Interested Article - Обращаемые фотоматериалы

Обраща́емые фотоматериа́лы светочувствительные материалы ( фотоплёнка , киноплёнка , фотобумага ), позволяющие после лабораторной обработки получать готовое позитивное изображение непосредственно на материале, на который проводилась съёмка, в отличие от негативно-позитивного процесса, требующего печати позитива на другом фотоматериале . В старых советских источниках употребляется термин обратимые фотоматериалы .

Отрезок проявленной цветной обращаемой фотоплёнки

Историческая справка

Процесс обращения был изобретён практически сразу после появления первых желатиносеребряных фотоматериалов . Позитивное изображение могло быть получено на любом негативном материале, если отложить процесс фиксирования. Восстановленное металлическое серебро при этом отбеливается, а оставшийся в эмульсии галогенид серебра засвечивается и проявляется вторично, образуя оптические плотности в тенях изображения. Технология получила распространение среди кинолюбителей, упрощая и удешевляя производство фильмов, однако наиболее важную роль сыграла в цветной фотографии .

Первым массовым цветным фотопроцессом был автохромный , запатентованный братьями Люмьер в 1907 году и также основанный на обращении чёрно-белых фотопластинок с нанесённым крахмальным цветоделительным растром . Для кинематографа, требующего фотоматериал на гибкой подложке, был разработан вариант автохромного процесса «Дюфайколор» с линейными растрами. До середины 1930-х годов автохром и лентикулярные киноплёнки оставались единственными коммерческими технологиями цветной фотографии, пока не появились многослойные плёнки, первые из которых также были обращаемыми. Первым успеха добился венгерский учёный Бела Гаспар, запатентовавший в 1933 году фотоматериал под торговым названием «Гаспарколор». Цветное позитивное изображение получалось в многослойной плёнке химическим обесцвечиванием азокрасителей , уже добавленных в зонально-чувствительные эмульсионные слои в процессе изготовления . Однако, низкая светочувствительность не позволяла использовать такую плёнку для съёмки, и она оказалась пригодной только для печати фильмокопий с чёрно-белых цветоделённых негативов. В дальнейшем технология получила коммерческий успех в прямопозитивных фотоматериалах типа Ilfochrome . Первая цветная обращаемая плёнка Kodachrome , пригодная для съёмки, была выпущена в 1935 году американской компанией Eastman Kodak . Практически одновременно в Германии появился Agfacolor , также пригодный для получения цветного позитивного изображения непосредственно на фотоматериале, использованном для съёмки.

Agfa, в отличие от Kodachrome с переносом диффундирующих красителей из проявителя, была первым хромогенным фотоматериалом . Она содержала цветообразующие компоненты непосредственно в светочувствительных слоях, что существенно упрощало лабораторную обработку. Благодаря отсутствию стадии промежуточного копирования, обращаемые плёнки были непревзойдённым по качеству источником журнальных иллюстраций вплоть до появления цифровой фотографии в конце 1990-х — начале 2000-х годов. А с развитием массового кинолюбительства в конце 1940-х годов обращаемые киноплёнки заняли своё прочное место в любительских кинокамерах вплоть до их вытеснения видеокамерами .

Применение

Чёрно-белый слайд, снятый на обращаемую
фотоплёнку ОЧ-45
Подводная лодка С-56 , Владивосток , 1978 год
Цветной слайд на плёнке « Kodachrome » в фирменной рамке

Обращаемые кино- и фотоплёнки широко применялись до начала 1990-х годов в любительском кинематографе, телевидении и в полиграфии для получения высококачественных цветных фотографий. Также в фотолюбительской практике широкое распространение получило создание слайд-шоу из отдельных слайдов , изготовляемых на обращаемой фотоплёнке. Обращаемые фотобумаги использовались для фотопечати непосредственно с позитива, позволяя сразу же получать позитивное изображение. Из-за сложности лабораторной обработки обращаемые фотобумаги широкого распространения не получили.

Обращаемыми являются некоторые сорта контратипных плёнок, позволяющие получать дубльнегатив непосредственно с оригинального негатива фильма . Такие плёнки сокращают количество промежуточных копий при тиражировании цветных кинокартин, повышая качество изображения, и активно использовались некоторое время в классической «оптической» технологии кинопроизводства . В дальнейшем от них отказались в пользу двухступенчатого контратипирования .

Обращаемые фотоматериалы бывают цветными и чёрно-белыми и позволяют получать изображение более высокого качества, чем в традиционном негативно-позитивном процессе. Особенно это касается цветных плёнок вследствие однократного цветоделения в процессе получения изображения, по сравнению с двукратным в негативе и в позитиве . До появления цифровой фотографии слайды на цветной обращаемой плёнке были единственным источником высококачественного цветного изображения для полиграфии.

