Муравьёв, Николай Валерианович
- 1 year ago
- 0
- 0
Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский ( лит. Mstislavas Dobužinskis ; 14 августа 1875 , Новгород , Российская империя — 20 ноября 1957 , Нью-Йорк , США ) — русский и литовский художник , мастер городского пейзажа, участник творческого объединения « Мир искусства », художественный критик, мемуарист .
Родился 2 (14) августа 1875 года в Новгороде . Сын генерал-лейтенанта . Родом из старинной литовской семьи. После рождения сына родители разошлись, когда мать, артистка, певица ушла из семьи. Генерал был не чужд искусству, любил театр и музыку, посещал выставки и сам периодически рисовал . Отец забрал сына на воспитание, который всё своё детство делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве , где поступил во второй класс 2-й городской гимназии . В возрасте 9 лет впервые приехал в Вильну (Вильнюс). В 1889—1895 годах учился в Виленской 2-й гимназии . Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе ( Мюнхен , 1899—1901) и у Ш. Холлоши ( Надьбанья , Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ .
Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». С 1906 года преподавал в художественной школе-студии Е. Н. Званцевой в Санкт-Петербурге . Одним из первых оценил талант литовского художника М. К. Чюрлёниса .
В первые годы советской власти художник активно работает, участвуя в оформлении уличных празднеств в Петрограде и занимая ряд ответственных должностей: члена Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, члена Государственных трудовых мастерских декоративного искусства, секретаря Особого совещания по делам искусств. В октябре 1918 года избран учёным хранителем Эрмитажа. Добужинский принимает участие в организации Витебского художественно-практического института, Витебского художественного музея, Музея икон старого Витебска, в организации петроградского Дома искусств, становится заведующим художественной частью Большого оперного театра. В 1923—1924 годах много путешествует, бывает в Каунасе , Берлине , Париже, Амстердаме , Копенгагене . В Париже проходят его персональные выставки .
За эти годы с иллюстрациями Добужинского выходит довольно много изданий: « Станционный смотритель » А. С. Пушкина (1905), «Казначейша» М. Ю. Лермонтова (1913), «Новый Плутарх» М. А. Кузмина (1918), « Барышня-крестьянка » А. С. Пушкина (1919), « Белые ночи » Ф. М. Достоевского (1921), « Бедная Лиза » Н. М. Карамзина (1921), « Скупой рыцарь » А. С. Пушкина (1921), « Тупейный художник » Н. С. Лескова (1921) и др. С успехом оформляет он и книги для детей: «Свинопас» Г. Х. Андерсена (1917), «Весёлая азбука» Н. Павловой (1924), «Примус» О. Мандельштама (1924). В 1921 году художник создаёт серию литографий «Петербург в 1921 году» .
В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и навсегда покинул СССР .
Некоторое время живёт в Риге, в 1926 году переезжает в Париж, где с 1926 по 1929 год работает над оформлением спектаклей в театре Н. Ф. Балиева « Летучая мышь », над художественным оформлением кинофильма «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» (для парижской фирмы «Сентраль Синема»), участвует в организации выставки «Мира искусства» (1927), преподаёт в Парижской школе декоративного искусства, основанной Н. В. Глобой. От издательства «Плеяда» получает предложение повторить «Белые ночи» в литографии, но проект так и не был осуществлён. В 1929 году выходит альбом «Биарриц, Шиберта. Гольф и виллы» ( Biarritz, Chiberta. Le golf les villas ), для которого художник выполнил обложку, форзац, две иллюстрации, пять виньеток и двадцать графических обрамлений. По предложению Вл. Нарбута, для издательства «Земля и Фабрика» создаёт иллюстрации к книге « Три толстяка » Ю. Олеши (1928) .
В 1929—1935 годах живёт в Литве, в Каунасе . Преподаёт в Каунасской художественной школе, а в январе 1931 года становится главным художником Литовского государственного театра и создаёт сценографию для 38 пьес. Там же открывает частную школу живописи (1930—1933).
В 1938 году получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского « Бесы », над которым работает в Англии весной 1939 года. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США . Живёт в Нью-Йорке . Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), « Левша » ( The Steel Flea ) Н. С. Лескова (1943), « Граф Нулин » А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), « Слово о полку Игореве » (1950). Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943).
Последние годы жизни художник проводит в Европе; подолгу живёт в Париже , Риме , Лондоне , путешествует по Италии . Незадолго до смерти возвращается в США . До конца жизни Мстислав Валерьянович оставался в США, общался в основном с русскими эмигрантами .
Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому .
Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке в доме своего младшего сына Всеволода . Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже .
В начале творческого пути (1902—1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века — А. Н. Бенуа и К. А. Сомова . По стилю Добужинский был близок к символистам.
По собственным словам, в любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное.
Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы « Мир искусства », « Золотое руно », « Аполлон »), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева , 1909 ; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому , 1913), спектакли Малого театра («Оливер Кромвель» А. В. Луначарского, 1921), антрепризы С. П. Дягилева и др.
Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 ( Великая ложа Франции ). Посвящён в степень ученика — 20 октября 1927 года, возвышен в степень подмастерья — 21 июня 1928, возведён в степень мастера — 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год .