Interested Article - Варда, Аньес
- 2021-09-06
- 1
Анье́с Варда́ ( фр. Agnès Varda ; 30 мая 1928 — 29 марта 2019 ) — французский кинорежиссёр, сценаристка и фотограф.
Кинематографический стиль Варда отличают документальный реализм, интерес к социальным вопросам и теме феминизма, а также ярко выраженный экспериментальный подход. По словам критика Элисон Смит, карьера Аньес Варда — это важный и часто недооцениваемый голос в современном французском кино. Её работа предвосхитила появление Новой волны , а « Пуэнт-курт » содержит многие характерные для этого движения элементы, которые принесли ему известность . Несмотря на тесную связь с французской новой волной , более точно будет сказать, что Варда принадлежит к родственной «новой волне» группе кинорежиссёров Левого берега . Эту группу отличала «любовь к богемной жизни, высокая степень вовлеченности в литературу и пластические искусства и, как результат, интерес к экспериментальному кинематографу, а также отождествление с левой политикой» . Ведущими режиссёрами группы Левого берега были Крис Маркер , Ален Рене и сама Аньес Варда , к ней примыкали Жан-Пьер Мельвиль , Ален Роб-Грийе и Маргерит Дюрас , а также представители литературного движения « Новый роман ».
За свою работу в кино Варда была удостоена Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля (за фильм « Счастье »), Золотого льва Венецианского фестиваля (за фильм « Без крыши, вне закона »), премии Луи Деллюка , двух Сезаров за документальные работы и почетного Сезара в 2001 году. В 2015 году на Каннском кинофестивале была удостоена почётной «Золотой пальмовой ветви» .
Обладатель почётной премии «Оскар» за вклад в киноискусство .
Биография
Аньес Варда родилась 30 мая 1928 года в Брюсселе. Её мать была француженка, а отец происходил из греческой семьи беженцев из Малой Азии. Варда изучала литературу и психологию в Сорбонне, а историю искусств — в Школе Лувра. Первоначально Варда хотела стать музейным куратором, но после окончания курса фотографии изменила свои планы. Довольно быстро создав себе репутацию первоклассного фотографа, Варда стала официальным фотографом Театрального фестиваля в Авиньоне и Национального народного театра, а затем продолжила карьеру в качестве фотожурналиста .
29 марта 2019 года Аньес Варда скончалась в своём доме на 91 году жизни. В последнее время она лечилась от рака, который и называют причиной смерти . 2 апреля была похоронена на кладбище Монпарнас . Среди тех, кто присутствовал на её похоронах, были Катрин Денёв , Жюли Гайе , Жан-Пьер Лео , Джейн Биркин и Сандрин Боннэр .
Кинокарьера
Художественные фильмы
Интерес Варда к фотографии привел её в кино. В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже не мог посетить родные места, Варда поехала на фотосъёмку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт. Эта работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом поселке художественный фильм. Названный просто « Пуэнт-Курт », фильм рассказывал о молодой паре, пытающейся наладить свои семейные и любовные отношения во время пребывания в этом поселке. Этот фильм в стилистическом плане стал предшественником Французской новой волны . Варда задействовала в картине двух профессиональных актёров, а также простых жителей поселка Пуэнт-Курт, что привнесло в картину элемент реализма и вдохновлённой Неореализмом документальной эстетики. Варда в дальнейшем будет часто использовать сочетание художественных и документальных элементов в своих фильмах .
Её второй полнометражный художественный фильм « Клео от 5 до 7 » вышел только через семь лет. Он рассказывал о двух часах из жизни молодой парижской поп-певицы, ожидающей результатов медицинских анализов по поводу возможного ракового заболевания. Действие картины разворачивается как бы в реальном времени и разделено на серию глав с указанием точного времени происходящего. На протяжении картины героиня встречается с различными людьми, через общение с которыми она постепенно выходит из своего кукольного образа и обретает живые человеческие черты. Фильм затрагивает ряд экзистенциальных тем, таких как вопросы смертности и смерти, одиночества и отчаяния, его отличает ярко выраженный феминистический подход.