Единственный и существенный недостаток обращаемых фотоматериалов — возможность получения слайда или фильма в единственном экземпляре. Получение копий возможно путём последовательной печати промежуточного негатива и дубльпозитива, или на специальной обращаемой плёнке, например ORWOCHROM UD-1 или UD-2 . Для фотоаппаратов выпускались специальные приставки для копирования слайдов, которые включали фокусировочный мех и держатель оригинала с молочным светорассеивателем. Печать копии с обращаемой киноплёнки требовала кинокопировального аппарата и велась через подложку для получения прямого изображения .

Свойство обращаемых киноплёнок сокращать время готовности отснятого материала к просмотру нашло широкое применение на телевидении при съёмке новостных репортажей . Несмотря на бо́льшую продолжительность лабораторной обработки, обращаемые киноплёнки исключали процесс сушки негатива и печати, позволяя сократить время между съёмкой и показом сюжета в эфире телекинопроектором . По этой же причине обращаемая киноплёнка часто использовалась в кинорегистраторах видеосигнала . В практике кинолюбителей применение обращаемой киноплёнки позволяло многократно удешевить получение готового фильма по сравнению с профессиональным кинематографом , требующим для получения позитивного изображения кинокопировальный аппарат и последующую лабораторную обработку позитивной киноплёнки.

Традиционный негативно-позитивный фотопроцесс предусматривает получение в результате съёмки негативного изображения на негативном фотоматериале, с последующим получением позитивного изображения на позитивном при помощи контактной или оптической печати. В кинематографе для печати применяются кинокопировальные аппараты, слишком дорогостоящие для любительского кино . Поэтому, обращаемая киноплёнка, позволяющая получать фильм непосредственно на носителе и требующая однократной проявки, к середине 1950-х годов полностью вытеснила негативно-позитивный процесс из любительского кино. Недостаток — в любительских условиях получалась только одна копия фильма (т. н. «уникат» ).

В 1990-е годы в связи с широким распространением любительских и профессиональных видеокамер и видеомагнитофонов выпуск обращаемых киноплёнок был существенно сокращён. С появлением цифровой фотографии в начале 2000-х был практически свёрнут выпуск обращаемых фотоплёнок. 22 июня 2009 года Kodak объявил о прекращении выпуска самой известной плёнки Kodachrome, ссылаясь на снижение спроса . В настоящее время обращаемые киноплёнки ограниченно используются при производстве видеоклипов , телерекламы и в малобюджетном независимом кинематографе .

Отличие от других фотоматериалов

Обращаемые фотоматериалы отличаются от негативных более высоким коэффициентом контрастности , равным 1, по сравнению с 0,65 — 0,8 у негативных материалов. Это вызвано необходимостью передачи диапазона яркостей объекта съёмки без искажений. Позитивные фотоматериалы обладают более высоким коэффициентом контрастности, равным 1,5 — 2, необходимым для получения нормального изображения с относительно малоконтрастного негатива. В отличие от обращаемого процесса, негативно-позитивный обладает бо́льшей фотографической широтой и позволяет исправлять в процессе печати ошибки экспозиции и цветопередачи, допущенные во время съёмки. Изображение, получаемое на обращаемой плёнке, практически не поддается исправлению, поэтому при съёмке требования к точности экспонометрии и измерения цветовой температуры источников освещения многократно возрастают. Ещё одна особенность обращаемых фотоматериалов заключается в более мелкой зернистости по сравнению с негативными плёнками той же светочувствительности .

Практически любой обращаемый фотоматериал можно обработать по негативному процессу , получая негатив. В отличие от негатива, получаемого на негативной плёнке, такой негатив обеспечивает после печати более контрастное и насыщенное изображение со слегка искажёнными цветами вследствие несоответствия фотографических характеристик фотоэмульсии . Такой способ обработки цветной обращаемой плёнки получил название « кросспроцесс » и использовался некоторыми фотографами в качестве художественного приёма. С таким же успехом возможна обработка негативных и позитивных фотоматериалов по обращаемому процессу, однако, получаемое в результате изображение будет иметь непривычный контраст, делающий фильм или слайд непригодными.

