Interested Article - Клоде, Антуан

Жан Франсуа Антуан Клоде ( фр. Jean Francois Antoine Claudet , 12 августа 1797 , Лион , Франция 27 декабря 1867 , Лондон , Великобритания ) — пионер фотографии, один из первых коммерческих фотографов Великобритании.

Биография

Родился в Лионе (по другим данным — в Château de Rosay ) во Франции 12 августа 1797 года (по другим данным — в 1798 году ). Антуан Франсуа Жан Клоде был вторым из шести детей в многодетной семье состоятельного буржуа . После смерти отца в 1807 году главой семьи стала мать, иногда получавшая помощь от родственников. Получил коммерческое и классическое образование . По просьбе своего дяди Клоде переехал в Париж в 1818 году, чтобы работать в его банке, но увлёкся производством стекла. После женитьбы на Жюли Бурделен ( фр. Julie Bourdelain , она умерла в 1881 году, родила Клоде в браке минимум двух сыновей) стал работать помощником управляющего в мастерской Ponces Grimblot , расположенной на окраине Парижа (по другим данным — на стеклозаводе в Шуази-ле-Руа под Парижем ).

Клоде переехал в Лондон в 1827 году (или в 1829 ). В 1829 году он открыл и возглавил здесь представительство своей французской фирмы (оно находилась в Холборне ). В 1833 году Клоде изобрёл машину для резки стеклянных цилиндров. Её использование давало такой значительный коммерческий и художественный эффект, что в 1853 году принц Альберт вручил ему медаль Королевского общества искусств за это изобретение. В 1837 году он вступил в партнерство с неким Джорджем Хоутоном. Хотя он никогда не отказывался от французского гражданства, Лондон стал с этого времени его основным местом жительства на протяжении всей оставшейся жизни .

Клоде заинтересовался дагерротипом и отправился в Париж, чтобы изучать его у самого Луи-Жака Дагера . Хотя патент на дагерротип был приобретён французским правительством, чтобы сделать его свободным для использования, Дагер ещё до этого оформил патент на него в Великобритании. Клоде приобрёл только индивидуальную лицензию на коммерческое использование дагерротипа и затем сожалел, что не приобрёл патент. Он также купил ранние работы учеников Дагера и сразу же начал продавать их через свой магазин стекла в Лондоне. После возвращения в Англию Клоде пытался ускорить процесс создания дагерротипа, что привело к получению собственного патента на использование красного света. В июне 1841 года Клоде открыл студию Adelaide Gallery вблизи церкви Святого Мартина в Полях , который породила его профессиональное соперничество с (англ.) (он создавал фотопортреты, используя американскую отражающую камеру). Когда Бирд приобрёл полный британский патент на дагерротип, то попытался отменить лицензию Клоде. Клоде в конечном итоге выиграл длительный судебный процесс против Бирда . Среди широкой публики студия Клоде была значительно более популярна, чем студия его соперника .

Антуан Клоде. Чарьз Уитстоун и его семья, стереодаггерротип, до 1867

В начале 1841 года он сообщил на заседаниях Королевского общества и Académie des Sciences , что сделал открытие: использование хлора и брома может ускорить процесс дагерротипии. Клоде без патентных ограничений сделал процесс свободно доступным для всех. Он запатентовал идею использования красного света в тёмной комнате и впервые использовал искусственный свет и расписанные художниками фоны-декорации во время съёмки. В 1842 году он впервые сделал стереодагерротипы для известного физика сэра Чарльза Уитстона . Его серия дагерротипов видов Лондона сверху стала основой для панорамы Лондона, созданной в начале 1843 года для The Illustrated London News .

На портретах натурщики Антуана Клоде выглядят более естественно по сравнению с моделями других дагерротипистов, работавших в середине XIX века . В 1842 году он увлёкся идеей стереоскопической фотографией, которая стала его основной заботой на протяжении следующего десятилетия . Клоде стал использовать процесс калотипии , разработанный Уильямом Генри Фоксом Тальботом , что позволило ему производить большее количество снимков на основе негативов . В этот период он также экспериментировал с мокрым коллодиевым процессом . Его ассистентом был известный голландский фотограф Николаас Хеннеман ( нем. Nicolaas Henneman ), который долгое время работал с Тальботом . Однако он был последним лондонским фотографом, который продолжал предлагать дагерротип-портреты .

