Габдулла Чельбир
- 1 year ago
- 0
- 0
Габдулла Тука́й ( тат. Габдулла Тукай , Ğabdulla Tuqay , عبد الله توقای ; тат. Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукай, Ğabdulla Möxämmädğärif ulı Tuqay ; 14 [26] апреля 1886 , деревня Кошлауч , Больше-Менгерская волость , Казанский уезд , Казанская губерния — 2 [15] апреля 1913 , Казань , Казанский уезд , Казанская губерния ) — татарский народный поэт , литературный критик , публицист , общественный деятель и переводчик .
Родился 26 апреля 1886 года в деревне Кошлауч . Отец — Мухамедгариф Мухамедгалимов (1843—1886), уроженец деревни Кошлауч , Казанского уезда , Казанской губернии , с 1864 года «указной» мулла в родной деревне. Мать — Мэмдудэ (1864—1890). Дед Габдуллы по отцовской линии — Мухамедгалим , также был муллой . А дед Габдуллы по материнской линии — Зиннатулла Амиров (1829—1909 ), происходил из села Казмакты Гайнинской волости Осинского уезда Пермской губернии , обучался в Султанаевском медресе , служил муэдзином в Кошлауче , а позже по просьбе жителей Учили пошёл муллой к ним . Брат и сестра поэта — Мухамметшариф (1873—1890), Газиза (1877—1963)
Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца; позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, затем забрала обратно, но вскоре умерла, и в возрасте четырёх лет мальчик стал круглым сиротой. Отчим отдал его в семью деда Зиннатулы. О пребывании в семье деда Г. Тукай вспоминает следующее: «Меня все толкали и шпыняли. Были у меня слёзы — без утешения, детские шалости — без одобрения, еда и питьё — с укором и злобой. В этой семье я переболел ветрянкой и другими детскими болезнями, был до крайности измождён и истощён. Когда болел, слышал одно и то же: „Подох бы скорей, одним ртом стало бы меньше“». Не сумевший прижиться в семье мальчик был отправлен дедом Зиннатуллой со знакомым ямщиком в Казань, где Г. Тукай оказывается в приёмной семье: «Ямщик остановился на Сенном базаре и стал выкрикивать в толпу: „Отдаю ребёнка на воспитание, кто возьмёт?“ Из толпы вышел мужчина, забрал меня у ямщика и, как приёмного сына, привёл домой». В семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, Г. Тукай провёл около 2 лет. Его приёмные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили . В семье деда Зиннатулы не были рады возвращению Габдуллы. Г. Тукай вспоминал: «Моё возвращение для домочадцев, считавших, что навсегда избавились от меня, явилось полной неожиданностью. Вскоре дед и бабушка, потерпевшие неудачу устроить меня в городе, задумали найти семью в деревне. Каждого, кто проезжал мимо, спрашивали, нет ли у них желания взять в семью сироту». И такая семья нашлась. В 1892—1895 годах Г. Тукай жил в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кошлауча .
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске . Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тётя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлены в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В тот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова . Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
В Уральске после начала революции 1905 года появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век»), «Укла́р» (Стрелы) . Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.
В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» ( Тухватуллиных ). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как « Шурале », «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины.
Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. С осени того же года начинается его период в Казани — пять лет и восемь месяцев, которые он посвятит служению своему народу, своей Родине. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодёжью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и другие. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния») , «Ялт-Йолт» («Зарница») .
К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» ( 1911 ), «Чего не хватает сельскому люду?» ( 1912 ), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвящённое его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодёжь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 годы, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оценённая с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнёт», «Возвращение в Казань»).
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань , по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым , сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М. Гафури . Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым , впоследствии видным революционером.
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк , где останавливается у купцов Яушевых . Затем он едет в казахскую степь — пить кумыс , надеясь этим поправить своё здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал всё то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое моё дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и другие).
2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало — как писал Горький , «от голода и чахотки » . «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
Габдулла Тукай похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань) .
Семён Израилевич Липкин пишет:
Поэтом в подлинном смысле этого слова сделала первая русская революция 1905 года … Революция дала настоящее содержание его стихам, и он нашёл простую, задушевную форму .
После революции последовала реакция , Г. Тукай крайне тяжело переживал происходившие события .
В это время начинают раздаваться в прессе и среди черносотенцов призывы к переселению многих мусульманских народов в Турцию. Им Г. Тукай даёт достойный ответ :
Нам предлагают подлецы, мы слышим чёрный их совет
К султану Вы должны уйти, а здесь для вас дороги нет…
Мы не уйдём туда: уйти не могут города и реки, здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки
Кроме того, после революции 1905 года он пишет стихотворение «Паразитам» ( 1906 ), где поэт призывает народ не дать «безмозглой туше придавить наш день грядущий…», при этом выступая за светское образование («Национальные чувства»).
