Interested Article - Калотипия

Калотипия московского кремля , снятая Роджером Фентоном в 1852 году

Калоти́пия ( др.-греч. καλός «красивый» и τύπος «отпечаток») — ранний фотографический процесс , основанный на использовании бумаги , пропитанной йодистым серебром . Технология стала первым в истории негативно-позитивным процессом, позволяющим тиражировать позитивы с исходного негативного изображения на бумаге. Патент на этот фотопроцесс получен его изобретателем Уильямом Генри Фокс Тальботом 8 февраля 1841 года . По имени изобретателя процесса калотипию также называют талботипия .

Описание технологии

Свои первые опыты по созданию фотограмм Тальбот начал в 1834 году, используя бумагу, покрытую нитратом серебра , светочувствительность которого известна с XVIII века . Позднее он заменяет нитрат хлористым серебром , также темнеющим пропорционально полученной экспозиции . При этом «фотогенический рисунок» разложенных на бумаге предметов проявлялся непосредственно под действием света, требуя длительных выдержек в несколько часов. Технология была известна уже с 1802 года после её изобретения Хамфри Дэви и en , но Тальбот впервые научился закреплять снимок, до этого темневший под дальнейшим воздействием света. Он предложил обрабатывать снимок в растворе морской соли , удалявшей остатки светочувствительного галогенида . Позднее учёный обнаружил более высокую эффективность в качестве фиксажа йодистого калия .

Бумажный негатив окна, снятый Тальботом в 1835 году
Позитив снимка Тальбота: «Окно аббатства Лекок»

Съёмка обычной камерой-обскурой , в отличие от контактных фотограмм, давала недодержанные негативы из-за низкой светочувствительности процесса. Тальбот построил самодельную миниатюрную камеру с квадратным кадровым окном шириной один дюйм (25,4 мм). Более высокая световая эффективность устройства, которое жена изобретателя назвала «мышеловкой», позволила 20 августа 1835 года осуществить фотосъёмку . Первым снимком стало изображение решётчатого окна в комнате Аббатства Лекок, принадлежавшего семье учёного . Последующие несколько лет Тальбот был занят другими опытами, забросив эксперименты со светописью. Разработка технологии была продолжена им вскоре после доклада Франсуа Араго во Французской академии наук о дагеротипии и создания комиссии для оценки изобретения . Уже 31 января Тальбот попытался опередить Луи Дагера , представив Лондонскому королевскому обществу подробное описание своих опытов . В России о них стало известно на три месяца раньше, чем о дагеротипии, благодаря докладу Иосифа Гамеля , сделанному в Петербургской академии наук 24 мая 1839 года .

Однако по сравнению с дагеротипией процесс Тальбота обладал чрезвычайно низкой светочувствительностью и был пригоден, главным образом для получения фотограмм и копирования рисунков. Прорыв случился во время дальнейших исследований, когда учёный открыл химическое проявление невидимого скрытого изображения . В результате выдержка в камере-обскуре сократилась с получаса до одной-двух минут на ярком солнце, сравнявшись по этому параметру с французской технологией. Новый процесс был назван калотипией, а его описание опубликовано в 1841 году . Приоритет Тальбота пытался оспаривать Ипполит Байар , в 1839 году получивший первые снимки на бумаге, покрытой йодистым серебром . Однако распространения этот процесс не получил, уступив в конце концов дагеротипии и калотипии. Технология Тальбота состояла из нескольких этапов: сначала обработке подвергался лист высококачественной писчей бумаги, на которую кистью наносился раствор азотнокислого , а затем йодистого серебра . После этого следовала сенсибилизация «галлоаргентонитратом» (галлонитратом серебра), состоящим из смеси азотнокислого серебра с галловой и уксусной кислотами .