Цветные обращаемые плёнки, в отличие от цветных негативных, дают готовое цветное изображение и не допускают цветовой коррекции в процессе печати. Поэтому при профессиональной съёмке на цветную обращаемую плёнку необходимо точное соблюдение цветовой температуры источников освещения, которая должна совпадать с цветовым балансом плёнки. В противном случае для получения качественного изображения необходимо применение конверсионных светофильтров , изменяющих спектральный состав света . Цветные обращаемые плёнки выпускаются для двух основных типов освещения — «дневные» — сбалансированные для цветовой температуры 5600 K и «вечерние» — предназначенные для съёмки при лампах накаливания с цветовой температурой 3200 K . Отечественные плёнки для дневного света в обозначении имели индекс « Д », для ламп накаливания — « Л » или « ЛН ». Западная система обозначений для «вечерних» плёнок предусматривала индекс « T » ( англ. tungsten ), «дневные» никак не обозначались. Цветные негативные плёнки в большинстве случаев сбалансированы для промежуточной цветовой температуры 4500 K вследствие возможности коррекции цвета при печати.

В отличие от цветных негативных киноплёнок, обращаемые не имели никаких масок или окрашивающих слоёв. Подложка всех обращаемых фотоматериалов изготавливалась особо прозрачной, в отличие от негативных плёнок, допускающих использование основы, обладающей оптической плотностью или окрашенной.

Ассортимент обращаемых фотокиноплёнок

Цветная обращаемая фотоплёнка ЦО-90Л для ламп накаливания (« Свема ») и ORWOCHROM UT-21
Цветная обращаемая фотоплёнка 135-36 ORWOCHROM UT-16, ORWOCHROM UT-18 и ORWOCHROM UT-21
Кассета «Super-8» с цветной обращаемой киноплёнкой «Kodak Ektachrome 160»
Цветная обращаемая фотоплёнка «Kodak Elite Chrome» 100 ед. ASA, обрабатывается по процессу Е-6
Чёрно-белая обращаемая киноплёнка Fomapan R и любительская кинокамера « Кварц-2×8С-3 »

В СССР на предприятиях по выпуску фото- и киноматериалов « Свема » (г. Шостка ) и « Тасма » (г. Казань ) выпускались киноплёнки следующих форматов :

Зарубежные производители выпускали аналогичный ассортимент форматов фотокинопленок, и кроме того, листовую обращаемую фотоплёнку размером до 8×10 дюймов для крупноформатных камер . Для изготовления фотоотпечатков со слайдов выпускалась обращаемая фотобумага.

В СССР выпускались различные сорта обращаемой киноплёнки, отличавшиеся по светочувствительности и цветовому балансу . Наиболее известными были любительские чёрно-белые плёнки ОЧ-45 светочувствительностью 45 ед. ГОСТ , ОЧ-90 90 ед. ГОСТ и ОЧ-180 180 ед. ГОСТ. Для телевидения выпускались профессиональные обращаемые киноплёнки ОЧТ-45 , ОЧТ-180 и ОЧТ-В . Для печати дубликатов с позитива, полученного на обращаемой киноплёнке, выпускалась ортохроматическая обращаемая плёнка ОЧТ-Н . За счёт низкой чувствительности в 3 ед. ГОСТ, она имела мелкое зерно и хорошо передавала детали оригинала.

Также выпускались цветные обращаемые плёнки ЦО-22Д , ЦО-32Д и ЦО-65 . Для телевидения выпускались высокочувствительные сорта киноплёнок ЦО-Т-90Л , ЦО-Т-180Л для съёмки при лампах накаливания, а также ЦО-Т-22Д для дневного света . После перехода с 1987 года на ГОСТ 10691-84 чёрно-белая обращаемая фотокиноплёнка стала именоваться ОЧ-50 , ОЧ-100 и ОЧ-200 соответственно , освоен выпуск цветной обращаемой кинофотоплёнки ЦО-50Д .

Большую популярность у советских фотолюбителей имели цветные обращаемые фотоплёнки ORWO CHROM производства ГДР . Наибольшую известность имели сорта UT-18 и UT-23, наиболее массово поставлявшиеся в СССР . Эти плёнки обладали более стабильными характеристиками, чем советские и превосходили их по качеству цветопередачи.

В Чехословакии в 1980-е годы выпускались цветные обращаемые фотокиноплёнки FOMACHROM D-18 и FOMACHROM D-20 светочувствительностью 18 и 20 DIN (64 и 80 ед. ASA соответственно) и наборы для их обработки «FOMACHROM-SET» (фирма Foma ) . Рецептура растворов и режим обработки чехословацких фотокиноплёнок незначительно отличался от советских и немецких .

