Обращаемые фотоматериалы
- 1 year ago
- 0
- 0
Хромоге́нный фотоматериа́л — разновидность фотоматериалов , готовое изображение которых состоит из красителей , синтезируемых при проявлении с помощью специальных цветообразующих компонент , добавленных в зонально-чувствительные фотоэмульсии в процессе изготовления . Использованные при этом цветообразующие компоненты не способны покидать свой эмульсионный слой и проникать в соседние, предотвращая тем самым смешивание разных красителей. Название «хромогенный» характерно для иностранных источников, тогда как в советских и российских более распространён термин « цветные фотоматериалы с недиффундирующими цветообразующими компонентами », подчёркивающий принципиальное отличие от плёнок типа Kodachrome .
Хромогенные фотоматериалы могут иметь один или несколько эмульсионных слоёв, но в большинстве случаев технология применяется в цветных многослойных фотокиноплёнках и фотобумагах . Все выпускающиеся в настоящее время цветные многослойные фотоматериалы являются хромогенными, поскольку производство других типов прекращено .
В отличие от остальных типов цветных многослойных материалов — с диффундирующими цветообразующими компонентами ( Kodachrome ) и с химическим обесцвечиванием азокрасителей , уже добавленных в эмульсию при изготовлении ( Ilfochrome ), хромогенные обладают более низкой стойкостью цветного изображения. Это объясняется способом синтеза красителей, образующихся при цветном проявлении . При лабораторной обработке хромогенных фотоплёнок , киноплёнок и фотобумаг в процессе проявления, как и в традиционных чёрно-белых фотоэмульсиях, экспонированный галогенид серебра восстанавливается до металлической формы. Продукты окисления проявителя, образующиеся вокруг микрокристаллов серебра, взаимодействуют с бесцветной органической цветообразующей компонентой, добавленной в светочувствительный слой при изготовлении. В результате этой реакции синтезируется краситель, из которого состоит конечное изображение. Металлическое серебро при этом отбеливается и выводится из эмульсии для получения чистого цвета.
В цветных многослойных материалах в каждую из зонально-чувствительных эмульсий добавляется своя цветообразующая компонента, дающая при цветном проявлении краситель нужного цвета. В результате образуются три частичных цветоделённых изображения: жёлтое , пурпурное и голубое , составляющие цветной снимок. В монохромных фотоплёнках в единственном панхроматическом слое образуется один краситель. В последнем случае технология используется для возможности машинной обработки плёнки по унифицированному процессу C-41 . В современных негативных плёнках для устранения ошибок цветоделения вместо бесцветных используются окрашенные цветообразующие компоненты . Неизрасходованные в процессе синтеза красителей жёлтая и оранжевая компоненты зелёночувствительного и красночувствительного слоёв остаются в эмульсии, образуя малоконтрастную позитивную маску. Складываясь с основными негативными окрашенными изображениями, она компенсирует нежелательные оттенки красителей . Такая технология, вызывающая оранжевую окраску неэкспонированных участков негативных плёнок, называется внутренним или цветоделительным маски́рованием . Цветные негативные киноплёнки хромогенного типа также маски́руются и обрабатываются по процессу ECN-2. Для обращаемых хромогенных плёнок разработан процесс Ektachrome E-6 , а для фотобумаг — EP-2. Советские цветные фотоматериалы Sovcolor также относились к хромогенным.
Технология цветного проявления была впервые предложена в 1907 году Бенно Гомолкой , а реализована немецкими учёными Рудольфом Фишером и Иоганном Зигристом пять лет спустя . Первые хромогенные киноплёнки типа « дипо-фильм », выпущенные в 1914 году, не обеспечивали точной цветопередачи, поскольку имели только два зонально-чувствительных слоя . Причиной было отсутствие на тот момент способа предотвращения диффузии цветообразующих компонент и сенсибилизаторов в соседние слои. Полноценное воплощение процесс получил только в 1936 году, благодаря компании Agfa , выпустившей обращаемую фотоплёнку Agfacolor Neu . Первая хромогенная цветная обращаемая фотобумага Kodacolor выпущена в 1942 году . Тогда же появилась позитивная фотобумага Agfacolor, в отличие от американского аналога предназначенная для печати не со слайда, а с негатива . В среде галеристов технология создания цветных фотоснимков, отпечатанных на многослойной фотобумаге с недиффундирующими цветообразующими компонентами классифицируется, как хромогенная печать . По сравнению с другой технологией, эксклюзивно использовавшейся в обращаемых плёнках «Kodachrome», хромогенные обладают сравнительно более низким разрешением , за счёт расплывания красителя, образующего так называемые «глобулы» вокруг кристалла серебра . В технологии с диффундирующими компонентами красители замещают микрокристаллы, не расплываясь . Кроме того, недиффундирующие цветообразующие компоненты позволяют получать красители, обладающие менее точным спектральным поглощением и сужающие цветовой охват , более широкий у «Kodachrome» и «Ilfichrome». Однако более высокая светочувствительность , чем у «Ilfochrome», и значительно более простая технология лабораторной обработки по сравнению с K-14 у «Kodachrome», обеспечили хромогенным фотоматериалам наиболее широкое распространение.
Основным недостатком хромогенных фотоматериалов считается невысокая долговечность изображения из-за быстрого выцветания красителей. В отличие от фотоматериалов «Kodachrome», цветообразующие компоненты которых полностью удаляются из эмульсий после обработки, в хромогенных бумагах и плёнках неизрасходованные компоненты остаются в слое, провоцируя разрушение красителей. Первые фотобумаги такого типа обладали настолько плохой светостойкостью, что отпечатанные на них снимки полностью выцветали всего за несколько лет, а при хранении на свету за несколько суток . Поэтому целый период цветной фотографии, относящийся ко второй половине 1940-х и 1950-м годам, получил название «Потерянной эры Kodacolor» . Сохранившихся цветных снимков тех лет практически невозможно найти ни в одном архиве. Цветные хромогенные фотоматериалы с высокой сохранностью красителей появились только в 1980-х годах после создания процесса RA-4 и нового поколения фотобумаг .