Interested Article - Что? Где? Когда? (спортивная версия)

Игровой зал перед началом турнира по спортивному «Что? Где? Когда»

Спортивная версия игры « Что? Где? Когда? » (ЧГК) официально появилась в августе 1989 году в СССР после учредительного конгресса МАК в Мариуполе , по похожим правилам начали играть в одесском клубе «Эрудит» в конце 1983 года .

Игра появилась на основе существующей с 1975 года телевизионной игры «Что? Где? Когда?» , авторами которой являются психологи факультета МГУ. Права игры зарегистрированы на Владимира Ворошилова и Наталию Стеценко , однако имеет много отличий: например, соревнование команд друг против друга на одних и тех же вопросах проходит одновременно во многих странах мира. Клубы спортивного ЧГК существуют не только в странах бывшего СССР , но и во многих странах мира ( Германии , Израиле , США , Великобритании , Канаде , Финляндии , Чехии , Нидерландах , Польше , Кипре , Швейцарии , Румынии ), где участниками являются в основном эмигранты из русскоязычных стран. В некоторых странах существуют варианты игры на местных языках (например, в Германии «Was? Wo? Wann?»).

Виды

Известны следующие разновидности игры:

  • Очная — все команды играют в одном зале, вопросы зачитывает один и тот же ведущий (примеры — финал и некоторые отборочные этапы чемпионата мира и чемпионата России , чемпионаты городов, различные фестивали).
  • Синхронная — одни и те же вопросы играются одновременно (с допустимым разбросом в 3—4 дня) на различных игровых площадках (в разных городах и иногда — странах) с разными ведущими (примеры — Открытый кубок России, Открытый всероссийский синхронный чемпионат, Кубок городов, Кубок Провинций).
    • Строго синхронная — голос ведущего транслируется в режиме реального времени через Интернет либо допустимая задержка времени начала игры составляет не более 10 минут.
  • Асинхронная — одни и те же вопросы играются в чётко определённый длительный отрезок времени (к примеру, 21 мая 2021 3:00 — 21 июля 2021 21:00) на различных игровых площадках.
  • Телефонная или онлайн-игра — при помощи различных средств связи вопросы задаются командам-участницам, находящимся в различных местах, и так же принимаются их ответы (примеры — Телефонный турнир МАК — «телефонка», Интернет Гран-при). Такой способ игры противоречит кодексу спортивного ЧГК, в частности, из-за невозможности контролировать количество участников в команде.

Проводятся чемпионаты России, других стран бывшего СССР, а также многих других стран, в частности США, Канады, Германии, Великобритании, Израиля, Чехии. Команды-чемпионы своих стран и команды, прошедшие отбор на крупных фестивалях, принимают участие в чемпионате мира по ЧГК.

На Чемпионатах и фестивалях знатоки принимают участие не только в спортивном «Что? Где? Когда?», но и в других спортивных интеллектуальных играх:

  • Индивидуальная «Своя игра» («свояк») — Jeopardy! , отдельные знатоки играют друг против друга
  • Командная «Своя игра» и индивидуально-командные виды, рассчитанные на четверых («Эрудит-квартет») или пятерых (« ») игроков
  • « Брейн-ринг »
  • «Крылатка» — командная игра по поэзии
  • Мультиигра или интеллектуальное многоборье

Синхронный турнир

Синхронный турнир — заочная форма соревнований по спортивному варианту игры, предусматривающая согласованное проведение в сжатый срок соревнований на одном и том же пакете вопросов в нескольких различных населённых пунктах.

Ход соревнования курируется организационным комитетом, имеющим своих представителей во всех населённых пунктах, где проводится игра. Представители на местах получают вопросы по Интернету , знакомят с ними ведущих и отсылают в оргкомитет отчёты о спорных ответах на вопросы, апелляциях со стороны игроков и результатах прошедших соревнований. Если организаторы турнира не пользуются услугами представителей на местах, а рассылают для ведения турнира своих представителей во все города, где он играется, такой турнир принято называть эмиссарским .

Все детали проведения синхронного турнира подробно описываются в его регламенте, который должен неукоснительно соблюдаться представителями оргкомитета на местах.

Оценки образовательной и педагогической функции ЧГК

Кандидат исторических наук Леонид Блонский, организовывавший чемпионат по ЧГК в Российской открытой академии транспорта , провел исследование опрос, в рамках которого выяснилось, что большинство участников чемпионата отметили улучшение когнитивных способностей и социальных качеств .

Правила

Александр Друзь , Андрей Козлов и Леонид Тимофеев во время Кубка Наций в Баку , 2006 год

Основные правила описаны в кодексе спортивного ЧГК . Здесь приведены ключевые из них:

  • В команде не допускается единовременное участие в игре более чем шести человек (ограничения снизу нет: случаи, когда игроки выступали в одиночку, известны ). Разрешается наличие ограниченного числа запасных игроков в команде и замены игроков между турами. Один из игроков команды является её капитаном. Капитан команды имеет особые права (например, право обращаться в игровое жюри в перерывах между турами).
  • Ответы сдаются секундантам (помощникам ведущего, часто называемым «ласточками») в письменном виде на карточках, выдаваемых команде перед началом игры. Информация на карточке, заключённая в скобки, не рассматривается как часть ответа и не влияет на его зачёт, вне зависимости от того, какая информация содержится на карточке, помимо этой (исключение — скобки являются частью авторского ответа).
  • Перед вопросом командам могут быть розданы или продемонстрированы на экране дополнительные материалы к вопросу (текст или изображение), воспроизведён звуковой файл и т. п. Также возможна демонстрация «чёрного ящика» — любого непрозрачного вместилища, содержащего определённый предмет, который игрокам требуется назвать (причём этот предмет действительно должен содержаться в «чёрном ящике», его отсутствие там является основанием для снятия вопроса).
  • На обсуждение каждого вопроса выделяется 1 минута (для блица, состоящего из произвольного числа вопросов (как правило, 2—3), суммарное время обсуждения составляет также 1 минуту), после окончания которой даётся 10 секунд для записи ответа. К моменту окончания времени для записи ответа капитан (или другой игрок) обязан поднять карточку с ответом над головой, в противном случае ответ может быть не засчитан. Минута обсуждения начинается и заканчивается по сигналу ведущего; также ведущий объявляет о 50-й секунде обсуждения и об окончании времени для записи ответов.
  • Основной показатель, по которому определяется место команды, — количество правильных ответов. При равенстве количества правильных ответов команды делят соответствующие места либо могут использоваться дополнительные показатели (в зависимости от регламента турнира). При равенстве количества правильных ответов у команд, претендующих на призовые места, может использоваться т. н. «перестрелка» — дополнительные вопросы, задаваемые соответствующим командам по одному до нарушения равенства.
  • Если ответ не в точности совпадает с авторским, он может быть зачтён либо игровым жюри (на игре), либо апелляционным жюри (в случае подачи апелляции) в том случае, если он соответствует указанным автором критериям зачёта, является более точным, чем авторский, содержит дополнительную информацию, не меняющую его смысла, и т. д.
  • Апелляционное жюри рассматривает апелляции двух типов:
    • Требования зачёта ответа, не предусмотренного автором, но удовлетворяющего всем условиям вопроса (так называемая «дуаль»; в случае удовлетворения апелляции ответ засчитывается апеллировавшей команде, а также всем остальным командам, давшим этот или эквивалентный этому ответ).
    • Требования снятия вопроса (в случае наличия в нём любой фактической ошибки либо существенной фактической ошибки, в зависимости от регламента конкретного турнира; в случае удовлетворения апелляции вопрос исключается из числа зачётных, со всех команд снимаются очки, начисленные за его взятие).
    • В синхронных турнирах, кроме того, регламент может разрешать апелляции на ошибку ведущего (в том случае, если ведущий прочитал не менее чем 2 % команд, участвовавших в турнире, вопрос с ошибкой, существенно исказившей смысл, то АЖ может снять этот вопрос).
Регламент конкретного турнира должен в явном виде разрешать апелляции каждого типа, в противном случае их подача не допускается. Регламент соревнования может предусматривать апелляционный залог в денежной форме либо в виде условных единиц, который не возвращается в случае отклонения апелляции.

Вопросы

Павел Гольдин в статье для « Нового литературного обозрения » сравнивает вопросы ЧГК с мини-задачами ТРИЗ , но подчеркивает и существующие отличия: ограниченность во времени и широкую область знаний, которая может стать источником для вопроса .

Для правильного ответа на вопрос ЧГК («взятия» вопроса) должны требоваться один или несколько логических шагов, интуитивный поиск, «озарение» и т. п. Вопросы, требующие от игроков прямого знания малоизвестных фактов, воспринимаются негативно, а вопросы, которые не требуют ничего, кроме прямого знания, вообще находятся за рамками игры (распространена аббревиатура ЧЗВЧГКНЯ — «чистое знание вопросом ЧГК не является»).