Один из посетителей студии Клоде писал:

«Меня посадили… под яркими лучами солнца… Экспозиция длилась около минуты… Меня заставили смотреть, не моргая, пока из глаз не хлынули слезы. Портрет, конечно, был похож на карикатуру … Я заплатил гинею … Изображение быстро поблекло»

Андрей Высоков. 12 августа 1797 года родился знаменитый фотограф Жан Франсуа Антуан Клоде

В 1847 году Клоде создал студию в Колизее в Риджентс-парке . После весьма успешного показа его постановочных дагерротипов на выставке 1851 года, он создал «Храм фотографии» на Риджент-стрит 107 (здание построил архитектор Парламента Чарльз Берри , работавший в стиле викторианской эклектики , он был знаменит своим вкладом в развитие итальянской архитектуры в Великобритании, использованием палаццо эпохи Возрождения для проектирования загородных домов, городских усадеб и общественных зданий ). Клоде первым приступил к созданию и изучению истории молодого искусства фотографии, создав работу «Прогресс фотографии» для Королевского общества искусств в 1847 году .

Королева Виктория , увидев фотографии Клоде в 1851 году, назначила его официальным королевским фотографом два года спустя. Также, в 1853 году, он был избран членом Королевского общества искусств и Лондонского королевского общества . Он регулярно участвовал в заседаниях Британской ассоциации по развитию науки . Он получил награды от королевы Виктории и Наполеона III за свои достижения в фотографии . Клоде принадлежит более 40 научных исследований в этой области. Он получил патент на складной карманный стереоскоп в марте 1853 года, а два года спустя им был получен другой патент на большой стереоскоп , рассчитанный на более чем 100 слайдов . Клоде приписывают решающую роль в создании идеи экрана для будущей проекции кинофильмов . Его сын Генри постепенно взял на себя бизнес отца, но Антуан Клоде по-прежнему активно экспериментировал и публиковал работы в области фотографии .

Получение тяжёлой травмы при высадке из омнибуса нанесло удар по его здоровью, вскоре после этого 27 декабря 1867 года он умер в своем доме на (англ.) 21, Риджентс-парк , Лондон. Сын фотографа Генри Клоде начал собирать материалы для биографии отца. Они хранились в Храме фотографии Клоде. Менее чем через месяц после его смерти, 23 января 1868, Храм фотографии загорелся и здание было полностью разрушено, что стало невосполнимой потерей для историков ранней фотографии . Уничтожено было почти 20 000 гравюр , негативов и дагерротипов. Некоторые дагерротипы Клоде сохранились и экспонируются в музеях, включая Национальную галерею Шотландии и Музей Дж. Гетти . Национальная портретная галерея владеет более чем двадцатью его фотографий (из 42 сохранившихся и достоверно соотносимых с творчеством фотографа) .

Изображения шахматистов

Антуан Клоде на фотографии за шахматной доской (слева), около 1847 г.
Антуан Клоде (?). Шахматисты, около 1847 г.

Известны десять или более фотографий играющих шахматистов, связанных с Антуаном Клоде, относящихся к 40-м годам XIX века, две наиболее известные из них входят в собрание музея Метрополитен . Обе фотографии сняты в одном и том же месте и в один день (партнёры на второй фотографии пересели, но позиция, которая стоит на доске, не изменилась). На части из них изображены фотограф Антуан Клоде и, возможно, помощник Тальбота и Клоде Хеннеман. Именно последний и опубликовал некоторые из этих фотографий впервые. Эта серия фотографий «Игроки в шахматы» приписывается современными историками искусства различным фотографам из круга друзей Тальбота. Среди наиболее достоверных атрибуций — сам Фокс Тальбот, Клоде и Николаас Хеннеман. Некоторые из фотографий содержат штампы или маркировки, которые свидетельствуют, что они были выставлены на продажу Хеннеманом по цене в три шиллинга в Лондоне между 1847 и 1851 годами. Ни один из этих негативов , насколько известно, не сохранился. Многочисленные отпечатки этих двух фотографий не содержат достоверную подпись автора .

В настоящее время научные сотрудники Метрополитен приписывают композицию двух фотографий из своего собрания именно Клоде, хотя и признают, что он сам позирует на фотографиях (оба раза он на фотографиях изображён без головного убора). Они не решаются утверждать, кто является его противником в шахматной партии, допускают, что автором мог быть и Хеннеман, хотя и с меньшей степенью вероятности . Возможно, противником Клоде в партии выступает преподобный (англ.) , сын уэльского землевладельца, математик, бывший художник- маринист , фотограф-дагерротипист, занимавшийся и калотипией .

Сайт Института искусств Чикаго приписывает эти фотографии Тальботу. Недавние исследования Шаафа утверждают, что изображения, возможно, были сделаны в студии Клоде, находились некоторое время в собственности Хеннемана, а затем были получены Тальботом от него в качестве оплаты в счёт некоего долга . Размер фотографий соответствует размеру, который Клоде использовал для своих калотипов. Его известные студийные портреты, однако, часто запечатлевают декорации и реквизит , а не простую ткань драпировки , как на портретах шахматистов. Шааф считает, что эти фотографии созданы не в студии Adelaide Gallery в Лондоне и не в студии по адресу 18 King William Street , которую Клоде открыл в 1843 году, а в студии в Колизее в Риджентс-парк, хотя исследователь допускает, что их автором мог быть и другой фотограф. На целом ряде фотографий запечатлён Николаас Хеннеман. Тем не менее, Шааф считает, что предполагаемым автором не мог быть Хеннеман, который был хорошо знаком с технической стороной фотографии, но не владел в достаточной мере её эстетикой .

Композиция фотографий предельно проста, освещение создаёт драматическую атмосферу, выражения лиц вполне достоверны, несмотря на постановочный характер. Присутствуют живые и подлинные портреты, сравнимые с лучшими спонтанными портретами Дэвида Октавиуса Хилла и Роберта Адамсона .

Каталог Raisonné трактует эти изображения как созданные фотографами круга Тальбота, относит к числу тех, которые традиционно связывались с его творчеством. Возможно, однако, что некоторые из этих фотографий были сделаны после смерти Тальбота в 1867 году (на это указывает весьма специфическая фотобумага), но прежде, чем мисс Тальбот сделала их достоянием широкой публики в 1930 году .

Тальбот играл в шахматы по переписке и неоднократно упоминал их в своих письмах, но ничто не связывает его именно с этими фотографиями. Наиболее ранние из них созданы в сентябре 1841 года (день был отрезан от надписи на позитиве впоследствии), иные датируются 7 апреля и июлем 1842 года . В старых трудах по истории фотографии работы из коллекции Метрополитен датировались даже 1840-м годом . В советском шахматном журнале именно одна из этих фотографий была приведена с подписью «Первая в мире шахматная фотография», журнал приписал её Тальботу и датировал 1846 годом .

Галерея

Примечания

  1. Ward J. P., Batchen G. Antoine Claudet // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4
  2. Antoine Claudet //
  3. (англ.)
  4. .
  5. . National Portrait Gallery, St Martin's Place, London. Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года. )
  6. Hannavy, John. // Encyclopedia of Nineteenth-Century Photography. — New York: Routledge / Taylor & Francis Group LLC), 2008. — Т. 1. — С. 302—304.
  7. Gill, Arthur T. // Нistory of Photography : Журнал. — 1980. — № 4 . — С. 313—322 .
  8. Высоков, Андрей. . Photo Island (11 августа 2011). Дата обращения: 29 января 2017. 2 октября 2016 года.
  9. Сань, Жан. Портреты на любой вкус // Новая история фотографии. — Андрей Наследников, 2008 isbn=978-5-90141-066-0. — Т. 1. — С. 106. — 335 с.
  10. (англ.) . Royal Society Picture Library . pictures.royalsociety.org. Дата обращения: 5 мая 2019. 5 мая 2019 года.
  11. .
  12. . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  13. . Индустрия фотографий. Дата обращения: 29 января 2017. Архивировано из 3 февраля 2017 года.
  14. Собрание Дома Джорджа Истмена. История фотографии с 1839 года до наших дней. — М. : Арт-родник, 2010. — С. 94—95. — 766 с. — ISBN 978-5-404-00156-3 .
  15. . The Art Institute of Chicago. Дата обращения: 29 января 2017. 5 марта 2016 года.
  16. Katzman, Mark. Art of Photogravure. Дата обращения: 29 января 2017. 2 ноября 2016 года.
  17. Это любопытно // Шахматное обозрение - 64 : Журнал. — 1987. — № 17 . — С. 14—15 .

Литература

  • Hannavy, John. // Encyclopedia of Nineteenth-Century Photography. — New York: Routledge / Taylor & Francis Group LLC, 2008. — Т. 1. — С. 302—304.
  • Schaaf, Larry J. . William Henry Fox Talbot Catalogue Raisonné. A project to create the seminal catalogue of the works of photographic pioneer William Henry Fox Talbot (3 июня 2016). Дата обращения: 29 января 2017. 11 января 2017 года.
  • Schaaf, Larry J. . Oxford Dictionary of National Biography, Oxford University Press. Дата обращения: 29 января 2017.
  • . National Portrait Gallery, St Martin's Place, London. Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года.

Работы

  • . Invaluable, LLC. Дата обращения: 29 января 2017.
Источник —

Same as Клоде, Антуан