Interested Article - Желатиносеребряный фотопроцесс

Изобретатель сухого фотопроцесса Ричард Меддокс

Желатиносеребряный фотопроцесс — современный фотографический процесс , основанный на использовании желатина в качестве связующего элемента светочувствительных галогенидов серебра . Фотоэмульсия такого состава наносится на подложку из стекла, бумаги или гибкой плёнки и сохраняет светочувствительность и пригодность для лабораторной обработки в течение многих лет. Технология разработана Ричардом Меддоксом ( англ. Richard Leach Maddox ) в 1871 году и усовершенствована Чарльзом Беннетом ( англ. Charles Harper Bennett ) в 1878 году . По другим данным фотографическая эмульсия на основе желатина была впервые получена Робертом Бингемом в Великобритании в 1850 году . Процесс допускает использование любых галогенидов серебра, но часто упоминается под названием сухая броможелатиновая эмульсия , как более совершенная альтернатива предыдущей технологии. Мокрый коллодионный процесс требовал экспонирования и лабораторной обработки фотоматериала немедленно после приготовления, значительно усложняя фотографирование. Подавляющее большинство современных фотоматериалов, в том числе цветных, основаны на желатиносеребряной технологии.

Историческая справка

Предыдущая технология фотографии, основанная на использовании влажного коллодия , была несовершенной, заставляя фотографов даже в экспедиции носить с собой походную фотолабораторию. На рубеже 70-х и 80-х годов XIX века английский врач Ричард Меддокс, занимавшийся микрофотографией , предпринял попытки заменить неудобный коллодий, эфирный запах которого переносил с трудом . Выбор был остановлен на желатине , до этого уже предлагавшейся в качестве связующей среды Виктором Ньепсом ( фр. Claude Félix Abel Niépce de Saint-Victor ) и Альфонсом Пуатвеном ( фр. Louis-Alphonse Poitevin ) . В сухом состоянии она обладает высокой прочностью, а при намокании разбухает, беспрепятственно пропуская к микрокристаллам фотореактивы. Ещё более важным открытием стала фотографическая активность желатина, а также возможность повышения светочувствительности её смеси с галогенидом серебра в тысячи раз нагреванием в течение определённого времени . Этот процесс, изобретённый в 1878 году Чарльзом Беннетом, получил название физического созревания эмульсии, и позволил получить фотопластинки с недоступной для предыдущих технологий чувствительностью . Уже через год Джордж Истмен ( англ. George Eastman ) собрал первую машину для полива желатиносеребряной эмульсии на стеклянную подложку, основав «Компанию сухих пластинок Истмена» . Впоследствии предприятие превратилось в мирового лидера по выпуску светочувствительных материалов Eastman Kodak .

Появление новой фотоэмульсии произвело настоящую революцию не только в фотографии, но и во многих других областях. Фотографы теперь могли вести съёмку в любых местах, взяв с собой запас фотоматериала, остающегося пригодным многие месяцы и годы. Другой важной инновацией стало начало производства фотоматериалов промышленным способом, тогда как до этого фотографы изготавливали их самостоятельно . Сухая фотоэмульсия дала старт созданию кинематографа , благодаря появлению рулонных фотоплёнок на гибкой подложке и производной от них киноплёнки . Особенности строения желатинового фотослоя позволили получить значения светочувствительности, недостижимые ни для одной из предыдущих технологий. Большую роль сыграло появление любительских фотоаппаратов с рулонной негативной фотобумагой, налаженное Истменом в 1885 году . Эти бокс-камеры положили начало развитию портативных фотоаппаратов, рассчитанных на роликовую фотоплёнку. В 1879 году Джозеф Суон использовал желатиносеребряную фотоэмульсию для производства фотобумаг с химическим проявлением . Вскоре это привело к почти полному отказу от быстро выцветающих фотобумаг с «дневным проявлением» — альбуминовой и целлуидиновой — пригодных только для контактной печати . В 1894 году бумажную подложку начали покрывать баритовым подслоем (подвергать баритажу ), предотвращавшим просачивание эмульсии между волокнами, и повышавшим белизну. По этой причине желатиносеребряные фотобумаги в обиходе получили название «баритовых» .

Высокочувствительные желатиновые фотобумаги открыли эпоху малоформатной фотографии , требующей увеличения . Желатиносеребряные фотобумаги использовались вплоть до вытеснения в 2000-х годах цифровой печатью, более дешёвой и не требующей сложной лабораторной обработки. Ручная чёрно-белая фотопечать на бумаге с желатиносеребряной эмульсией в настоящее время перешла в разряд эксклюзивных технологий, которую галеристы называют серебряная фотопечать .

См. также

Примечания

  1. , с. 33.
  2. , с. 13.
  3. .
  4. . История фотографии . Printservice. Дата обращения: 9 ноября 2016. 10 ноября 2016 года.
  5. , с. 34.
  6. , с. 16.
  7. , с. 8.
  8. , с. 40.
  9. , с. 34.
  10. , с. 38.
  11. . Фотостудия «LeopArt». Дата обращения: 26 марта 2016. 11 апреля 2016 года.
  12. , с. 34.
  13. , с. 74.
  14. , с. 125.
  15. , с. 555.

Литература

  • Александр Галкин. // «Foto&video» : журнал. — 2006. — № 4 . — С. 120—125 .
  • Е. А. Иофис . Глава I. Киноплёнка // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 5—12. — 300 с.
  • Е. А. Иофис . . — М. : «Советская энциклопедия», 1981. — С. . — 449 с. — 100 000 экз.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. II. Первые в мире снимки // . — М. : «Искусство», 1985. — С. —13. — 367 с. — 100 000 экз.
  • А. В. Редько. . — 2-е изд.. — СПб. : «Лань», 1999. — С. —17. — 512 с. — (Учебники для ВУЗов. Специальная литература). — 3000 экз. ISBN 5-8114-0146-9 .
  • Жан Фаж. Остановимся на мгновение // « Советское фото » : журнал. — 1971. — № 7 . — С. 39—40 . — ISSN .
  • Фомин А. В. Глава III. Фотографическая эмульсия // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 62—74. — 256 с. — 50 000 экз.
  • К. В. Чибисов . Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1987. — С. 30—37. — 255 с. — 50 000 экз.
  • Словарь // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 554—556. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2 .
  • Ostroff E., James T. H. Gelatin Silver Halide Emulsion: A History (англ.) // The Journal of Photographic Science : журнал. — 1972. — Вып. 20 , № 4 . — С. 146—148 . — doi : .

Ссылки

Источник —

Same as Желатиносеребряный фотопроцесс