В своём первом цветном фильме « Счастье » Варда рисует портрет счастливой семьи, в которой мужу до поры, до времени удается успешно сочетать любовь к жене и детям с любовью к другой женщине. Когда же жена узнаёт от него о сопернице и кончает жизнь самоубийством, он без видимых проблем вводит на её место любовницу. Картина безграничного счастья, выполненная в ласкающих глаз импрессионистских тонах под гармоничную музыку Моцарта, тем не менее оставляет беспокойное чувство. По словам Варда, «это красивый плод с жестоким вкусом» .
Фильм « Одна поет, другая нет » рассказывает историю жизни двух молодых женщин, которых свела судьба в 1962 году, а спустя 14 лет они встретились вновь, вспоминая прожитые годы. Несмотря на то, что одна из них происходит из благополучной городской семьи и стала певицей, а другая имеет тяжелое деревенское прошлое и двух незаконнорождённых детей, это не мешает их взаимопониманию и дружбе. Особое внимание фильм уделяет темам женской дружбы, общественного положения женщины и легализации абортов.
В 1984 году Варда выпустила фильм « Без крыши, вне закона », рассказывающей о смерти молодой бродяжки по имени Мона. Неназванный человек за кадром беседует с людьми, которые встречали Мону в последние недели её жизни. Фильм разделен на 47 эпизодов, в каждом из которых кто-либо рассказывает о своих впечатлениях от общения с Моной. Фильм говорит о стремлении героини к свободе и попытке вырваться из оков современного общества, но также и том, что не любая такая попытка является удачной. В 1985 году за этот фильм Варда была удостоена главного приза Венецианского фестиваля — Золотого льва , а также престижного приза ФИПРЕССИ . В 1986 году за игру в этом фильме Сандрин Боннер получила французскую премию Сезар как лучшая актриса .
В 1990 году умер муж Варда, известный кинорежиссёр Жак Деми , с которым они прожили вместе с 1962 года. Вскоре после его смерти Варда сделала фильм « Жако из Нанта », рассказывающий о его жизни и смерти. Начинаясь с художественной реконструкции ранних лет жизни Деми в оккупированной немцами Франции, фильм рассказывает о его увлеченности различными аспектами кино, включая подбор актёров, разработку художественного решения и декораций, анимацию и постановку света. Художественные эпизоды картины переплетаются с хроникальными кадрами Нанта военного времени, фрагментами из фильмов Деми , а также и документальными кадрами умирающего режиссёра. Фильм продолжает близкую Варда тему отношения к смерти, но в основном считается данью памяти Варда своему умершему мужу и его работе .
Фильмография
Полнометражные художественные фильмы
Год | Название | Оригинальное название | Примечание |
---|---|---|---|
1955 | Пуэнт-Курт | La Pointe-Courte | |
1962 | Клео от 5 до 7 | Cléo de 5 à 7 | Участие в конкурсной программе Каннского МКФ |
1965 | Счастье | Le bonheur | Серебряный медведь Берлинского МКФ |
1966 | Создания | Les creatures | |
1969 | Lions Love | ||
1970 | Nausicaa | Телефильм | |
1977 | Одна поёт, другая нет | L’une chante, l’autre pas | |
1981 | Documenteur | ||
1985 | Без крыши, вне закона | Sans toit ni loi | Золотой лев Венецианского МКФ |
1988 | Kung-fu master! | ||
1988 | Джейн Б. глазами Аньес В. | Jane B. par Agnès V. | |
1991 | Жако из Нанта | Jacquot de Nantes | |
1995 | Сто и одна ночь Симона Синема | Les cent et une nuits de Simon Cinéma |
Короткометражные художественные фильмы
Год | Название | Оригинальное название | Примечание |
---|---|---|---|
1958 | Опера-муфф | L’opéra-mouffe | |
1961 | Новобрачные с моста МакДоналд, или (Не доверяйте чёрным очкам) | Les fiancés du pont Mac Donald ou (Méfiez-vous des lunettes noires) | |
1967 | Дядя Янко | Oncle Yanco | |
1976 | Удовольствия любви в Иране | Plaisir d’amour en Iran | |
1982 | Улисс | Ulysse | Премия Сезар |
1984 | 7 к., кух., ван… продается | 7p., cuis., s. de b., … à saisir | |
