Interested Article - Альбуминовая печать

Альбуминовый отпечаток портрета изобретателя процесса Луи Дезире Бланкар-Эврара

Альбуми́новая печа́ть фотографический процесс , основанный на использовании альбумина , получаемого из белков яиц, для удержания светочувствительных веществ на бумаге. Технология представлена 27 мая 1850 года Луи Дезире Бланкар-Эвраром ( фр. Louis Désiré Blanquart-Evrard ) на заседании Французской академии наук , став первым коммерчески успешным методом получения фотоотпечатка на светочувствительном слое, нанесённом поверх бумажной подложки, а не пропитавшем её, как в калотипии . Процесс стал доминирующим способом получения позитивов с 1855 года и вплоть до конца XIX века .

Особенности технологии

Альбуминовая печать стала первой технологией, давшей возможность изготовления фотобумаги в промышленных масштабах. Одна из крупнейших фабрик такой бумаги в Дрездене ежедневно расходовала более 60 тысяч куриных яиц . Из-за особенностей технологии требовались тухлые яйца, наполнявшие зловонием все ближайшие окрестности . Бумага с альбуминовым светочувствительным слоем относится к фотобумагам с так называемым «дневным проявлением», поскольку изображение проявлялось непосредственно в процессе экспозиции , получаемой при дневном свете. Она получила распространение благодаря изобретённому практически одновременно мокрому коллодионному процессу , впервые дававшему высококачественные негативы на фотопластинках . Альбуминовая фотобумага очень быстро заменила калотипную, на которой печатались первые коллодионные негативы . В отличие от «солевой» бумаги с видимой волокнистой структурой изображения и грубыми полутонами, альбуминовая давала резкие снимки с тончайшими нюансами светотени .

Новый фотоматериал, даже выпущенный промышленным способом, сенсибилизировался фотографом самостоятельно непосредственно перед печатью, поскольку его светочувствительность сохранялась не более 12 часов. Для этого фотобумага, содержащая в слое альбумина хлорид натрия , обрабатывалась 10%-ным раствором азотнокислого серебра, образующим микрокристаллы хлористого серебра . При этом контакт реактива с обратной стороной подложки не допускался . После серебрения бумага высушивалась и становилась готовой для печати. Копирование происходило после помещения фотобумаги под негатив , через который экспонировалась солнечным светом, из-за чего и получила название «дневной». При осуществляемой таким образом контактной печати эмульсионные слои негатива и фотобумаги плотно прижимались друг к другу в специальной копировальной рамке . Экспозиция при печати регулировалась визуально по видимому потемнению позитива, и для нормального негатива соответствовала выдержке в 25—30 минут . Проявление происходило непосредственно при печати, и лабораторная обработка готового снимка заключалась в его вирировании и последующем фиксировании тиосульфатом натрия . Перед тонированием бумага промывалась для удаления оставшегося в слое азотнокислого серебра, дававшего неприятный красноватый оттенок. После промывки отпечаток обрабатывали в вирирующих растворах золота .

В результате изображение альбуминовых отпечатков состояло не из серебра, а из заместившего его золота, придававшего изображению контраст и приятный оттенок от коричневого до сине-чёрного . Тонированный отпечаток фиксировали, удаляя остатки светочувствительного хлористого серебра, темнеющего на свету. Альтернативный метод лабораторной обработки, позднее разработанный для целлоидиновых и аристотипных фотобумаг, заключался в погружении листа без предварительной промывки в раствор так называемого вираж-фиксажа, состоявшего из смеси гипосульфита и азотнокислого свинца . Готовое изображение в результате состояло не из золота, а из смеси сернистого серебра с сернистым свинцом. Процесс так же завершался фиксированием в растворе гипосульфита. Несмотря на высокое качество и сравнительную простоту обработки, альбуминовые отпечатки обладали одним существенным недостатком: под действием света они выцветали в течение нескольких лет. Причина заключалась в большом содержании серы в альбуминах . Однако, при тщательном соблюдении технологии печати и хранении в темноте фотографии всё же сохраняются несколько десятилетий, и до наших дней дошли многие отпечатки на такой бумаге. Позднее процесс был усовершенствован дополнительным тонирование после золотого виража платиновым, состоящим из раствора хлорной платины с фосфорной кислотой. Полученные изображения хранились дольше и из-за их характерного вида появился новый стиль — фотокрейтон .

Наиболее долговечными оказались фотографии, выполненные при помощи карбоновой печати , изобретённой в 1864 году, однако эта технология была значительно сложнее и дороже. Реальную конкуренцию альбуминовой фотобумаге смогла составить только целлоидиновая, появившаяся годом позже, и сохранявшая в готовом виде светочувствительность до 3 месяцев . Похожими свойствами обладала протальбинная фотобумага , изготовленная на основе растительного альбумина . Полная замена пригодных только для контактной печати дневных фотобумаг современными броможелатиновыми совпало по времени с распространением компактных фотоаппаратов с рулонными фотоплёнками , требующими фотоувеличения .

См. также

Примечания

  1. , с. 32.
  2. , с. 20.
  3. . Галерея печати. Дата обращения: 23 февраля 2016. 29 февраля 2016 года.
  4. , с. 25.
  5. , с. 120.
  6. , с. 38.
  7. , с. 121.
  8. , с. 241.
  9. , с. 152.
  10. , с. 122.
  11. , с. 21.
  12. , с. 252.
  13. , с. 123.
  14. , с. 242.

Литература

  • Д. Бунимович. Глава VII. Позитивный процесс // . — 2-е изд.. — Минск: « Беларусь », 1964. — С. 150—155. — 360 с.
  • Александр Галкин. // «Foto&video» : журнал. — 2006. — № 4 . — С. 120—125 .
  • А. В. Максимова, К. А. Мисюра-Аладова, Ю. А. Богданова. / Е. А. Васильева. — СПб. : «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО», 2013. — 47 с.
  • К. В. Чибисов . Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1987. — С. 37—41. — 255 с. — 50 000 экз.
  • Ф. Шмидт. Практическая фотография. — 3-е изд.. — Петербург.: «Издательство Ф. В. Щепанского», 1905. — 393 с.
  • Beaumont Newhall. (англ.) // IMAGE, Journal of Photography of the George Eastman House : журнал. — 1955. — April ( no. 4 ). — P. 25—26 . 4 марта 2016 года.
Источник —

Same as Альбуминовая печать