Interested Article - Тинтайп
- 2020-09-09
- 2
Тинта́йп или фе́рроти́пия ( англ. tin — олово , лат. ferrum — железо ) — ранний фотографический процесс , использующий в качестве фотоматериала металлические пластинки, покрытые тёмным лаком и светочувствительным коллодием . Само слово «тинтайп» ( англ. Tintype ) ведёт своё происхождение от английского «жесть» ( англ. Tin ), но в реальной практике в качестве подложки использовалась тонкая листовая сталь , в обиходе также называемая жестью . Металлическая основа была достаточно эластичной и не требовала сушки и отделки, поэтому готовый ферротип после несложной лабораторной обработки почти сразу вручался заказчику, что предопределило коммерческий успех технологии.
Процесс разработан как вариант мокрого коллодионного , позволив получать готовое позитивное изображение без промежуточного негатива и фотопечати . Первые ферротипы изготавливались в стационарных фотоателье, но постепенно их основное производство перешло в руки странствующих фотографов, работавших на пляжах, ярмарках и рынках . Процесс был мало распространён в Европе , но пользовался большой популярностью в США . К концу Гражданской войны эта технология стала здесь самым распространённым фотопроцессом .
Историческая справка
Технология была впервые описана Адольф-Александром Мартином во Франции , а в 1856 году запатентована Гамильтоном Смитом ( англ. Hamilton Lanphere Smith ) в США и Вильямом Клоэном ( англ. William Kloen ) в Великобритании . Её первым названием было мелайнотип , а затем прижилось слово «ферротип», обозначающее также разновидность технологии с жестяной подложкой. Термин «тинтайп» чаще всего используется для названия технологии в целом, но специалисты относит его к снимкам, изготовленным на оловянной пластинке . Ещё одним вариантом процесса была паннотипия , в которой коллодионный раствор наносился на чёрное вощёное полотно .
Изобретению ферротипа предшествовало появление амбротипии , запатентованной в 1854 году Джеймсом Каттингом ( англ. James Ambrose Cutting ). Амбротип представляет собой оригинальный способ получения позитива непосредственно из негатива, изготовленного на стеклянной фотопластинке . Процесс давал единственный экземпляр высококачественного зеркального изображения с практически неограниченной сохранностью. Однако, окончательное оформление позитива, связанное с сушкой коллоидной эмульсии и её лакировкой удлиняло и удорожало процесс, а хрупкость стекла снижала долговечность. Более дешёвым и технологичным вариантом амбротипа стал тинтайп .
Отличие заключается в использовании вместо легко бьющегося стекла металлической пластинки, покрытой слоем эмали чёрного или шоколадного цвета . Ферротипия для не разбирающейся в тонкостях публики была внешне похожа на дагеротипию , давая зеркальное изображение в единственном экземпляре. Дополнительное сходство придавало использование металлической подложки. В то же время тинтайп не требовал подбора освещения при рассматривании, как дагеротип, и при этом был гораздо прочнее и проще в изготовлении. Первые ферротипы оформлялись в дорогие рамки и футляры по примеру дагеротипов . Однако, постепенно вошли в обиход картонные паспарту , а затем снимок стали отдавать заказчику без какого-либо обрамления, что значительно ускоряло и удешевляло процесс. Странствующие фотографы проявляли ферротип сразу после съёмки внутри фотоаппарата, в который был встроен сосуд с необходимыми реактивами . Часто практиковалась раскраска ферротипов акварелью или анилиновыми красителями .
К середине 1860-х годов ферротипия полностью вытеснила дагеротип и амбротипию, и в области заказного фотопортрета стала одним из наиболее распространённых фотографических процессов, существуя параллельно с негативно-позитивным желатиносеребряным вплоть до середины 1950 -х годов. Это объясняется доступностью для небогатого населения как в городах, так и в самых отдалённых провинциях. В России после появления ферротипа крупные фотоателье начали указывать на обороте снимков не только основной адрес, но и постоянные места выездных съёмок во время летнего сезона . Ферротип оставался популярным во многих странах, как «народный фотопортрет», вплоть до начала Первой мировой войны , после чего уступил место современным желатиносеребряным технологиям . Одним из наиболее известных примеров современного использования ферротипа в качестве альтернативного процесса стало портретирование американских военнослужащих во время боевых действий в Афганистане 2001—2014 годов .
