Interested Article - Рукавишников, Иван Сергеевич

Ива́н Серге́евич Рукави́шников ( 3 (15) мая 1877 , Нижний Новгород 9 апреля 1930 , Москва ) — русский писатель , поэт - символист Серебряного века и прозаик , переводчик украинской поэзии. Прославился формальными «экспериментами» над стихотворной речью, известен как «мастер триолета ». Издал 20 томов своих сочинений. Персонаж анекдотов в литературных мемуарах и пособиях по стиховедению. В Нижнем Новгороде организовал 2 музея.

Биография

Родился в Нижнем Новгороде в очень богатой купеческой семье. Воспитывался в Нижегородском дворянском институте , но из-за болезни ( туберкулёз ) неоднократно прерывал учебу для лечения в санаториях. Неблагоприятное отношение к купеческим детям в Дворянском институте вынудило его перейти в реальное училище. В школьные годы увлекался живописью — брал уроки у А. О. Карелина . После семилетних занятий художеством увлекся историей, получил специальность археолога в петербургском Археологическом институте . Попутешествовав по России и за границей, начал писать стихи. Под влиянием А. М. Пешкова и В. Г. Короленко обратился к прозе. За роман «Проклятый род» был проклят отцом и «прозябал без гроша» в столице.

Могила Рукавишниковых на Ваганьковском кладбище Москвы.

С 1896 года начал печататься в нижегородских и самарских газетах. Первая книга стихов и прозы вышла в 1901 году . Переехав в Петербург , сотрудничал в «Биржевых ведомостях», журналах «Заветы», « Весы », « Золотое руно » и других. Восторженно встретил революцию 1905 года риторическими стихами «Кто за нас — иди за нами!» и самоотверженной работой в организации эсеров .

Следуя чьему-то совету, что водка помогает при туберкулёзе , Рукавишников пристрастился к выпивке. Борис Садовский писал: «Мой земляк И. С. Рукавишников, напиваясь, мотал головой, мычал и сердито швырял посуду. Узкая рыжая борода его купалась в бокале. Трезвый зато бывал очень мил».

Был дважды женат, второй раз на Нине Зусман. Красота и покровительство ей со стороны высоких лиц позволило Рукавишникову не погибнуть и занять неплохое общественное положение после Октябрьской революции. Он занимался организационно-педагогической деятельностью в области литературы: в 1919 году организовал в Москве «Дворец Искусств» (находился по адресу Поварская улица#Усадьба Соллогуба (Городская усадьба князей Долгоруковых) (№ 52/55 ), а после его закрытия с 1921 года был профессором Московского высшего литературно-художественного института имени В. Я. Брюсова , где читал курс стиховедения.

В своих «Записках уцелевшего» князь С. М. Голицын вспоминает: «Иван Сергеевич Рукавишников читал у нас стихосложение. <…> Стихи он писал с вывертами. Будучи напечатанными, строки располагались в виде геометрической фигуры — треугольника, звезды, трапеции, еще как-то. С вида он был похож на мушкетера , хотя без шпаги, ходил в плаще, в широкополой шляпе, только без пера, в сапогах с широкими отворотами и носил длинные рыжеватые кудри и длинные, как два горизонтальных прутика, усы и длинную, узкую бородку в стиле Людовика XIII ».

Умер в Москве, согласно некрологу в «от туберкулеза горла». Похоронен на Ваганьковском кладбище (15 уч.) .

Творчество

Особняк отца Ивана Сергеевича на Верхне-Волжской набережной в Нижнем Новгороде ( 1887 , арх. П. С. Бойцов ), переданный в 1917 году под музей (конец 1890 -х, фото Максима Дмитриева ). В романе «Проклятый род» И. С. Рукавишников писал о его строительстве: «И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат. И будет тот дворец стоить ровно миллион…»

Первые стихи Рукавишникова опубликованы в «Нижегородском листке» в 1896 году ; в 1901 году вышла его первая повесть «Семя, поклеванное птицами».

Творчество Рукавишникова развивалось под знаком символизма . Его ранняя поэзия полна неясных мистических предчувствий; далекий от политических интересов, Рукавишников проповедует в своих стихах культ чистой красоты и неземной любви.

В 1914 году вышел сборник Рукавишникова «Близкое и далекое». Герои рассказов «Я, ты, он», «Ненависть» и других, вошедших в первую часть сборника («Близкое»), — опустошенные, не удовлетворенные жизнью люди. Мечущиеся и не находящие применения своим силам, они часто становятся на путь преступлений. Фантастико-мистические писания из библейских, древнеиндийских или древнеарабских времен составили второй раздел сборника («Далекое»). Рассказы Рукавишникова написаны ритмической, орнаментальной прозой.