1986 | Знаешь, у тебя классные лестницы | T’as de beaux escaliers, tu sais | |
2003 | Исчезающий лев | Le lion volatil | |
2004 | Трейлер Виеннале ‘04 | Der Viennale '04-Trailer |
Документальные фильмы
- 1958 — Со стороны берега / Du côté de la côte (короткометражный)
- 1958 — К Лазурному берегу / La cocotte d’azur (короткометражный)
- 1958 — O saisons, ô châteaux (короткометражный)
- 1963 — Салют, кубинцы! / Salut les Cubains (короткометражный)
- 1965 — Эльза-Роза / Elsa la rose (короткометражный)
- 1967 — Далеко от Вьетнама / Loin du Vietnam
- 1968 — Чёрные пантеры / Black Panthers (короткометражный)
- 1975 — Ответ женщин / Réponse de femmes: Notre corps, notre sexe (короткометражный)
- 1976 — Дагерротипы / Daguerréotypes
- 1981 — Стены, стены / Mur murs
- 1983 — Une minute pour une image (телесериал)
- 1984 — Так называемые кариатиды / Les dites cariatides (короткометражный)
- 1993 — Девушки 25 лет спустя / Les demoiselles ont eu 25 ans
- 1995 — Вселенная Жака Деми / L’univers de Jacques Demy
- 2000 — Собиратели и собирательница / Les glaneurs et la glaneuse
- 2002 — Собиратели и собирательница, два года спустя / Les glaneurs et la glaneuse… deux ans après
- 2004 — Идесса, медведи и так далее / Ydessa, les ours et etc. (короткометражный)
- 2004 — Cinévardaphoto
- 2005 — Les dites cariatides bis (короткометражный)
- 2006 — Вдовы из Нуармутье / Quelques veuves de Noirmoutier
- 2007 — Vive les courts metrages: Agnès Varda présente les siens en DVD (короткометражный)
- 2008 — Побережья Аньес / Les plages d’Agnès
- 2010 — P.O.V. (телесериал)
- 2010 — Побережья Аньес / The Beaches of Agnes
- 2011 — Agnès de ci de là Varda (телесериал)
- 2017 — Лица, деревни / Visages, villages
Признание
Лауреат многих премий (« Серебряный медведь », « Золотой лев », « Премия Луи Деллюка », три « Сезара », « Почётная Золотая пальмовая ветвь »).
В 1983 году Варда была членом жюри Венецианского кинофестиваля , в 2005 — членом жюри Каннского МКФ . В том же году синематека Квебека представила ретроспективу фильмов Варда и выставку её фотографий. Великий офицер ордена Почётного легиона (2017; командор — 2009) , кавалерственная дама Большого креста ордена «За заслуги» (2013; великий офицер — 2007) . Почётный доктор Льежского университета (2010).
Примечания
- (нидерл.)
- Agnes Varda // (англ.)
- (фр.) — Paris: 1953. — ISSN ;
- — 1977.
- — The New York Times .
- (англ.)
- Smith, Alison. Agnes Varda Manchester University Press, 1998. Pg 3
- ↑ «The Left Bank Revisited: Marker, Resnais, Varda», Harvard Film Archive , от 7 сентября 2015 на Wayback Machine Access date: 16 August 2008.
- Donato Totaro, Offscreen , Hiroshima Mon Amour review, 31 August 2003. от 4 декабря 2013 на Wayback Machine Access date: 16 August 2008.
- . Дата обращения: 9 июня 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 27 июня 2013. 22 мая 2015 года.
- . Дата обращения: 29 марта 2019. 29 марта 2019 года.
- Neupert, Richard. A History of the French New Wave Cinema University of Wisconsin Press, 2007. Pg. 57.
- Fitterman-Lewis, To Desire Differently ,Columbia University Press, 1996, pp. 215—245.
- . Дата обращения: 27 июня 2013. Архивировано из 7 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 27 июня 2013. 8 апреля 2015 года.
- Wilson, Emma. «3. Mourning Films I.» French Cinema since 1950: Personal Histories. Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 1999. 42-46. Print. 8-June-2012
- . Дата обращения: 27 июня 2013. 25 февраля 2009 года.
- (фр.) . JORF n°0091 du 16 avril 2017 // Legifrance. Дата обращения: 11 июля 2017. 11 июля 2017 года.
- (фр.) . JORF n°0111 du 15 mai 2013 // Legifrance. Дата обращения: 11 июля 2017. 11 июля 2017 года.
Литература
- Jacques Demy/ Agnés Varda: eine Retrospektive. Wien: Viennale, 2006
Ссылки
- 2021-09-06
- 1