Распространёнными приёмами для написания вопросов спортивного «Что? Где? Когда?» являются «пропуски» (требуется восстановить пропущенные слова в некотором тексте) и «замены» (требуется понять, какие слова были заменены).

В некоторых вопросах используется раздаточный материал (как правило, отпечатанные картинка или текст).

По построению вопроса могут быть выделены такие разновидности, как одноходовки и многоходовки (в зависимости от числа необходимых для взятия логических ходов), «мозаики» (об объекте вопроса сообщаются различные факты, по которым нужно определить объект) и пр.

К некачественным вопросам относят «гробы» (вопросы, которые из-за их недостатков или чрезмерной для турнира данного уровня сложности не смогла взять ни одна команда из игравших на турнире; впрочем, некоторые «гробы» являются очень качественными), «детские вопросы» или «гайки» (вопросы, которые взяли все команды), «свечки» («засвеченные» вопросы — то есть те, которые полностью или частично повторяют игравшиеся ранее), вопросы с дуальными ответами (это либо альтернативные ответы, которые полностью удовлетворяют всем фактам вопроса и, следовательно, должны быть засчитаны, либо «логические дуали» — ответы, которые столь же логичны, как и авторский, но прямо противоречат фактам вопроса, и поэтому не должны засчитываться), некорректные вопросы (базирующиеся на ложных фактах — такие вопросы могут быть сняты апелляционным жюри, если регламент турнира предусматривает это).

Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» (МАК ЧГК)

Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» (МАК ЧГК) — общественная неправительственная организация, объединяющая клубы «Что? Где? Когда» (ЧГК). Создана 3 августа 1989 года . По состоянию на 2021 год ассоциация объединяла 117 клубов интеллектуальных игр из 30 стран мира (в том числе, один международный клуб – Интернет-клуб «Что? Где? Когда?») .

Правление и структура

Президент: Андрей Козлов

Правление:

Этот состав избран 26 мая 2018 года , в начале ноября 2020 года из него вышли ранее состоявшие в правлении Сергей Абрамов, Константин Кноп и Владимир Сушков :

Ревизионная комиссия МАК:

  • Кирилл Теймуразов
  • Станислав Мереминский
  • Мария Уварова

В составе МАК ЧГК действовали следующие комиссии:

  • Комиссия по работе с детьми и молодежью, председатель — Павел Забавский
  • Комиссия по рейтингу, председатель — Константин Кноп (с 4 февраля 2021 года администрация сайта rating.chgk.info, который ранее считался официальным сайтом рейтинга МАК, более не относит себя к МАК ЧГК в соответствии с распоряжением президента МАК , атрибутируя себя с «сообществом знатоков»)
  • Комиссия по правилам (до 2019 – Турнирная комиссия), председатель — Максим Поташев
    • подкомиссия по сертификации (председатель — Кирилл Теймуразов)
    • подкомиссия по автоматизации игрового процесса (председатель — Фаик Гусейнов)
  • Комиссия по лицензированию (до 2019 – Комиссия по лицензированию и сертификации), председатель — Александр Друзь
  • Комиссия по истории, статистике и награждениям, председатель — Евгений Алексеев
  • Дисциплинарная комиссия (работа приостановлена 27 июля 2020 года распоряжением президента МАК , до конца июля 2020 года председателем была Мария Уварова)
  • Комиссия по работе в регионах и приему новых членов, председатель — Сергей Абрамов
  • Информационная комиссия (самораспустилась в ноябре 2020 года , до самороспуска председателем был Владимир Сушков)
  • Комиссия по организации и подготовке чемпионатов мира (до 20 октября 2018 года — Комиссия по привлечению средств и внешнему пиару), председатель — Александр Рубин
  • Общественный совет, руководитель — Евгений Алексеев

Конгрессы

Международная ассоциация интеллектуальных игр (МАИИ)

Международная ассоциация интеллектуальных игр (МАИИ) – международная некоммерческая организация, созданная в апреле 2021 года . В отличие от МАК, основана не на клубном, а на индивидуальном членстве . По состоянию на май 2023 года в МАИИ состоят 246 игроков в спортивное ЧГК из разных стран Европы, Азии и Северной Америки.

