Реализм (искусство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Реали́зм — эстетическая и художественная позиция, согласно которой задача искусства состоит в том, чтобы как можно точнее и объективнее изображать действительность. При этом необходимо различать философские понятия реальности и действительности (как частично осуществлённой реальности) и, соответственно, понятия реализма и натурализма в искусстве. В истории искусства, главным образом в живописи, реализм как творческий метод и направление противостоял романтизму и академизму . Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму . Подобные утверждения, канонизированные в отечественном искусствоведении середины XX века, позднее были отвергнуты. Так философ В. П. Руднев выделил три основных значения термина «реализм»: историко-философское (противостоявшее средневековому номинализму), психологическое (как установку сознания, принимающего первичную реальность и считающую сознание вторичным) и историко-культурное (как направление в искусстве). В качестве примера Руднев упоминает творчество Ф. М. Достоевского, по отношению к которому термин «реализм» следует употреблять во втором значении, то есть в психологическом, но не в художественном . Причём, если в качестве основных историко-художественных направлений принимаются классицизм и романтизм, то реализм или символизм, согласно иерархии понятий, под такое определение не подходят .
Ещё одно затруднение заключается в субъективно-множественном толковании различий натурализма и реализма. «Как можно утверждать, писал далее Руднев, — что какое-то художественное направление более близко, чем другие, отображает реальность, если мы, по сути, не знаем, что такое реальность?» «Я так вижу, — говорит художник-абстракционист, и возразить ему нечего…» .
Различные стороны реалистичности и реалистичного подхода к живописи постоянно проявлялись в истории искусства. Это барочный иллюзионизм Караваджо и караваджистов, световые эффекты в картинах Вермера Делфтского , материальность живописи Диего Веласкеса , импрессионизм , а по сути реализм в передаче света и воздуха, Мане и Сислея , душевная искренность Ван Гога , прецизионизм Эдварда Хоппера .
Под реализмом в узком смысле слова понимают позитивизм как идейное направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века, объединяющее художников различных творческих методов, стилей и школ. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму .
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), опубликовавшего в 1855 году в Париже «Манифест реализма», а на Всемирной выставке в Париже в том же году из-за противодействия жюри устроил в специально построенном здании собственную выставку под названием «Павильон реализма». Курбе не случайно выбрал слово реализм, брошенное ему критиками в качестве насмешки, и сам провозгласил себя реалистом. Однако ещё до этого события в реалистической манере работали художники барбизонской школы ( Теодор Руссо , Жан-Франсуа Милле , Жюль Бретон ). В 1870-е годы движение за реализм в искусстве разделилось, по мнению критиков, на два основных направления — натурализм и импрессионизм . На самом деле возникла лишь аберрация близости: натурализм, безусловно [ источник не указан 114 дней ] , реализмом не является. Импрессионисты сами именовали себя натуралистами, но их натурализм коренным образом отличается от натурализма академического и салонного искусства.
Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями: