Луначарский, Анатолий Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Анато́лий Васи́льевич Лунача́рский ( 11 (23) ноября 1875 , Полтава , Российская империя — 26 декабря 1933 , Ментона , Франция ) — российский революционер и советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед .
С октября 1917 года по сентябрь 1929 года — первый нарком просвещения РСФСР , активный участник революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции . Академик АН СССР (1 февраля 1930 года) .
Анатолий Луначарский родился в 1875 году в Полтаве , от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829—1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842—1914), дочери Я. П. Ростовцева . Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого , в свою очередь, — результат перестановки слогов в фамилии «Чарнолуский» (происходит от дворянского рода Чарнолусские ).
Отчим Луначарского был внебрачным сыном полтавского помещика польского происхождения Фёдора Чарнолусского и крепостной крестьянки и при рождении не получил дворянства; в 1848 году В. Ф. «Луночарский» окончил в Нежине Юридический лицей князя Безбородко со степенью кандидата ; в 1880-х годах в чине действительного статского советника служил членом Полтавского окружного суда и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии .
С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве ; одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев , с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1892 году как представитель гимназии был включён в состав нелегального общеученического марксистского центра, представителем от Киевского реального училища в котором был В. А. Всеволожский . Вёл пропаганду среди рабочих как агитатор социал-демократической организации под руководством Д. Неточаева. В 1895 году , окончив гимназию, отправился в Швейцарию , где поступил в Цюрихский университет .
В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса ; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса , а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и позитивистские ( идеалистические по оценке Ленина) воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой « Освобождение труда ».
В 1896—1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву , где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву . В 1900 году арестован в Киеве , месяц находился в Лукьяновской тюрьме , отправлен в ссылку — сначала в Калугу , а затем в Вологду и Тотьму . В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком (партстаж в РСДРП с 1895). В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет « Пролетарий », « Вперёд ». Вскоре Луначарский становится одним из лидеров большевиков. Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным ; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками — Мартовым , Даном и др. Участвовал в работе III съезда РСДРП , где выступил с докладом о вооружённом восстании, и IV съезда РСДРП (1906) . В октябре 1905 года отправился для агитации в Россию. Начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, но бежал за границу. В 1906—1908 годах вёл художественный отдел журнала «Образование».
К концу 1900-х годов усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным, вскоре переросшие в политическую борьбу. В 1909 году Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «Вперёд» (по названию журнала «Вперёд», издававшегося этой группой), в которую входили « ультиматисты » и « отзовисты », считавшие, что социал-демократам не место в столыпинской Думе , и требовавших отзыва социал-демократической фракции. Поскольку фракция большевиков исключила эту группу из своих рядов, в дальнейшем, вплоть до 1917 года, Луначарский пребывал вне фракций. «Луначарский вернётся в партию, — говорил Ленин Горькому, — он менее индивидуалист, чем те двое (Богданов и Базаров). На редкость богато одарённая натура» . Сам Луначарский отмечал о своих отношениях с Лениным (относится к 1910 году): «Мы лично не порвали отношений и не обостряли их» .
Вместе с другими «вперёдовцами» участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье ; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов- эмпириокритицистов ; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе « Материализм и эмпириокритицизм », 1908). Развивал идеи богостроительства .
В 1907 году Луначарский участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала , затем — в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.
С самого начала Первой мировой войны Луначарский занял интернационалистическую позицию, которая окрепла под влиянием Ленина; был одним из основателей пацифистской газеты «Наше слово», о которой И. Дойчер писал: «„Наше слово“ собрало замечательный круг авторов, почти каждый из которых вписал своё имя в анналы революции» .
В конце 1915 года переехал со своей семьёй из Парижа в Швейцарию.
