Interested Article - Трентиньян, Жан-Луи
- 2021-03-22
- 1
Жан-Луи́ Трентинья́н ( фр. Jean-Louis Trintignant ; 11 декабря 1930 , Пьоленк , Воклюз , Франция — 17 июня 2022 , , Гар , Окситания , Франция ) — французский актёр , режиссёр и сценарист . Племянник автогонщика Мориса Трентиньяна . Призёр двух крупнейших мировых кинофестивалей — Каннского и Берлинского .
Известен по картине « Мужчина и женщина », где исполнил главную мужскую роль автогонщика вместе с Анук Эме . Сыграл главную роль в нашумевшем фильме « Конформист ». На позднем этапе карьеры исполнил ключевую роль в камерной драме « Любовь », возродившей его популярность в мире.
Биография
Родился 11 декабря 1930 года в Пьоленке в департаменте Воклюз на юге Франции . Сын богатого предпринимателя, очень застенчивый от природы, он желал стать автогонщиком, как и его дядя Морис Трентиньян , известная фигура автомобильного спорта в 1950-е годы.
В 1942 году в возрасте 12 лет увлёкся поэзией. Жак Превер , Гийом Аполлинер и Луи Арагон стали его любимыми поэтами.
В 1949 году в возрасте 19 лет Трентиньян — студент-юрист университета города Экс-ан-Прованс — попадает на представление пьесы « Скупой » Мольера в постановке Шарля Дюллена . Эта пьеса стала поворотным моментом в его жизни. Он бросает университет и решает брать уроки театрального искусства у Шарля Дюллена и Тани Балашовой в Париже , а также пытается преодолеть свою глубокую застенчивость. «Я был застенчив и скромен, — говорил Трентиньян, — и к театру меня влекло не тщеславие, а безмерная любовь к сцене. В первой пьесе я не произносил ни слова, но зато полчаса держал в руках два тяжёлых канделябра. И постепенно кое-чего добился. Вначале кино меня не интересовало и я снимался только из-за денег, но потом стал интересоваться и кинематографом, и теперь в моей жизни оба эти искусства дополняют друг друга».
Вскоре он женится на актрисе Стефан Одран (впоследствии брак распался, и Стефан вышла замуж за режиссёра Клода Шаброля ).
В 1951 году он дебютирует в театре, в труппе Раймона Эрмантье (Compagnie Raymond Hermantier) в пьесе «Каждому по потребности» ( фр. À chacun selon sa faim ). Затем играет в труппе Comédie de Saint-Étienne в « Макбете » Шекспира . После этого он учится на режиссёра в Институте кинематографии (IDHEC — фр. Institut des hautes études cinématographiques ). Хотя свой первый фильм он снял только двадцать лет спустя («Une journée bien remplie»)
В 1956 , после некоторых эпизодических ролей, он дебютирует в кино в фильме « Если парни всего мира... » Кристиан-Жака . В том же самом году он и Брижит Бардо вместе становятся очень знамениты благодаря фильму Роже Вадима « И Бог создал женщину ». Трентиньян сыграл в нём роль молодого супруга, без ума влюблённого в Жюльетт , молодую красивую женщину, которая думает только о развлечениях и мужчинах. Его роман с Брижит Бардо, бывшей в то время замужем за Роже Вадимом, наделал много шума в прессе и привёл к разводу Вадима и Бардо.
Затем он на три года полностью исчез из светской жизни — из-за службы в армии. За это время он побывал в Германии и в Алжире . Длительное отсутствие Трентиньяна и связь Бардо с музыкантом Жильбером Беко привела к разрыву их отношений, длившихся более полутора лет.
Вернувшись из армии, он снова становится популярным, играя Гамлета в театральных постановках, и в 1959 возвращается в кино благодаря Роже Вадиму, который предлагает ему роль Дансени в своём новом фильме « Опасные связи » (снимался вместе с Жераром Филипом , Жанной Моро , и Борисом Вианом ).
В 1966 году он снимается в знаменитом фильме Клода Лелуша « Мужчина и женщина », получившем Гран-при Каннского кинофестиваля , а также два « Оскара » — за лучший иностранный фильм и за лучший оригинальный сценарий.
В те же годы он снимается в политически направленных картинах ( «Le Combat dans l'île» , 1962 ) Алена Кавалье , с Роми Шнайдер и Анри Серром , и « Дзета » Коста-Гавраса с Ивом Монтаном . За исполнение роли в последнем фильме он получил приз за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 1967 г.
Женится на Надин Маркан — актрисе, сценаристе и режиссёре, для которой он снял несколько фильмов и которая родила ему двоих детей — сына и дочь Мари , тоже ставших артистами театра и кино. Мари играла во многих фильмах своей матери вместе с отцом, а также участвовала в театральных постановках. Она стала любимой партнёршей своего отца.
В это время Трентиньян увлекается автомобильными гонками и принимает участие в многочисленных авто ралли .
В 1980-х годах, в возрасте 50 лет он обосновывается в своём доме, в Юзесе (в 40 км западнее Авиньона ), чтобы жить в гармонии с природой, — говорит, что устал от кино. В 1990-х годах играет, в основном, мизантропов и циников .
В 1996 году, идя по стопам дяди Мориса , он отдаётся новому увлечению и покупает виноградное хозяйство «Красная Гаранс» (названное в честь Арлетти , — по имени её персонажа в фильме « Дети райка »).
В 2003 году Трентиньян читает со сцены «Поэмы к Лу» (любовные письма поэта Гийома Аполлинера к своей возлюбленной Лу), — вместе со своей дочерью Мари Трентиньян . В том же году его дочь Мари была убита.
В 2005 году он представляет свой спектакль «Жан-Луи Трентиньян читает Гийома Аполлинера», созданный вместе с его дочерью Мари и посвящённый её памяти, на Авиньонском фестивале .
Новая волна популярности посетила Трентиньяна в 2012 году, когда на 65-м Каннском киносмотре была презентована драма старого друга актёра Михаэля Ханеке « Любовь », где Трентиньян исполнил главную роль — пожилого учителя музыки Жоржа, присматривающего за умирающей супругой. Высокие оценки его актёрской работы в кинопрессе были подтверждены « Сезаром », премией Европейской киноакадемии и даже статусом одного из центральных кандидатов на премию « Оскар » 2013 года за лучшую мужскую роль . Сам фильм получил «Оскар» в категории « Лучший фильм на иностранном языке ».
Скончался 17 июня 2022 года у себя дома в ( Гар , Окситания ) в окружении своих близких .
Фильмография
Режиссёр
- 1972 — Один напряженный день / Une journée bien remplie
- 1978 — Инструктор по плаванию / Le Maître-nageur
Актёр
- 1956 — Если парни всего мира... / Si tous les gars du monde , реж. Кристиан-Жак
- 1956 — Закон улиц / La loi des rues , реж. Ральф Хабиб
- 1956 — И Бог создал женщину / Et Dieu Crea La Femme , реж. Роже Вадим
- 1956 — / Club de femmes , реж. Ральф Хабиб
- 1959 — Жестокое лето / Un été violent , реж. Валерио Дзурлини
- 1959 — Опасные связи / Les Liaisons Dangereuses , реж. Роже Вадим
- 1960 — Битва при Аустерлице / Austerlitz , реж. Абель Ганс
- 1961 — Правдивая игра / Le Jeu de la vérité , реж. Робер Оссейн
- 1961 — Убийца выходит из тени / Pleins feux sur l’assassin , реж. Жорж Франжю
- 1962 — Поединок на острове / Le Combat dans l'île , реж. Ален Кавалье
- 1962 — Обгон / Il sorpasso , реж. Дино Ризи
- 1963 — Замок в Швеции / Château en Suède , реж. Роже Вадим
- 1964 — Зал ожидания / Les Pas perdus , реж. Жак Робен
- 1964 — Анжелика в гневе / Merveilleuse Angélique , реж. Бернар Бордери
- 1964 — / Mata Hari, agent H21
- 1965 — Убийца в спальных вагонах / Compartiment tueurs , реж. К. Коста-Гаврас
- 1965 — / Le dix-septieme ciel , реж. Серж Корбер
- 1966 — Трансъевропейский экспресс / Trans-Europe-Express , реж. Ален Роб-Грийе
- 1966 — Мужчина и женщина / Un homme et une femme , реж. Клод Лелюш . Роль автогонщика Жан-Луи Дюрока
- 1966 — Долгий поход / La longue marche , реж. Александр Астрюк
- 1966 — Горит ли Париж? / Paris brûle-t-il ? , реж. Рене Клеман
- 1967 — Запыхавшись / Le Cœur battant , реж. Тинто Брасс
- 1968 — Дзета / Z , реж. Коста-Гаврас
- 1968 — Молчун / Le Grand Silence , реж. Серджо Корбуччи
- 1968 — Человек, который лжёт / L’homme qui ment , реж. Ален Роб-Грийе
- 1968 — Распутница / La matriarca / L’amour à cheval , реж. Паскуале Феста Кампаниле
- 1968 — Лани / Les Biches , реж. Клод Шаброль
- 1969 — / L’Américain , реж. Марсель Бодзуффи
- 1969 — Похититель преступлений / Le Voleur de crimes , реж. Надин Трентиньян
- 1969 — Ночь у Мод / Ma nuit chez Maud , реж. Эрик Ромер
- 1969 — / Così dolce… così perversa , реж. Умберто Ленци
- 1970 — / Негодяй / Le Voyou , реж. Клод Лелюш
- 1970 — Конформист / Il Conformista , реж. Бернардо Бертолуччи
- 1971 — Опиум и дубинка / L’opium et le baton , реж. Ахмед Рашеди
- 1971 — Без видимых причин / Sans Mobile Apparent , реж. Филипп Лабро
- 1972 — Бег зайца через поля / La Course Du Lievre A Travers Les Champs , реж. Рене Клеман
- 1972 — Похищение в Париже / L’Attentat , реж. Ив Буассе
- 1973 — Поезд / Le Train , реж. Пьер Гранье-Дефер
- 1973 — Один человек погиб / Un homme est mort , реж. Жак Дере
- 1973 — Знать запрещено / Défense de savoir , реж. Надин Трентиньян
- 1974 — / Le Secret , реж. Робер Энрико
- 1974 — Обезумевший баран / Le Mouton enragé , реж. Мишель Девиль
- 1974 — Скрипки бала / Les Violons du bal , реж. Мишель Драш
- 1975 — Полицейская история / Flic Story , реж. Жак Дере
- 1975 — В Сантьяго идёт дождь / Il pleut sur Santiago , реж. Эльвио Сото
- 1975 — / Le Jeu avec le feu , реж. Ален Роб-Грийе
- 1975 — Акт агрессии / L’Agression , реж. Жерар Пире
- 1975 — / La Donna Della Domenica , реж. Луиджи Коменчини
- 1976 — / Le Voyage de noces , реж. Надин Трентиньян
- 1976 — Пустыня Тартари / Le Désert des Tartares , реж. Валерио Дзурлини
- 1976 — Компьютер, программирующий смерть / L’Ordinateur des pompes funèbres , реж. Жерар Пире
- 1977 — Пассажиры / Les Passagers , реж. Серж Леруа
- 1978 — Чужие деньги / L' Argent Des Autres , реж. Кристиан де Шалонж
- 1980 — Банкирша / La Banquière , реж. Франсис Жиро
- 1980 — Мужское дело / Une affaire d’hommes , реж. Никола Рибовски
- 1980 — Я вас люблю / Je vous aime , реж. Клод Берри
- 1980 — Терраса / La Terrasse , реж. Этторе Скола
- 1980 — Мальвиль / Malevil , реж. Кристиан де Шалонж
- 1981 — Глубокие воды / Eaux profondes , реж. Мишель Девиль
- 1981 — Любовная страсть / Passione d’amore , реж. Этторе Скола
- 1982 — Новый мир / La Nuit de Varennes , реж. Этторе Скола
- 1982 — День искупления / Le Grand Pardon , реж. Александр Аркади
- 1983 — Скорей бы воскресенье! / Vivement dimanche ! , реж. Франсуа Трюффо
- 1983 — Прямо в сердце / Colpire Al Cuore , реж. Джанни Амелио
- 1983 — Под огнём / Under Fire , реж. Роджер Споттисвуд
- 1983 — / La Crime , реж. Филипп Лабро
- 1983 — Кредо / Credo , ТВ, реж. Жак Дере
- 1984 — / Femmes de personne , реж. Кристофер Франк
- 1984 — Да здравствует жизнь / Vive la vie , реж. Клод Лелюш
- 1984 — / Le Bon Plaisir , реж. Франсис Жиро
- 1984 — Человек с деньгами в глазах / L’Homme aux yeux d’argent , реж. Пьер Гранье-Дефер
- 1985 — Уйти, вернуться / Partir, revenir , реж. Клод Лелюш
- 1985 — / Rendez-vous , реж. Андре Тешине
- 1985 — Будущим летом / L'Été prochain , реж. Надин Трентиньян
- 1986 — Мужчина и женщина: 20 лет спустя / Un homme et une femme : vingt ans déjà , реж. Клод Лелюш
- 1986 — 15 августа / Quinze août , реж. Николь Гарсиа
- 1987 — Призрачная долина / La Vallée fantôme , реж. Ален Таннер
- 1989 — / Bunker Palace Hôtel , реж. Энки Билал
- 1991 — Спасибо, жизнь / Merci la vie , реж. Бертран Блие
- 1993 — / L’Instinct de l’ange , реж. Ришар Дембо
- 1994 — Три цвета: Красный / Trois Couleurs: Rouge , реж. Кшиштоф Кесьлёвский — номинация на премию «Сезар» за лучшую мужскую роль
- 1994 — Город потерянных детей / La Cité des enfants perdus , реж. Жан-Пьер Жёне , Марк Каро
- 1995 — / Fiesta , реж. Пьер Бутрон — номинация на премию «Сезар» за лучшую мужскую роль
- 1996 — / Un Homme est tombé dans la rue , реж. Доминик Руле
- 1996 — Тико Мун / Tykho Moon , реж. Энки Билаль
- 1996 — Никому не известный герой / Un héros très discret
- 1998 — Те, кто меня любит, поедут поездом / Ceux qui m’aiment prendront le train , реж. Патрис Шеро — номинация на премию «Сезар» за лучшую мужскую роль второго плана
- 2003 — Дженис и Джон / Janis et John , реж. Самюэль Беншетрит
- 2012 — Любовь / Amour , реж. Михаэль Ханеке — премия «Сезар» за лучшую мужскую роль
- 2017 — Хэппи-энд / Happy End , реж. Михаэль Ханеке
- 2019 — Лучшие годы жизни / Les plus belles années d’une vie , реж. Клод Лелуш
Примечания
- Jean-Louis Trintignant // — 2005.
- ↑
- Грэм Фуллер. (англ.) . Artinfo (9 ноября 2012). Дата обращения: 30 ноября 2012. Архивировано из 8 июня 2013 года.
- . Дата обращения: 17 июня 2022. 17 июня 2022 года.
Литература
- Божович В. И. Жан-Луи Трентиньян. — М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1987.
Ссылки
- Фёдоров А. В. // Видео Асс Premiere. — 1994. — № 22. — C. 78—79. (недоступная ссылка)
- 2021-03-22
- 1