Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Мори́с Эже́н Клема́н Кокто́ ( фр. Jean Maurice Eugène Clément Cocteau ; французский: [ʒɑ̃ moʁis øʒɛn klemɑ̃ kɔkto] , брит. : / ˈ k ɒ k t oʊ / , амер. : / k ɒ k ˈ t oʊ / ; 5 июля 1889 , Мезон-Лаффит , Франция — 11 октября 1963 , , Франция ) — французский писатель , поэт , драматург , художник , сценарист и кинорежиссёр . Одна из крупнейших фигур французской культуры XX века .
Родился 5 июля 1889 года в Мезон-Лаффит, Франция.
Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет . Дед Кокто, воспитывавший его, устраивал у себя дома любительские концерты, был меломаном и коллекционером, в том числе музыкальных инструментов. В семейной коллекции были картины Энгра , Делакруа , греческие статуи. Своим воспитанием и образованием, как считал Жан Кокто, он был обязан своему деду .
Учился в одном из лучших лицеев Парижа — лицее Кондорсе .
В 1910—1920 годы сформировался как поэт, отдал дань дадаизму в сборнике «Стихи» и сюрреализму в сборнике поэзии «Опера». Стал особенно известен как художник-график, был привержен кубизму . Художественное восприятие и мышление Жана Кокто формировалось под влиянием эстетики, взглядов и сотрудничества с Эриком Сати , а также русского балета Сергея Дягилева , музыки Игоря Стравинского , художественных работ Пабло Пикассо и поэзии Гийома Аполлинера .
С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа , познакомился с Марселем Прустом , Андре Жидом , Сергеем Дягилевым , Пабло Пикассо , Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном ). Позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф .
Кокто послужил для Пруста прототипом денди Октава в цикле романов « В поисках утраченного времени ». К концу повествования с Октавом произошло неожиданное преображение: он « выступил со скетчами, для которых сам выполнил эскизы декораций и костюмов к скетчам; костюмы и декорации произвели в современном искусстве революцию, во всяком случае не менее грандиозную, чем та, какую произвёл русский балет » . Когда Пруст пожаловался Кокто на госпожу де Шевинье, узнавшую себя в романе и отказавшуюся его читать, тот заметил ему, что « Фабр написал книгу о насекомых, но не требовал от них, чтобы они читали её! »
В 1914 году призван на фронт Первой мировой войны, служил санитаром , был демобилизован по состоянию здоровья.
Роль Жана Кокто в годы Второй мировой войны вызывает споры, бойцы Сопротивления обвиняли его в коллаборационизме . С самого начала оккупации публиковался в «Пучке» (La Gerbe) — «политическом и литературном еженедельнике», руководителем которого был Шатобриан . Журнал провозглашал идею арийской, свободной от большевизма Европы. Поддерживал дружеские отношения с ведущими пропагандистами нацистской эпохи Арно Брекером и Лени Рифеншталь . Годы оккупации оказались весьма продуктивными в плане творчества: в парижских театрах были поставлены пять его новых пьес. Дневниковые записи отражают пацифистские настроения Кокто. Тем не менее, ему удалось избежать порицания после освобождения Франции , хотя он никогда не каялся в своих симпатиях к немцам, в частности продолжал дружить с Брекером и Рифеншталь .
В 1949 был награждён орденом Почётного легиона. В 1950-х — 1960-х годах последовательно отстаивал право человека на отказ от военной службы по убеждениям совести , в частности выступал в защиту Анри Мартена .
Умер у себя дома 11 октября 1963 года от инфаркта миокарда: по одной из версий его больное сердце не выдержало известий о смерти Эдит Пиаф .
В 1932—1934 годах жил с русской актрисой княжной Натальей Павловной Палей ; существовали слухи об их отношениях, но биографы Палей признают их исключительно платоническими .
Жан Кокто был гомосексуалом , чего никогда не отрицал. С 1937 года и до его смерти в 1963 году спутником жизни Кокто был актёр Жан Маре , начинавший с ролей в его фильмах .
Приёмным сыном и наследником Жана Кокто был французский актёр и художник (1925—1995) .
Кокто всегда считал себя католиком .
С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю» [ источник не указан 1471 день ] , основанном Джейн Хип и . В 1955 был избран членом Французской Академии , Королевской академии французского языка и литературы Бельгии , Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почётного легиона , член Академии Малларме , многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля , Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.
Кокто имел обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени. Среди его произведений — либретто и тексты для десятков опер , балетов и ораторий , в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки .
«<…> Между музыкой и Жаном Кокто была органичная доверительная связь <…> Он был весь в музыке физически <…> Для разговора о музыке и музыкантах он умел находить идеально подходящие слова, точные выражения, полностью избегая при этом специальной музыкальной терминологии <…>»
— ( Анри Соге , «Жан Кокто и музыка»)
Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад» , поставленный в мае 1917 года русским балетом Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления. Общение с Эриком Сати, одним из самых странных композиторов XX века , имело наибольшее значение для формирования и творческого, и личного почерка Кокто.
«Внешне Сати был похож на заурядного чиновника: бородка, пенсне, котелок и зонтик. Эгоист , фанатик , он не признавал ничего, кроме своей догмы , и рвал и метал, когда что-нибудь противоречило ей. <…> Эрик Сати был моим наставником, Радиге — экзаменатором. Соприкасаясь с ними, я видел свои ошибки, хотя они и не указывали мне на них, и даже если я не мог их исправить, то по крайней мере знал, в чём ошибся…»
— ( Жан Кокто, из книги «Бремя бытия», 1947 г.)
Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила « Могучая кучка » или «Русская пятёрка», как её чаще называли во Франции.
«История нашей „ Шестёрки “ похожа на историю трёх мушкетёров , которых вместе с д’Артаньяном было четверо. Так и я в „Шестёрке“ был седьмым. Говоря точнее, ещё больше эта история похожа на „ Двадцать лет спустя “ и даже на „ Виконта де Бражелона “, потому что всё это было очень давно и сыновья уже заменили отцов. Сходство дополняется тем, что нас объединяла не столько эстетика , сколько этика . А это, по-моему, особенно важно в нашу эпоху, помешанную на ярлычках и этикетках …»
— ( Жан Кокто, из книги «Мои священные чудовища», 1979 г.)
По мнению исследовательницы Е. Гнездиловой, для Кокто образ Орфея является лейтмотивом, стержнем всего творчества .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1932 | ф | Кровь Поэта | Le Sang d'un poète | Сценарист, режиссёр |
1943 | ф | Призрачный барон | Le baron fantôme | Сценарист, актёр |
1943 | ф | Вечное возвращение | L'Eternel retour | Сценарист |
1945 | ф | Дамы Булонского леса | Les Dames du Bois de Boulogne | Сосценарист (диалоги) |
1946 | ф | Красавица и Чудовище | La Belle et la Bête | Сценарист, режиссёр |
1947 | ф | Рюи Блас | Ruy Blas | Сценарист |
1948 | ф | Двуглавый орёл | L'Aigle à Deux Têtes | Сценарист, режиссёр |
1948 | ф | Ужасные родители | Les Parents terribles | Сценарист, сорежиссёр, голос за кадром |
1949 | ф | Беспорядок | Désordre | Актёр |
1950 | в | Кориолан | Coriolan | Сценарист, режиссёр |
1950 | ф | Орфей | Orphée | Сценарист, режиссёр |
1951 | ф | Чёрная корона | La Couronne noire | Сосценарист |
1951 | ф | Яд и вечность | Traité de Bave et d'Éternité | Актёр |
1952 | в | Вилла Санто-Соспир | La Villa Santo Sospir | Сценарист, режиссёр, актёр (главная роль) |
1960 | ф | Завещание Орфея | Le Testament d'Orphée | Сценарист, режиссёр, актёр (главная роль) |
1961 | ф | Принцесса Клевская | La Princesse de Clèves | Сценарист |
1962 | в | Послание Жана Кокто, адресованное в 2000-й год | Jean Cocteau s'adresse... à l'an 2000 | Сценарист, режиссёр, актёр (главная роль) |
1965 | ф | Тома Самозванец | Thomas l'imposteur | Сосценарист (диалоги) |
Роман «Ужасные дети» был в 1950 году экранизирован Мельвилем . Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощён Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003).
Пьеса «Двуглавый орёл» легла в основу фильма Микеланджело Антониони « Тайна Обервальда ». Педро Альмодовар в фильме « Закон желания » (1987) показал постановку пьесы Кокто «Человеческий голос», а в 2020 году создал отдельную экранизацию этой пьесы.
Жан Кокто является автором 24 витражей в церкви Сен-Максимен в столице Лотарингии, городе Мец (Франция), созданных в последние годы его жизни (1962—1963) , и создателем фресок из жизни Святого Петра для часовни в Вильфранш-сюр-Мер .