Ярославльтелесеть
- 1 year ago
- 0
- 0
«Телесеть» ( англ. Network — «Сеть») — американский кинофильм , снятый Сидни Люметом в 1976 году , едкая сатира на американское телевидение . В основе фильма лежит история вымышленной телекомпании Union Broadcasting System (UBS) и её обозревателя Говарда Била ( Питер Финч ). Фильм получил четыре «Оскара» : за лучшую мужскую роль (Финч), за лучшую женскую роль ( Фэй Данауэй ), за лучшую женскую роль второго плана ( Беатрис Стрейт ) и за лучший оригинальный сценарий ( Пэдди Чаефски ).
В настоящее время «Телесеть» признана классикой американского кино. В 2000 году библиотека Конгресса признала фильм «имеющим большое значение для культуры» и включила его в Национальный реестр фильмов . Гильдия продюсеров США включила «Телесеть» в свой Зал славы . В рейтинге Ста величайших американских фильмов , составленном Американским институтом киноискусства , «Телесеть» занимает 64-е место.
Фильм начинается с того, что многолетний ведущий вечерних новостей на UBS Говард Бил ( Питер Финч ) узнаёт о том, что он скоро будет уволен из-за низких рейтингов его программы. На следующий день Бил в прямом эфире заявляет, что покончит с собой во время своего последнего эфира. Сразу после этого заявления руководство канала увольняет Била, но по просьбе редактора канала и лучшего друга Била Макса Шумахера ( Уильям Холден ) разрешает ему провести последнюю программу, в том числе и для того, чтобы Бил принёс извинения телезрителям. Вместо этого Бил в прямом эфире произносит речь о том, что жизнь лишена смысла, и нецензурно ругается. Благодаря этому скандалу рейтинги программы резко подскакивают, и руководство UBS решает, что ради рейтинга Била нужно оставить в эфире. Шумахер возражает против этого решения, но остаётся в меньшинстве.
Бил постепенно сходит с ума, его программы представляют собой истерики. Во время одного из выпусков Бил неистово кричит «Я зол, как черт, и я больше не собираюсь это терпеть!» ( англ. I'm as mad as hell, and I'm not going to take this anymore! ) и призывает всех зрителей покричать эту фразу. Люди по всей стране высовываются из окон и кричат то же самое. UBS создаёт «Шоу Говарда Била», позиционируя Била как «безумного пророка». Шоу моментально становится самой популярной программой.
Другая сюжетная линия — это история восхождения по карьерной лестнице журналистки Дайаны Кристенсен ( Фэй Данауэй ). В начале фильма она занимает пост продюсера развлекательного блока программ, но постепенно прибирает к своим рукам и новостной блок. Для этого она в числе прочего достаёт подлинную запись ограбления банка и заводит роман с Максом Шумахером. Ради Дайаны Шумахер бросает свою жену ( Беатрис Стрейт ), с которой он прожил всю жизнь.
Бил случайно узнаёт о готовящемся поглощении UBS саудовским конгломератом. В ближайшей программе он произносит эмоциональную тираду против обеих корпораций и призывает телезрителей завалить Белый дом телеграммами с текстом «Я зол, как черт, и я больше не собираюсь это терпеть!», чтобы не допустить слияния. Глава UBS Артур Дженсен ( Нед Битти ) вызывает Била к себе и сам произносит длинную речь о том, что миром правят деньги, убеждая его отказаться от подобных выступлений. Бил меняет риторику своих выступлений, рассказывая о смерти демократии и обезличивании человека. При этом рейтинги программы падают, потому что зрителям нужны развлечения, а не угнетающие проповеди.
Обвал рейтингов становится очевидным, и, чтобы последний раз поднять рейтинг, Дайана Кристенсен предлагает убить Била в прямом эфире во время его очередной проповеди. Для этого Кристенсен договаривается с леворадикальной террористической группировкой, взамен обещая её руководителю собственное шоу на UBS «Голос Мао Цзэдуна ». Во время эфира террористы расстреливают Била. Фильм завершается закадровым комментарием: «Говард Бил стал первым человеком, который был убит из-за низких рейтингов».
|
|
15 июля 1974 года в прямом эфире застрелилась страдавшая от депрессии телеведущая флоридского канала WTXL-TV Кристин Чаббак . Есть мнение, что Пэдди Чаефски положил эту историю в основу сценария «Телесети» .
Среди претендентов на должность режиссёра-постановщика картины был Стэнли Кубрик , однако Чаефски отклонил его кандидатуру. Возможная причина — прохладно встреченный критиками фильм Кубрика « Барри Линдон », вышедший в 1975 году .
По словам режиссёра: «Одна из причин, по которой студия долго сопротивлялась постановке „Телесети“, заключалась в том, что Чаефски написал для Питера Финча, игравшего Говарда Била, четыре монолога — от четырёх до шести страниц каждый» . По мере развития фильма монологи становятся всё длиннее.
Лорин Хоббс, чернокожая леворадикальная террористка, которая участвовала в организации убийства Била, внешне очень похожа на Анджелу Дэвис .
Генри Фонда отказался от роли Говарда Била, назвав её «слишком истеричной» . Люмет первоначально предлагал снять в фильме Ванессу Редгрейв , считая её лучшей англоговорящей актрисой, но категорически против этого был Пэдди Чаефски, так как Редгрейв поддерживала Организацию освобождения Палестины , что было для него неприемлемо .
Победа в номинации :
Телесеть стала первым фильмом с 1951 г. ( Трамвай «Желание» ), который получил три «актёрских» «Оскара», при этом на «Оскар» за лучшую мужскую роль были номинированы и Финч, и Холден. Питер Финч умер за два месяца до церемонии, и награду за него получали его вдова Элета и сценарист Пэдди Чаефски. Беатрис Стрейт получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, хотя её роль длится всего пять минут две секунды. Это самая короткая в истории кино роль, исполнитель которой получил «Оскара» .
Номинированы:
Победа в номинации:
Номинирован:
Победа в номинации:
Номинированы: