Деннис Клег, больной
шизофренией
, прибывает на поезде из психиатрической лечебницы в родной город, где его поселяют в реабилитационный центр. Он расположен именно в том районе, где прошло детство Денниса. Бродя по знакомым улицам, «Паук» видит, как перед ним встают сцены его безрадостного детства. Вместе с ними к Клегу возвращается страшная
психическая травма
, искорёжившая всю его жизнь. Сцены прошлого и настоящего начинают незаметно сливаться и переплетаться.
В интервью Кроненберг описывает «Паук» как фильм о фантазийной природе воспоминаний и, соответственно, о хрупкости человеческой личности
. Сценарист Патрик Макграт адаптировал собственный роман, написанный под впечатлением от работы в психиатрической лечебнице. В романе и сценарии обыгрываются
фрейдистские
представления об
Эдиповом комплексе
и
(раздвоение матери в глазах ребёнка).
По словам Кроненберга, финансирование для съёмок удалось найти с большим трудом, во Франции, однако средства поступали настолько нерегулярно, что вся съёмочная группа в конечном итоге осталась без зарплаты. Премьера «Паука» состоялась на
Каннском фестивале
. В широкий прокат в большинстве стран «Паук» не выходил.
Критика
Фильм был высоко оценен профессионалами. Вот отзывы ведущих кинокритиков:
Питер Трэверс
(
Rolling Stone
): «Сердцевина фильма — ужас юного Паука по поводу сексуальной стороны матери. По этой причине
Миранда Ричардсон
— неотразимо соблазнительная, страшная и смешная — исполняет все основные женские роли. Для Паука она и мадонна, и шлюха, и тюремщица»
.
(
New York Times
): «Внешний мир отражает, как в зеркале, внутренний мир героя с интенсивностью, которая порождает у нас чувство
клаустрофобии
… Палитра фильма состоит из выцветших оттенков серого, зелёного и коричневого. Улицы и интерьеры пустынны…»
.
Дж. Хоберман
, назвавший «Паук» лучшим фильмом 2002 года, провёл параллель между ним и «
Жильцом
»
Р. Поланского
. По его словам, фильм выявляет «жуткие формальные красоты даже в измождённых позах главного героя и в жалких пятнах на стенах ночлежки»
.
Роджер Эберт
: «Мы погружаемся в сознание Паука столь основательно, что отличить реальность от фантазии не представляется возможным. Мы видим всё глазами Паука, а ведь это
ненадёжный рассказчик
. У истории нет ни входа, ни выхода. Она холодна, уныла и безнадёжна. Фильм вызвал у меня скорее восхищение, чем благодарность»
.
Питер Брэдшоу
The Guardian
оценил фильм на 4 из 5 звезд, назвав его «тщательно поставленным, красиво оформленным и увлекательно сыгранным рассказом по оригинальному роману Патрика МакГрата»
.
2002 — 8-е место в списке лучших фильмов года по версии журнала «
Кайе дю синема
».
2002 — номинация на
премию Европейской киноакадемии
за лучший международный фильм, а также номинация на приз зрительских симпатий в категории «Лучший европейский актёр» (Рэйф Файнс).
2003 — премия
«Джини»
за лучшую режиссуру (Дэвид Кроненберг), а также 5 номинаций: лучший адаптированный сценарий (Патрик Макграт), лучшая работа художника-постановщика (Эндрю Сандерс, Арвиндер Грейуол), лучшие костюмы (Дениз Кроненберг), лучший звук, лучший монтаж звука.