камеры-обскуры .
Этот способ получения изображений с помощью света изначально был попыткой усовершенствования литографии . Бывший офицер и изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс , до этого уже имевший опыт в области фотохимии , в 1813 году начал эксперименты по закреплению световых изображений химическими способами . Через три года он получил первые снимки на хлоросеребряной бумаге, которые быстро выцветали на свету . Кроме того, эти изображения были негативными , что никак не устраивало изобретателя . Разочаровавшись в возможностях серебряных солей, в 1822 году он добился первого успеха с помощью сирийского асфальта ( битума ), который наносил на оловянные пластинки или литографский камень . Часть снимков выполнялась на стеклянной подложке. Наиболее раннее из сохранившихся изображений, полученных таким способом с помощью камеры-обскуры , снято в 1826 году и известно под названием « Вид из окна в Ле Гра ». Название «гелиография» (буквально: «солнечное письмо») подчёркивало неразрывную связь технологии с солнечным светом .
В результате воздействия света на слой битума его экспонированные участки подвергались частичной полимеризации и теряли растворимость в определённых веществах. После обработки смесью нефти и лавандового масла неэкспонированный битум смывался с оловянной пластины, тогда как на засвеченных участках он оставался . Полученное таким образом изображение вновь оказалось негативным, так как обнажённые от битума неэкспонированные участки металла блестели. Ньепс пытался устранить этот блеск, обрабатывая пластину парами иода, но положительного результата не добился . Следующим шагом исследований было добавление стадии травления пластины кислотой, воздействовавшей только на неэкспонированные участки, с которых был смыт битум . В обработанных таким образом местах поверхность меняла свою структуру, приобретая способность удерживать краску. Обработка заканчивалась удалением остатков битума спиртом и последующей промывкой в воде . Во всех вариантах технология оказалась малопригодной для фотографирования с натуры из-за очень низкой светочувствительности битума, дававшего контрастное изображение без деталей и полутонов. Поэтому дальнейшие поиски возможности фиксации светового рисунка Ньепс вёл совершенно в другом направлении совместно с Луи Дагером , что привело к разработке дагеротипии .
Однако для изготовления типографских клише при помощи контактной печати гелиография оказалось вполне пригодной. В дальнейшем процесс с незначительными изменениями использовался в типографском деле для размножения как штриховых, так и полутоновых изображений. Так, в 1853 году французы Лемерсье и Давани разработали так называемую полутоновую фотолитографию на основе асфальтового принципа . Позднее гравёр Жан Батист Камиль Коро разработал метод « клише-верр », позволяющий тиражировать гравюры, созданные в слое краски на стекле, способом гелиографии Ньепса . Разработанная во второй половине XIX века Джозефом Суоном и Карелом Кличем гелиогравюра была основана на других принципах и в дальнейшем трансформировалась в современную глубокую печать .
В начале XX века метод гелиографии был взят на вооружение издателями энциклопедий и журналов. Так, Энциклопедический словарь Граната использовал «гелиогравюру английского типа» (как указывалось в перечне иллюстраций к каждому тому) для изготовления вкладок с репродукциями картин известных художников.
Среди периодических изданий начала XX века можно назвать журнал Альфреда Стиглица Camera Work (1903—1917), а из современных журналов, сохраняющих эту традицию, — малотиражный журнал 21st: Journal of Contemporary Photography .