В профессиональной фотожурналистике и издательском деле применялись импортные цветные обращаемые фотоплёнки западного производства, покупаемые централизованно за валюту и распределявшиеся через издательства . В отличие от фотоматериалов, выпускавшихся в странах советского блока, в таких плёнках использовались защищённые гидрофобные цветообразующие компоненты с DIR-соединениями и качество цветопередачи значительно превосходило советские аналоги, непригодные для профессиональной полиграфии. Приобрести такую плёнку можно было также на чёрном рынке по значительно завышенной цене. Самая известная обращаемая фотоплёнка конца 1980-х — Kodak Ektachrome 64 .

Советским производителям так и не удалось наладить производство цветных фотоматериалов с гидрофобными цветообразующими компонентами, поэтому в 1990-е годы производство советских и восточногерманских цветных обращаемых кинофотоплёнок «ЦО» и «ORWOCHROM» прекращено, их вытеснили более современные плёнки, обрабатываемые по процессу E-6 — фирмы Eastman Kodak и других зарубежных фирм ( Konica , Fujifilm , Agfa , Polaroid ).

Процесс образования позитивного изображения

Принцип получения позитивного изображения непосредственно на фотоматериале, на который производится съёмка, состоит в первоначальном получении в фотослое негативного изображения, которое затем отбеливается без растворения оставшегося галогенида серебра (фиксирования). Оставшийся галогенид засвечивается и также проявляется, образуя оптические плотности, обратные отбелённому негативному изображению, то есть — позитив. Отличие чёрно-белого обращаемого процесса от цветного состоит в том, что в чёрно-белом оба проявления — и первое, и второе — чёрно-белые. В цветном обращаемом процессе второе проявление — цветное. При первом проявлении цветообразующие компоненты не дают красителей. Проявляется только металлическое серебро, образуя чёрно-белое негативное изображение во всех слоях многослойной плёнки. Красители образуются только при втором — цветном проявлении. После растворения серебра в результате отбеливания, во всех слоях остаются только красители, образуя цветное позитивное изображение, соответствующее по цвету и распределению яркостей объекту съёмки.

Стадии обработки

Для обработки отечественных обращаемых фотоматериалов и плёнок, выпускавшихся в странах СЭВ , применялась следующая последовательность процессов:

В результате экспонирования в светочувстительном слое, содержащем галогениды серебра, создаётся скрытое изображение

Чёрно-белый обращаемый процесс

  • Первое проявление — из экспонированных галогенидов серебра восстанавливается металлическое серебро, образуется негативное изображение;
  • Отбеливание — растворяется металлическое серебро, полученное при первом проявлении, оставляя в эмульсии неэкспонированный галогенид серебра;
  • Осветление — из эмульсионного слоя удаляются продукты взаимодействия отбеливающего раствора с металлическим серебром и остатки отбеливающего раствора;
  • Засветка («обращение») — свет экспонирует оставшиеся в эмульсионном слое галогениды серебра;
  • Второе проявление — из оставшегося галогенида серебра восстанавливается металлическое серебро, образующее позитивное изображение;
  • Фиксирование — из эмульсии удаляются непроявленные остатки галогенида серебра;

Цветной обращаемый процесс

  • Чёрно-белое проявление — во всех слоях цветного многослойного материала из экспонированных при съёмке галогенидов серебра восстанавливается металлическое серебро, образуя чёрно-белое цветоделённое изображение;
  • Стоп-ванна — процесс чёрно-белого проявления тормозится, позволяя начать экспонирование оставшегося в эмульсии галогенида серебра;
  • Засветка («обращение») — неэкспонированные при съёмке галогениды серебра во всех слоях экспонируются светом ламп накаливания;
  • Цветное проявление — из непроявленных при чёрно-белом проявлении галогенидов серебра восстанавливается металлическое серебро, одновременно образуя во всех слоях соответствующие красители. В результате получается цветное позитивное изображение, состоящее из красителей и полностью восстанавливается все металлическое серебро в фотослое;
  • Промывка — длительная промывка, удаляющая из эмульсии остатки цветного проявителя и продукты его окисления;
  • Отбеливание — растворение всего проявленного металлического серебра;
  • Фиксирование — удаление из эмульсии непроявленных остатков галогенидов серебра;

Как чёрно-белый, так и цветной обращаемые процессы занимали по времени значительно больше негативного и позитивного — как правило, более часа. Они требовали повышенной тщательности соблюдения температурных режимов и длительности каждой стадии. Однако, более высокое качество изображения и исключение процесса печати делали обращаемый процесс во многих случаях предпочтительным. Наибольшей точности для чёрно-белых и цветных плёнок требовал процесс первого проявления, от которого зависит оптическая плотность и цветопередача получаемого позитива. Второе проявление, как правило, влияло на получаемое изображения в значительно меньшей степени, поскольку восстанавливало только оставшееся в слое серебро и образовывало краситель. Описанные процессы применялись для обработки советских и восточногерманских обращаемых фотоматериалов и могли незначительно отличаться от процессов обработки западных плёнок, обрабатываемых по процессу E-6 .