Наибольшей известностью пользовался роман Рукавишникова «Проклятый род» ( 1912 ). В центре романа — история трех поколений купеческой семьи. Ценность романа — в ярких бытовых характеристиках купеческой среды: основателя фирмы «железного старика», героя эпохи начального накопления, и целой галереи его вырождающихся потомков-стяжателей и расточителей. В своих обличениях различных душевных уродств, порождаемых властью золота в буржуазном обществе, Рукавишников поднимается лишь до художника-декадента Виктора, разрывающего связи с миром «стяжателей» во имя погружения в мир «чистого искусства», в мир болезненных творческих исканий. Роман автобиографичен; прототипом «железного старика» послужил дед Рукавишникова .

Ему принадлежит также историко-бытовой роман «Аркадьевка» ( 1914 ).

Рукавишников известен как «мастер триолета ».

Он использовал также формы русской народной песни в своих сказах «Степан Разин» ( 1925 ) и «Пугачевщина».

Был ревностным переводчиком украинской поэзии: в 1909 году издал сборник переводов «Молодая Украина», представляющий антологию оной, демонстрирующий знание и любовь к предмету (входит в шестой том Собрания сочинений).

В Литературной энциклопедии 1925 года ему принадлежат статьи о твердых формах. —

Произведения

  • Семя, поклеванное птицами (повесть, 1896 )
  • Стихотворения (сборник, 1902 1919 )
  • Diarum (сборник стихов, 1910 )
  • Проклятый род (роман, 1912 )
  • Аркадьевна (роман, 1914 )
  • Близкое и далекое (рассказы, 1914 )
  • Трагические сказки (сборник пьес, 1915 )
  • Сто лепестков цветка любви. Песни женской души (сборник стихов, 1916 )
  • Триолеты любви и вечности (сборник стихов, 1917 )
  • Триолеты. Вторая книга (сборник стихов, 1922 )
  • Сказ скомороший про Степана Разина (поэма, 1925 )

Издания

  • Diarium — СПб., 1910.
  • Собрание сочинений. — Т. 1-20. — СПб.; М., 1901—1925.
  • Сто лепестков цветка любви. Песни женской души. — М., 1916.
  • Триолеты любви и вечности. — М., 1917.
  • Триолеты. 2-я книга. - М., 1922, 192 с.
  • Рукавишников И. С. Проклятый род: Роман. -- Нижний Новгород: издательство "Нижегородская ярмарка" совместно с издательством "Покровка", 1999. -- 624 с.
  • Иван Рукавишников "Проклятый род: Роман. -- Нижний Новгород: издательство "Книги", 2016. -- 640 с.

Библиография

  • Цветаева А. И. Воспоминания о писателе Иване Сергеевиче Рукавишникове/ Цветаева А. И. Неисчерпаемое.
  • Автобиография И. С. Рукавишникова. / Первые литературные шаги, сборник. — М., 1911.
  • Гранат, энциклопедический словарь — изд. 7. — т. XI (приложение).
  • Писатели современной эпохи, словарь / ред. Б. Козьмина. — т. I. — М., 1928.
  • Владиславлев И. В. Русские писатели. — изд. 4. — М.; Л., 1924.
  • Литература великого десятилетия. — т. I. — М.; Л., 1928. С. 217.
  • Кранихфельд В. Купеческий декаденс / Кранихфельд В. В мире идей и образов. — т. III. — П., 1917.
  • Выгодский Д. Поэзия и поэтика // журн. Летопись. — кн. 1. — 1917.

Литература

  • Макаров И. А. Купеческий Нижний. — Нижний Новгород: НОВО, 2006. — С. 227—231. — ISBN 5-7361-0099-1 .

Ссылки

  • Рукавишников Иван Сергеевич //
  • Рукавишников //
  • Краткая биография Рукавишникова //
  • на сайте «Век перевода»
  • Лалетина О. С. «От нерешенных дум, от черных сновидений…»: становление лирического героя в поэзии И. С. Рукавишникова // (недоступная ссылка) СПб., 2007. — С. 47-59.
  • Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник //

Примечания

  1. Макаров И. А. — С. 228.
  2. Литературная газета. 1930. 12 апреля
  3. Артамонов М. Д. Ваганьково. М.: Моск. рабочий, 1991. С. 167.
Источник —

Same as Рукавишников, Иван Сергеевич