Interested Article - Евреи на Украине
- 2021-03-04
- 1
Украинские евреи | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
укр. Українські євреї | |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Евреи Украины ( укр. Украї́нські євре́ї , ивр. יהודי אוקראינה , идиш אוקרייניש אידן ) — представители различных субэтносов еврейского народа ( ашкеназы , сефарды , крымчаки ), которые проживали на территории современной Украины, включая Крым, в течение 2 тысячелетий . Большинство евреев Украины исторически относились к ашкеназам, потомкам выходцев из средневековой Германии и восточноевропейских стран. Языком большинства евреев Украины в XX веке был идиш , возникший на основе верхненемецких диалектов во взаимодействии с семитскими (древнееврейскими) и славянскими элементами.
История
Евреи проживали на территории современной Украины с давних времен. Первые упоминания о них датируются IV веком до н. э., когда они появились в Крыму и греческих колониях на северо-восточном побережье Чёрного моря. В VIII—X веках из Византии , Кавказа, Багдадского халифата, франкских и испанских земель евреи мигрировали в Хазарию , где среди элиты был распространен иудаизм. Часть евреев на территории Украины тех времен разговаривала на еврейско-славянских диалектах, т. н. кнаанит , у них встречались и тюркские имена. После завоевания каганата в 964 году киевским князем Святославом Игоревичем тамошние евреи переселились в Киев .
В XIII—XV веках в Западной Европе под руководством инквизиции распространялась борьба за чистоту веры и исповедания, следствием чего стало изгнание иудеев из государств и городов западной и центральной Европы и их массовая миграция на восток, в Австрию , Венгрию , Богемию , Польшу и Османскую империю . Это было во многом связано с разразившейся в XIV веке эпидемией чумы , в распространении которой обвиняли евреев . . В конце XV века говорящие на идиш евреи из Польши и Германии ( ашкеназы ) начали прибывать в Великое княжество Литовское , в состав которого входили также многие украинские земли. Основным ареалом их расселения в те времена было Подляшье и города Волыни . Оттуда они переселялись в Киев и на Подолье . Киев стал одним из крупнейших центров еврейского религиозного образования .
В XVII веке евреи пострадали во время восстания под руководством Богдана Хмельницкого . Во многих городах, особенно на Подолье , Волыни и Левобережной Украины , еврейское население было почти полностью уничтожено. По условиям Зборовского договора евреям запрещалось жить на казацкой Украине .
В 1742 году российская императрица Елизавета Петровна издала указ об изгнании из страны всех евреев, независимо от их возраста, пола и положения. Оставаться разрешалось лишь тем, кто согласится принять православную веру.
«Все жиды, мужчины и женщины, независимо от их положения и богатства, со всем их имуществом должны немедленно убраться за пределы границы. От этих врагов Христа я не хочу иметь никакой прибыли. Как-то уже по неоднократным предков наших указам, по всей нашей Империи жидам жить запрещено».
После второго раздела Польши в 1793 году , в Российскую империю вошли Волынь , Подолье и Киевщина с многочисленным еврейским населением. В 1794 году была расширена черта оседлости — евреям из бывших польских земель было разрешено селиться и на левобережье — в Черниговской , Полтавской и Киевской (без Киева) губерниях, но только в городах и местечках. Черта оседлости для евреев просуществовала до 1915 года .
После октябрьской революции 1917 года и ликвидации «черты оседлости» евреи стали переселяться на левобережье и в крупнейшие города Украины и России. По данным переписи 1926 года , в УССР насчитывалось 1750000 евреев. В городах УССР в 1926 проживало уже 77 % всех евреев, в 1939 г. — 86 %, тогда как в 1897 — менее 40 %. В рамках политики « коренизации » в 1920-х были созданы еврейские сельсоветы и национальные районы, где организовывались еврейские школы и учреждения культуры, а идиш был официальным языком делопроизводства и обучения. С середины 1930-х, после прекращения «коренизации», еврейские национальные районы были расформированы, а большинство общественных организаций и периодических изданий ликвидированы .
Современность
С 1959 по 2001 год численность евреев Украины сократилась с 840,3 тысяч человек до 103,6 тысяч человек (почти в 8 раз). За период с 1989 по 2001 год численность евреев Украины сократилась примерно в 5 раз с 486,3 тысяч человек . Однако данные 2001 года часто ставятся под сомнение многими еврейскими организациями Европы, например Европейский еврейский конгресс считает, что реальное количество евреев Украины достигает 360—400 тысяч человек с крупнейшими общинами в Киеве (110 тысяч), Днепропетровске (60 тысяч), Одессе (45 тысяч) и Харькове (45 тысяч). Тем не менее, никто не ставит под сомнение факт массового оттока евреев из Украины в США и Израиль по причине стремительного падения украинской экономики (см. экономика Украины ) .