Описание технологии
Существуют две разновидности тинтайпа: мокрая и сухая. Мокрая исторически появилась первой, и является не чем иным, как вариантом мокрого коллодионного процесса. Более поздний сухой тинтайп вместо коллодия использует желатиносеребряную фотоэмульсию , и более технологичен. Такой тип светочувствительного слоя позволяет избежать его полива на пластинки непосредственно перед съёмкой, и удобен для работы в полевых условиях.
Обе разновидности процесса предполагают получение недоэкспонированного по сравнению с обычной негативно-позитивной фотографией изображения. В противном случае металлическое серебро образуется по всей площади пластины, и в отражённом свете позитив не просматривается. При пониженной экспозиции в тенях серебра почти нет, и сквозь них просвечивает окрашенная чёрным цветом подложка. В света́х же светло-серое серебро отражает больше света, чем пластина, и они выглядят светлыми, образуя позитив . Наряду с другими достоинствами ферротипа, необходимость недодержки давала дополнительное преимущество для портретной фотографии, позволяя сократить выдержку . Проявление экспонированных пластин производилось смесью железного купороса , серной кислоты и алкоголя. Кислоту добавляли в раствор для придания дополнительного блеска света́м изображения .
Проявленный ферротип фиксировался раствором гипосульфита , а затем высушивался над спиртовой горелкой. В студийных условиях долговечность изображения повышали его лакировкой . Вплоть до 1910 года наиболее популярным форматом тинтайпа считался «Бонтон», размеры которого колебались от 6×9 до 10×15 см. Была также распространена технология одновременного получения нескольких портретных снимков на одной пластине её экспонированием через такое же количество объективов, обычно 9 или 12 . Одиночные портреты затем отрезались ножницами от проявленной и высушенной пластины. Это было ещё одним достоинством ферротипии по сравнению с амбротипом, требующим в таких случаях алмазной резки стекла. Ферротип в обрамлении внешне очень трудно отличить от амбротипа, и в случае невозможности разборки паспарту или рамки единственным способом идентификации является магнит , притягивающий металлическую подложку .
См. также
Источники
- ↑ L. Wood. (англ.) . State Archives of Ohio . Ohio Historical Society Collections (5 августа 2011). Дата обращения: 26 июня 2017.
- , с. 94.
- , с. 4.
- ↑ , с. 12.
- .
- , с. 13.
- , с. 59.
- , с. 93.
- , с. 5.
- ↑ , с. 48.
- , с. 14.
- Michael Zhang. (англ.) . Reviews . PetaPixel (10 июля 2013). Дата обращения: 25 октября 2016. 11 октября 2016 года.
- , с. 13.
- , с. 18.
- , с. 12.
Литература
- Алексей Алексеев. № 2 . — С. 86—93 . // «Foto&video» : журнал. — 2009. —
- Ярослав Боучек. О структуре фотоизображения на знаменательных этапах развития фотографии № 2 ). — С. 42—49 . // Revue Fotografie : журнал. — 1986. — Июнь (
- Владимир Левашов . Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М. : «Тримедиа Контент», 2014. — 464 с. — ISBN 978-5-903788-63-7 .
- А. В. Максимова, К. А. Мисюра-Аладова, Ю. А. Богданова. / Е. А. Васильева. — СПб. : «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО», 2013. — 47 с.
- Э. Митчел. / А. Г. Симонов. — М. : «Мир», 1988. — 420 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-03-000742-3 .
- Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб. : Machina, 2008. — С. 91—102. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0 .
- Руководство к ферротипии для фотографов и любителей. — СПб. : Издательство Ф. В. Щепанского, 1893. — 24 с.
Ссылки
- . «XAGE». Дата обращения: 25 октября 2016.
- . «Fresher». Дата обращения: 25 октября 2016.
- 2020-09-09
- 2