Несмотря на споры в татарском обществе, Г. Тукай придерживался точки зрения о единстве народа и его культуры:
Хочу разумным быть, чистосердечным.
Душа живет стремленьем к свету вечным.
Мне счастие татар дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни?
До срока думой тяжкой состарен, Я сам татарин, истинный татарин
Я дал народу обещаний много,
Исполню ль их — известно только Богу .
Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли:
Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоём богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать. И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, Родной язык, с тобою смело шёл я вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоём я в первый раз молил Творца: «О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца» .
В предисловии к работе Семён Израилевич Липкин пишет, что зачастую переводы неверны. В работе «Идегей» , поэт и переводчик указывает, что в соответствии с указаниями И. В. Сталина (от 1944 года) вся история Золотой Орды признавалась «паразитической» , а историки, которые описывают её в другом свете, — «буржуазными националистами». Эпос «Идегей» был запрещён к изданию как «ханско-феодальный» . 19 декабря 1936 года был расстрелян М. Г. Худяков .
Переводы на русский и другие языки нередко расходятся с оригиналом . В источниках и переводах от 1930 годов указывалось, что причиной стихотворения «Не уйдём!» было: «Строки этого стихотворения как нельзя более точно характеризуют настроения татарской интеллигенции в переломный момент истории, когда в обществе активно муссировалась идея эмиграции в Турцию в ответ на усиление национального гнёта со стороны самодержавия» . Также подчёркивалось, что за этим стояло мусульманское духовенство и буржуазия.
Семён Израилевич Липкин отмечал, что сама структура стихотворения направлена не против татарской интеллигенции, а против черносотенцев , выделяя тот факт, что последняя строчка написана на русском:
К единой цели мы идём, свободной мы хотим России,
Ответ наш ясный и простой запомнить просим навсегда:
Если лучше вам, Туда сами пожалте, господа!
Сегодня есть другие переводы: «Самая высокая цель наша — вольная страна, свободная Россия!
Нас не просто сдвинуть отсюда, о черносотенная толпа» . Оригинал :
Иң бөек максат безем:
хөр мәмләкәт — хөр Русия!
Тиз генә кузгалмыйбыз без, и гөруһе ру сияһ!
Ап-ачык бу бер җаваптыр, сүздә түгел, басмада:
— Если лучше вам, Туда сами пожалте, господа!
В действительности история появления этих строк такова: Известный политический деятель предреволюционной поры В. М. Пуришкевич во время выступления с думской трибуны депутата от Уфимской губернии Калимуллы Хасанова , потребовавшего участия государства в финансировании мусульманских образовательных учреждений таким же образом, как оно финансирует и русские образовательные учреждения, закричал с места: «Езжайте в Турцию, будут там вам мусульманские школы!» Этот случай получил широкую известность, и Тукай откликнулся своим «Не уйдём» («Китмибез»).
В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: центральная площадь и по ней станция метро , прилегающий к площади , улица в Старо-Татарской слободе в Казани, в Набережных Челнах сквер, улицы в селе Новый Кырлай Арского района и ряде других городов и сёл Татарстана , в Уфе ( улица Тукаева ) и селе Шаранбаш-Князево Шаранского района в Башкортостане , в Йошкар-Оле — столице Республики Марий Эл , в Челябинске и в селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области , в Алматы , Астане и Уральске ( Казахстан ), в Ташкенте и Нукусе ( Узбекистан ), а также улица в Анкаре и парк в Стамбуле и бульвар в Тарсусе ( Турция ), улица в г. Ижевске , улица в г. Волгограде , улица в г. Берёзовский (Свердловская обл.), в Димитровграде названа школа № 22 именем Г. Тукая (Ульяновская область), парк в с. Барда (Пермский край).
Памятники поэту установлены:
Существует три музея Габдуллы Тукая:
В Санкт-Петербурге работает Театр имени Тукая (художественный руководитель и ведущий актер - Фоатьбай Хамидуллин (сценический псевдоним — Фуад Конченбал)) .
В честь поэта назван один из районов республики Татарстан. Имя поэта присвоено международному аэропорту г. Казани , Татарской государственной филармонии в Казани, типографии в Уральске, колхозу в Черемшанском районе Татарстана. Государственная премия в области искусства Татарстана также названа в честь Тукая . В странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год объявлен «Годом Тукая» .
В Казани в честь Тукая проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая. Существует круизный теплоход проекта 305м , курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна и называющийся «Поэт Габдулла Тукай» .
Акбай,Мотылек.