Рецептура растворов

Первый чёрно-белый проявитель в цветном и чёрно-белом процессах, как правило, соответствовал по рецептуре чёрно-белым метол - гидрохиноновым негативным проявителям. Второй чёрно-белый проявитель соответствовал позитивному проявителю для фотобумаги, обеспечивая контрастное мелкозернистое изображение. В качестве отбеливающего вещества при чёрно-белом обращаемом процессе использовался двухромовокислый калий , в отличие от цветного процесса, использовавшего железосинеродистый калий .

Для обработки советских чёрно-белых обращаемых фотокиноплёнок в домашних условиях в розничную продажу поступали наборы химикатов (расфасованные реактивы с инструкцией по растворению).

Для обработки советских цветных обращаемых кинофотоплёнок продавались наборы химикатов «ЦО» и модифицированные наборы «ЦОК», «ЦОК-2». Для обработки цветных обращаемых кинофотоплёнок фирмы ORWO в продажу поступали «фирменные» наборы «Диахром», полностью совместимые с советскими плёнками «ЦО» (и наоборот). В СССР в продаже были наборы венгерского производства, предназначенные для цветных обращаемых фотокиноплёнок «ORWOCHROM» и «ЦО». Не рекомендовалось в одном двухспиральном бачке совместно обрабатывать плёнку «ЦО» и «ORWOCHROM» — продолжительность некоторых стадий немного отличалась.



См. также

Примечания

  1. Например, с помощью фотоувеличителя .
  2. В качестве негативных киноплёнки «ОЧ» использоваться не могли, так как их противоореольный слой удаляется только в отбеливающем растворе в процессе проявления с обращением.
  3. Чёрно-белая обращаемая 35-мм перфорированная фотоплёнка поступала в розничную продажу только со светочувствительностью 45 и 50 ед. ГОСТ ( ОЧ-45 и ОЧ-50 соответственно)

Источники

  1. . Дата обращения: 2 мая 2012. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  2. , с. 403.
  3. , с. 1.
  4. , с. 213.
  5. , с. 210.
  6. , с. 9.
  7. , с. 100.
  8. , с. 42.
  9. , с. 169.
  10. . Сделано в СССР . Радиотехника и электроника. Дата обращения: 23 июля 2012. 4 марта 2016 года.
  11. . lenta.ru (22 июня 2009). Дата обращения: 18 ноября 2011. 17 сентября 2012 года.
  12. , с. 44.
  13. , с. 18.
  14. , с. 44.
  15. , с. 102.
  16. , с. 18.
  17. , с. 384.
  18. , с. 14.
  19. , с. 41.

Литература

  • А. И. Баканов. // «Сделай сам» : журнал. — 1991. — № 2 .
  • И. В. Газеева, С. А. Кузнецов. // Современные киноплёнки для фильмопроизводства / Тарасов Б. Н.. — СПб.,: Изд. СПбГУКиТ, 2010. — 40 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 379—380. — 440 с.
  • Ю. Журба, В. Дратинская. Негативное изображение на обращаемых фотоматериалах // Советское фото : журнал. — 1986. — № 10 . — С. 44 . — ISSN .
  • Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. . — 447 с.
  • Н. Кудряшов. Лабораторная обработка узкой киноплёнки // Как самому снять и показать кинофильм. — 1-е изд. — М. : Госкиноиздат, 1952. — С. 177. — 252 с.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. Раздел третий. Фотоматериалы // . — М. : «Искусство», 1985. — С. —122. — 367 с. — 100 000 экз.
  • А. В. Редько. Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1990. — 256 с. — 50 000 экз. ISBN 5-210-00390-6 .
  • Хокинс Э., Эйвон Д. / А. В. Шеклеин. — М. : «Мир», 1986. — С. 96—107. — 280 с.
  • Ю. Шилов. Обработка плёнок «Фомахром» // Советское фото : журнал. — 1981. — № 4 . — С. 41 . — ISSN .
  • Петер Ульбрихт. Копирование слайдов // Советское фото : журнал. — 1990. — № 1 . — С. 42 . — ISSN .
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 35—48. — 214 с.
Источник —

Same as Обращаемые фотоматериалы