Blaxploitation
- 1 year ago
- 0
- 0
Blaxploitation ( Блэксплотейшн ) — этнический поджанр эксплуатационного кино , появившийся в США в начале 1970-х годов, ориентированный на чернокожую городскую аудиторию. Само слово «blaxploitation» произошло от слияния слов «black» ( чёрный ) и «exploitation» ( эксплуатация ) и было придумано главой лос-анджелесского отделения NAACP , бывшим киножурналистом Джуниусом Гриффином. В фильмах этого жанра впервые была использована музыка в стилях фанк и соул . Актёрская команда, в основном, была чернокожей. Журнал Variety называет основателями жанра независимый фильм « Свит Свитбэк: Песня мерзавца » и голливудский « Шафт », вышедшие в 1971 году.
Если действия фильмов происходили на Северо-Востоке или на Западном побережье , то в основном события разворачивались в гетто , а главными героями выступали наркоторговцы , киллеры , сутенёры . Широко использовались в фильмах этнофолизмы в отношении белых персонажей. Белые противопоставлялись чёрным героям и в основном были отрицательными персонажами (продажные полицейские, политики, проститутки, гангстеры). Если же действия развивались в южных штатах , то основной темой было рабство , смешение рас , а события разворачивались на плантациях. Жанр обрёл популярность в 1970-х годах.
Блэксплотейшн-фильмы могли быть на самые разные темы: криминальное кино (« Фокси Браун »), экшен и боевые искусства (« »), вестерн (« Босс ниггер »), триллер (« Эбби », « »), фильмы о тюрьме (« »), комедия (« », « »), взросление (« », « »), мюзикл (« ») и др.
Следуя примеру, поданному фильмом « Свит Свитбэк: Песня мерзавца », в большинстве блэксплотейшн-фильмов звучит музыка в стилях фанк и соул-джаз , с тяжёлым басом , фанковыми битами и « вау-вау »-гитарами. Музыка для фильмов использовалась более сложная, чем транслировавшаяся по радио, также широко использовались богатые оркестровки, включая инструменты, редко использовавшиеся в фанке и соуле, такие как флейта и скрипка.
На волне популярности блэксплотейшн-фильмов, чернокожие герои в фильмах, снятых в других жанрах, стали наделяться чертами, свойственными героям фильмов жанра блэксплотейшн. Такими были, например, преступники из Гарлема в фильме « Живи и дай умереть » (1973), герой Джима Келли в фильме « Выход дракона » (1973), герой Фреда Уильямсона в фильме « Этот проклятый бронепоезд » (1978).
Одни считали, что появление жанра блэксплотейшн стало результатом расширения прав и возможностей чернокожих, другие же обвиняли фильмы в том, что они увековечивают белые стереотипы в отношении чёрных, и поэтому требовали положить жанру конец. Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP), Конференция южного христианского руководства (SCLC) и (NUL) сформировали коалицию против блэксплотейшн-фильмов ( англ. Coalition Against Blaxploitation). Деятельность группы широко освещалась в средствах массовой информации и способствовала упадку жанра.
В последующие десятилетия выходили фильмы, которые использовали элементы жанра и отдавали ему дань уважения либо комедии и пародии.