С приобретением независимости Украины, постепенно началось возрождение общинной еврейской жизни. В 1999 году была основана Объединённая еврейская община Украины , которая и сегодня является одной из крупнейших еврейских общественных организаций в стране. Стоит отметить, что за годы своей работы ОЕОУ удалось объединить порядка 126 еврейских общин Украины . Помимо этого, организация реализовывает значимые социальные и культурные проекты, способствующие поддержанию еврейского образа жизни (раздача мацы , еврейских календарей, поддержка в борьбе с антисемитизмом , благотворительные программы ) .
На данном этапе одной из ключевых задач ОЕОУ — объединение всех действующих еврейских общин Украины, помощь в поддержке культурной и религиозной жизни евреев, создание качественного информационного пространства и реализация научно-культурных проектов, способствующих активизации еврейского общества .
В 2015 году был проведен опрос авторитетным американским научным центром Pew Research по вопросу религиозных верований и национального самоопределения в странах Центральной и Восточной Европы , где исследователи также измеряли уровень «социального восприятия», задав вопрос насколько граждане той или иной страны готовы видеть евреев, мусульман и ром в качестве сограждан, соседей или членов семей. По данным опроса Украина вышла в лидеры в регионе по показателю терпимости к евреям: только 5 % граждан заявили, что они не готовы воспринимать евреев в качестве сограждан.
Украинские евреи являются одной из самых урбанизированных групп населения, примерно 98,5 % из них проживают в городской местности. Как правило, украинские евреи русскоязычны (83 %), только 13,4 % заявили, что считают родным украинский язык, а 3,1 % считают своим родным языком идиш .
Занятость
Социально-профессиональная структура еврейского населения Украинской ССР в 1926—1989 годах,% [ страница не указана 1730 дней ]
1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Партийно-государственный аппарат | 0,3 | 1,3 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Руководители среднего звена | 2,0 | 8,3 | 8,7 | 8,5 | 7,6 | 8,3 |
Ученые и преподаватели вузов | 0,1 | 0,8 | 1,2 | 2,1 | 3,2 | 3,7 |
Другие специалисты высшей квалификации | 6,5 | 12,8 | 20,1 | 26,5 | 31,9 | 33,2 |
Специалисты средней квалификации | 5,4 | 16,6 | 20,2 | 21,2 | 18,9 | 17,2 |
Младшие служащие | 6,2 | 10,2 | 9,2 | 7,3 | 6,2 | 5,5 |
Рабочие сферы торговли и услуг | 21,2 | 11,4 | 8,4 | 7,2 | 6,2 | 5,1 |
Квалифицированные рабочие | 35,2 | 24,2 | 25,7 | 21,7 | 21,3 | 21,4 |
Неквалифицированные рабочие | 11,4 | 11,2 | 5,8 | 5,2 | 4,7 | 5,3 |
Работники сельского хозяйства | 11,9 | 3,2 | 0,6 | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 9 февраля 2016. Архивировано из 6 января 2017 года.
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- . . — Warszawa, 1906. 18 сентября 2016 года.
- Орест Субтельний . Історія України. — Торонтський Університет, 1994. — 599 с. — ISBN 0-8020-0591-0 .
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Jews // . — London: Stroma Ltd., 2015. — P. 159. — (The Equal Rights Trust Country Report). — ISBN 978–0–9573458–4-3. 24 октября 2019 года.
- Тархов С. А. от 3 мая 2007 на Wayback Machine / Под ред. В. А. Шупера. — М.: Эслан, 2004. — С. 144—164.
- . jewishnews.com.ua. Дата обращения: 7 августа 2019. 14 мая 2019 года.
- . jewishnews.com.ua. Дата обращения: 7 августа 2019. 16 апреля 2019 года.
- . jewishnews.com.ua. Дата обращения: 7 августа 2019. 7 августа 2019 года.
- . jewishnews.com.ua. Дата обращения: 7 августа 2019. 31 марта 2019 года.
- . jew.org.ua. Дата обращения: 7 августа 2019. 7 августа 2019 года.
- (рус.) . zmina.info (29 марта 2018). Дата обращения: 25 апреля 2021. 25 апреля 2021 года.
- 1615 L. St NW, Suite 800 Washington, DC 20036 USA202-419-4300 | Main202-419-4349 | Fax202-419-4372 | Media Inquiries. (амер. англ.) . Pew Research Center's Religion & Public Life Project (10 мая 2017). Дата обращения: 25 апреля 2021. 18 сентября 2018 года.
- 1615 L. St NW, Suite 800Washington, DC 20036USA202-419-4300 | Main202-857-8562 | Fax202-419-4372 | Media Inquiries. (амер. англ.) . Pew Research Center . Дата обращения: 25 апреля 2021. 16 апреля 2021 года.
- Вячеслав Константинов. от 10 августа 2014 на Wayback Machine
Ссылки
- Вячеслав Константинов. — Иерусалим: Лира, 2007.
- Куповецкий М. С.
- 2021-03-04
- 1