Величина получаемой светочувствительности значительно превышала этот же показатель пластинок Дагера, требуя более коротких выдержек. После экспонирования листа в камере-обскуре слабое скрытое изображение усиливалось повторной обработкой галлоаргентонитратом, становясь видимым . Процесс завершался закреплением в растворе бромистого калия , вместо которого с 1843 года Тальбот начал применять гипосульфит , рекомендованный ему в качестве фиксажа Джоном Гершелем . Распространение калотипии тормозилось патентами, которыми Тальбот защищал каждое усовершенствование своего процесса, строго пресекая попытки использования технологии без разрешения изобретателя . Процесс стал альтернативой французскому лишь в немногих местах: на своей родине и в немецком Франкфурте-на Майне , где работал ученик Тальбота Э. Таннер . В 1847 году калотипия проникла и во Францию, где оценили её удобство для внестудийной съёмки . Наиболее широкое распространение процесс получил в 1840—1850-х годах .

По сравнению с дагеротипией преимуществом калотипии была возможность тиражирования позитивных изображений при помощи контактной печати с полупрозрачного негатива . Такую технологию изготовления позитивов современные галеристы называют солевая фотопечать . Изображение на солевых отпечатках прямое, а не зеркальное, как на дагеротипах, доступных в единственном экземпляре. Бумажная подложка калотипов позволила издавать небольшими тиражами фотоальбомы, что было невозможно для дагеротипии. Тальбот также первым разработал способ увеличения негативов и их оптической печати с помощью камеры специальной конструкции — прообраза фотоувеличителя . На этом же принципе был основан и «солнечный микроскоп», позволяющий делать методом калотипии четырёхсоткратные увеличения мельчайших предметов . Волокнистую структуру негативов пытались маскировать использованием в качестве подложки сухой вощёной бумаги, для чего обычный лист пропитывали расплавленным пчелиным воском . Однако широкое распространение негативно-позитивный процесс получил только после изобретения мокрого коллодионного процесса , в котором светочувствительный слой поливался на стеклянную основу. Иногда Тальбота ошибочно называют изобретателем проявления, на самом деле впервые открытого ещё в 1820-х годах Ньепсом и затем успешно использованного Дагером. Заслуга Тальбота заключается в создании концепции двухступенчатого способа получения изображения, позволяющего тиражировать фотографии и господствующего в аналоговой фотографии до сих пор .

См. также

Примечания

  1. , с. 45.
  2. , с. 61.
  3. , с. 59.
  4. , с. 20.
  5. , с. 23.
  6. , с. 20.
  7. , с. 27.
  8. , с. 69.
  9. , с. 15.
  10. , с. 8.
  11. . Кладезь искусства . Trendymen. Дата обращения: 29 февраля 2016. 15 марта 2016 года.
  12. , с. 24.
  13. , с. 58.
  14. , с. 10.
  15. , с. 30.
  16. , с. 24.
  17. , с. 28.
  18. , с. 60.
  19. , с. 22.
  20. , с. 49.
  21. , с. 31.
  22. , с. 14.
  23. , с. 45.
  24. , с. 556.
  25. , с. 71.
  26. , с. 87.

Литература

  • Алексей Алексеев. // «Foto&video» : журнал. — 2009. — № 2 . — С. 86—93 .
  • Владимир Левашов . Лекция 1. Предыстория и открытие медиума // Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М. : «Тримедиа Контент», 2014. — С. 11—28. — 464 с. — ISBN 978-5-903788-63-7 .
  • А. В. Максимова, К. А. Мисюра-Аладова, Ю. А. Богданова. / Е. А. Васильева. — СПб. : «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО», 2013. — 47 с.
  • Сергей Морозов. Часть I // / А. Фомин. — 2-е изд.. — М. : «Планета», 1986. — С. —24. — 415 с. — 25 000 экз.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. II. Первые в мире снимки // . — М. : «Искусство», 1985. — С. —13. — 367 с. — 100 000 экз.
  • Максим Томилин. Фокс Тальбот и двухступенчатый фотографический процесс // «Фотомагазин» : журнал. — 1998. — № 12 . — С. 68—70 . — ISSN .
  • Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб. : Machina, 2008. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0 .
  • К. В. Чибисов . Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1987. — С. 15—23. — 255 с. — 50 000 экз.
  • . — М. : «Госкиноиздат», 1938. — 62 с.
  • Рождение фотографии // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 18—25. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2 .

Ссылки

  • (рус.)
  • . Фото-дозор. Дата обращения: 3 июня 2013. 3 июня 2013 года.
  • . photoline.ru. Дата обращения: 3 июня 2013.
Источник —

Same as Калотипия