Известие о Февральской революции 1917 года ошеломило Луначарского. 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград и вошёл в организацию « межрайонцев », избравшую его делегатом Первого Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов ( 3 — июня 1917 года ). Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной Думы и Государственного совета , передачи власти «трудовым классам народа». 11 июня отстаивал интернационалистские позиции при обсуждении военного вопроса. В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты « Новая жизнь », с которой сотрудничал с момента своего возвращения. Вскоре после Июльских дней был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован. С 23 июля по 8 августа находился в тюрьме « Кресты »; в это время заочно был избран одним из почётных председателей VI съезда РСДРП(б), на котором межрайонцы объединились с большевиками.
8 августа на Петроградской конференции фабзавкомов выступил с речью против арестов большевиков. 20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 года Луначарский работал в газете «Пролетарий» (выходившей вместо закрытой правительством « Правды ») и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ.
В начале осени 1917 года избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного Совета Российской Республики . 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию большевиков; выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание правых меньшевиков и эсеров .
После Октябрьской социалистической революции вошёл в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения . В ответ на бомбардировку большевиками исторических памятников Москвы во время вооружённого восстания во второй столице России, покинул пост наркома просвещения 2 ноября 1917 года, сопроводив свою отставку официальным заявлением в Совет народных комиссаров :
Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного , Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что ещё будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнётом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше.
На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её . Был сторонником « однородного социалистического правительства », но, в отличие от В. Ногина , А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года.
По свидетельству Л. Д. Троцкого , Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков .
В 1918—1922 годах Луначарский в качестве представителя Реввоенсовета работал в прифронтовых областях. В 1919—1921 годах — член Центральной ревизионной комиссии РКП(б) . Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922 году . В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.
Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу и считал такой переход неизбежным . В 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита . Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств.
Письмо Сталина Луначарскому
Уважаемый тов. Луначарский! В делах искусства, сами знаете, я не силён, и сказать что либо решающее в этой области не смею. Я думаю и продолжаю думать, что Россия ничего не потеряла бы, если бы было присвоено звание «заслуженных» в числе многих других ещё трём безусловно способным работникам искусства Голованову , Обуховой и Держинской ]. Но так как профсоюз возражает, то было бы неуместно настаивать на «присвоении». С коммунистическим приветом. И. Сталин.
Не участвуя во внутрипартийной борьбе, Луначарский в конце концов присоединился к победителям, но, по словам Троцкого, «до конца оставался в их рядах инородной фигурой» . Осенью 1929 года был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР . Академик АН СССР (1930) .
В начале 1930-х годов Луначарский — директор Института литературы и языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии . Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан , Анри Барбюс , Бернард Шоу , Бертольт Брехт , Карл Шпиттелер , Герберт Уэллс и другими.
В сентябре 1933 года он был назначен полпредом СССР в Испанию , куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Заместитель главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций . Скончался в декабре 1933 года по пути в Испанию от стенокардии на французском курорте Ментона . Тело кремировано, урна с прахом 2 января 1934 года установлена в Кремлёвской стене на Красной площади (Москва).
Братья
Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры — в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино . По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.
Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности — эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского произвели работы немецкого философа Фейербаха и — в особенности — Н. Г. Чернышевского .
Луначарский пытается построить свою теорию на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эмпириокритицизма Авенариуса ). Впрочем, спустя годы он отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.
В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923 ).
Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» ( 1924 ). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.
Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина « Партийная организация и партийная литература » (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.
Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 году в тюрьме и опубликована в том же году.
В 1907 году созданы «Пять фарсов для любителей» (издательство « Шиповник », СПб,1907), в 1912 году — книга комедий и рассказов «Идеи в масках». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах.
Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку.
Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.
Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).
А. В. Луначарский занимался просветительской деятельностью в области музыки. Он оставил целый ряд публикаций на эту тему, в том числе статьи в газетах « Новая жизнь », «Пролетарий», «Наше слово», «Вперёд» и журнале «Просвещение». Систематического музыкального образования А. В. Луначарский не имел, но с детства любил музыку, много её слушал и хорошо запоминал. Его можно было бы назвать профессиональным слушателем.
Первое, что известно из написанного Луначарским о музыке, — это рецензия на популярную, рассчитанную на любителя книжку А. А. Берса «Что такое понимание музыки?» (1903). За нею следует перерыв на годы революции.