Ассоциация поддерживает собственный рейтинг команд , на осень 2023 года запланировано проведение чемпионата мира по версии МАИИ. Также ассоциация работает над модернизацией правил спортивного ЧГК.

Структура

Орган, координирующий деятельность МАИИ, — исполнительный комитет. Он состоит из 9 человек, избирается всеобщим голосованием членов ассоциации.

Состав исполнительного комитета:

  • Иделия Айзятулова
  • Антон Бочкарёв
  • Иван Ерёмин
  • Мансур Зиятдинов
  • Андрей Мартынов
  • Роман Немучинский
  • Юрий Ра­­­зу­­мов
  • Алексей Штых
  • Лизавета Якимычева

Также в составе МАИИ действуют (по состоянию на 3 мая 2023 года) 10 рабочих групп и контрольно-ревизионная комиссия.

Контрольно-ревизионная комиссия :

  • Никита Воробьёв
  • Константин Кноп
  • Мария Чамаева

Рабочие группы МАИИ:

  • IT-группа (координатор — Юрий Разумов)
  • Дисциплинарная группа (координатор — Иван Ерёмин)
  • Информационная группа (и.о. координатора — Наиль Фарукшин)
  • Группа по переводам документов (координатор — Антон Бочкарёв)
  • Группа по правилам (координатор — Роман Немучинский)
  • Группа по рейтингу (координатор — Андрей Волыхов)
  • Молодёжная группа (координатор пока не избран)
  • Турнирная группа (координатор — Владимир Островский)
  • Уставная группа (координатор — Антон Бочкарёв)
  • Юридическая группа (координатор — Лизавета Якимычева)

См. также

Примечания

  1. Логотип YouTube
  2. . Дата обращения: 4 сентября 2023. 10 января 2019 года.
  3. Бурда Б.О. . — М., Екб.: АСТ, У-Фактория, 2009. — 288 с. — ISBN 978-5-17-059702-4 , 978-5-9757-0466-5.
  4. Блонский Леонид Владимирович. // Общество: социология, психология, педагогика. — 2021. — Вып. 5 (85) . — С. 141–144 . — ISSN .
  5. . Дата обращения: 31 января 2022. 21 октября 2021 года.
  6. В кодексе МАК ограничение снизу не предусмотрено. В регламентах турниров часто встречается нижний порог.
  7. . magazines.gorky.media . Дата обращения: 20 октября 2023. 17 апреля 2023 года.
  8. . Дата обращения: 20 мая 2014. Архивировано из 21 мая 2014 года.
  9. knop, ru_chgk. . Спортивное "Что? Где? Когда?" (27 мая 2018). Дата обращения: 31 января 2022. 31 января 2022 года.
  10. . Дата обращения: 2 апреля 2021. Архивировано из 9 августа 2020 года.
  11. . Facebook . Дата обращения: 31 января 2022. 31 января 2022 года.
  12. . Facebook . Дата обращения: 31 января 2022. 31 января 2022 года.
  13. . Telegram . Дата обращения: 31 января 2022. 31 января 2022 года.
  14. kit_sushkov, ru_chgk. . Спортивное "Что? Где? Когда?" (25 октября 2018). Дата обращения: 31 января 2022. 31 января 2022 года.
  15. . www.maii.li . Дата обращения: 31 января 2022. 23 мая 2022 года.
  16. . rating.maii.li . Дата обращения: 31 января 2022. 31 января 2022 года.
  17. . www.maii.li . Дата обращения: 1 сентября 2022. 28 сентября 2022 года.
  18. . Дата обращения: 23 декабря 2022. 25 декабря 2022 года.
  19. . www.chgk.info . Дата обращения: 3 мая 2023. 1 февраля 2022 года.
  20. . www.maii.li . Дата обращения: 23 декабря 2022. 25 декабря 2022 года.

Ссылки

Источники

  • Денис Бондарев. The Village (6 марта 2020). Дата обращения: 16 октября 2020.

Сайты, посвящённые ЧГК

  • в Фейсбуке
  • и — наиболее популярные сообщества игры «Что? Где? Когда?» в Живом журнале.
  • (недоступен, проводятся технические работы)
  • — вся информация о турнирах (до 2017 года)
  • (спортивное ЧГК, спортивная версия «Брейн-ринга», спортивная версия «Своей игры», бескрылки и пр.)
Источник —

Same as Что? Где? Когда? (спортивная версия)