С 1906 и до 1914 года Луначарский пишет двадцать статей и рецензий, в 1915 году — одну («Тевтонская отрава» о Р. Вагнере ). Затем снова длительный перерыв — на всё время мировой войны и на 1917 год, полностью занятый политической борьбой.
Первой послеоктябрьской статьёй была заметка в «Петроградской правде» — «Народные концерты Государственного оркестра» (1918). В 1920—1921 годах Луначарский произносил речи перед началом концертов, оперных спектаклей. Он писал к театральным программам статьи, излагая для нового, неподготовленного слушателя содержание русских опер (« Бориса Годунова », « Князя Игоря », « Золотого петушка » и « Сказке о царе Салтане »).
В 1920-е годы значительное место в музыкально-критической работе Луначарского занимает анализ теоретических взглядов музыковедов старшего поколения — Б. В. Асафьева и Б. Л. Яворского , которые придерживались марксизма.
Литературно-музыковедческая работа Луначарского в 1925—1933 годах была очень интенсивной и занимала большее, чем когда-либо прежде, место в его общем литературном труде. Правда, в этой области его работы был большой перерыв: значительную часть 1931 и 1932 годов Луначарский был занят выполнением дипломатического задания. Кроме того, 1932 год был годом резкого обострения болезни, угрожавшей полной потерей зрения. В эти два года Луначарский о музыке не писал ничего. Но за остальные шесть лет этого периода список работ Луначарского в этой области насчитывает пятьдесят четыре названия. В круг его внимания входили такие композиторы, как Л. Бетховен , Ф. Шопен , Р. Штраус , А. Н. Скрябин , С. И. Танеев , Р. Шуман , Ф. Лист , К. Вебер , Г. Берлиоз , Ж. Бизе , П. И. Чайковский , Н. А. Римский-Корсаков , М. П. Мусоргский и др.
Первый нарком активно помогал и отстаивал у правительства консерваторию. Благодаря ему решилось огромное количество проблем, связанных с делами консерватории и её студентами, педагогами. Например, по просьбе С. Прокофьева Луначарский помог композитору уехать за границу. По просьбе директора консерватории Д. Шостаковичу был назначен академический паёк. В особо тяжкий период Гражданской войны благодаря Луначарскому консерватория была обеспечена едой, был сделан ремонт. По инициативе Луначарского 12 июля 1918 года глава нового правительства В. И. Ленин подписал Декрет СНК «О переходе Московской и Петроградской Консерваторий в ведение Народного Комиссариата Просвещения» . Через неделю целый день повсюду в консерватории из рук в руки переходили « Известия ВЦИК » с текстом Декрета:
«Совет Народных Комиссаров постановляет: Петроградская и Московская консерватории переходят в ведение Народного Комиссариата по Просвещению на равных со всеми высшими заведениями правах, с уничтожением их зависимости от Русского музыкального общества. Всё имущество и инвентарь этих консерваторий, необходимые и приспособленные для целей Государственного Музыкального Строительства, объявляются народной государственной собственностью.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин)
Народный комиссар по Просвещению
А. Луначарский» .
Луначарский многие свои работы подписывал псевдонимами, которые впервые использовал для следующих произведений:
Портреты Луначарского были написаны такими художниками, как Б. Д. Григорьев (1919), Л. О. Пастернак (1920), Н. А. Андреев (1920, 1926), Ю. П. Анненков (1926, 1931), А. И. Кравченко (1920-е), Г. П. Пашков (1920), Н. И. Фешин (1920), (1919), Ис. Бродский (1920), М. А. Вербов (1924), Ф. А. Малявин (1922), Е. М. Мандельберг (1926), П. И. Келин , П. А. Радимова , , Н. А. Тырса и др.
Слева направо:
Мемориальная доска Луначарскому в Пензе , Мемориальная доска Луначарскому на улице Пржевальского в Смоленске, Мемориальная доска А.В. Луначарскому расположенная по адресу Чистопрудный бульвар, дом 6 в городе Москве |
В хронологическом порядке