Стуруа, Роберт Робертович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ро́берт Бе́рнард О́лтмен ( англ. Robert Bernard Altman ; 20 февраля 1925 , Канзас-Сити (Миссури) , США — 20 ноября 2006 , Лос-Анджелес , США ) — американский кинорежиссёр и сценарист , продюсер . Третий и последний режиссёр (после Анри-Жоржа Клузо и Микеланджело Антониони ) обладатель высших конкурсных наград фестивалей «большой тройки» — « Золотой пальмовой ветви », « Золотого льва » и « Золотого медведя ». Наряду с Мартином Скорсезе , Фрэнсисом Фордом Копполой , Сэмом Пекинпой , Вуди Алленом , Стэнли Кубриком и Романом Полански — один из крупнейших режиссёров Нового Голливуда .
Олтмен родился 20 февраля 1925 года в Канзас-Сити, штат Миссури, в семье Хелен (урождённой Мэтьюз) и Бернарда Клемента Олтмена, богатого страховщика и игрока-любителя, который происходил из высшего сословия. Олтмен имел немецкие, английские и ирландские корни ; его дед по отцовской линии, Фрэнк Олтмен-старший, изменил фамилию на английский манер: с «Altmann» на «Altman» . Олтмен получил католическое воспитание в иезуитских школах, в том числе в средней школе Рокхерст в Канзас-Сити , но, повзрослев, отошёл от религиозной практики , хотя его и упоминали как «своего рода католика» и католического режиссёра .
Окончил военную академию Вентворта в Лексингтоне, штат Миссури, в 1943 году. В 1943 году в возрасте восемнадцати лет вступил в ВВС армии США. Во время Второй мировой войны выполнил более пятидесяти боевых вылетов в качестве члена экипажа на бомбардировщике B-24 («Либерейтор») 307-й бомбардировочной группы на Борнео и в Голландской Ост-Индии . Про этот период он довольно иронически отзывался в одном из интервью: «В нас часто стреляли. Это было довольно страшно, но, когда ты молод, всё воспринимается по-другому. А мне было девятнадцать-двадцать. Тогда только о девушках и думаешь» . После демобилизации учился на инженера в университете Миссури . Запатентовал аппарат для татуирования собак с целью их идентификации.
В свободное время Олтмен написал нуаровый сценарий « Телохранитель », по которому режиссёр Ричард Флейшер в 1948 году снял фильм. Вдохновлённый этим успехом, Олтмен перебрался в Нью-Йорк , где некоторое время пытался зарабатывать на жизнь писательством . В 1950-е годы вернулся в родной Канзас-Сити, где снял 65 короткометражных документальных лент, в основном по заказам корпорации Calvin.
В 1955 году Олтмен достиг договорённости с местными банкирами о финансировании художественного фильма «Правонарушители» по собственному сценарию. Фильм не имел успеха, и следующий появился только в 1969 году, когда наступала эра Нового Голливуда . К этому времени Олтмен стал востребованным телережиссёром, сняв несколько серий антологии « Альфред Хичкок представляет ».
В мир большого кино Олтмен пришёл сравнительно поздно. Ему было 45 лет, когда в 1970 году « Золотая пальмовая ветвь » Каннского фестиваля была присуждена его чёрной комедии « Военно-полевой госпиталь ». Фильм мгновенно сделал его режиссёром первой величины. Лента была принята на ура не только в Европе, но и в Америке, заработав 6 номинаций на « Оскар ». Крупнейшие студии пытались заинтересовать многообещающего режиссёра коммерческими проектами, однако Олтмен их отверг и подтвердил свою репутацию «белой вороны», неожиданно для всех обратившись к экспериментальному сюрреализму (фильм « »).
Одной из отличительных черт олтменовского стиля 1970-х были многослойные, перехлёстывающиеся диалоги (зачастую сымпровизированные прямо на съёмочной площадке) и постоянное экспериментирование со звуком. К числу высших достижений Нового Голливуда принадлежат исторический фильм « Маккейб и миссис Миллер » (1971), в котором с позиций натурализма пересматриваются знакомые штампы голливудского вестерна , и многофигурная фреска о мире кантри-музыки « Нэшвилл » (1975), претендовавшая на «Оскар» в 5 номинациях (однако зрительского успеха эта картина не имела). Как и «Военно-полевой госпиталь», эти два фильма внесены в Национальный реестр наиболее значительных фильмов в истории США.
После мистического артхауса « Три женщины » (1977) Олтмен с каждым новым фильмом пробовал свои силы в разных жанрах. Его работы конца 1970-х столкнулись с непониманием как голливудского истеблишмента, так и широкой публики. В фильмах тех лет задействована сплочённая актёрская команда ( Генри Гибсон , Кит Кэррадайн , Шелли Дюваль и др.). Провал музыкальной комедии « Попай » (1980) с Робином Уильямсом вынудил Олтмена продать собственную студию Lion’s Gate и порвать с Голливудом. В течение 1980-х режиссёр в основном работал в бродвейских театрах , пробовал свои силы в документалистике, много времени проводил в Европе. Так, на рубеже 90-х годов Олтмен стал проживать в Париже.
В 1990 году Олтмен снял биографический фильм о Винсенте Ван Гоге «Винсент и Тео», который был задуман как телевизионный мини-сериал для вещания в Великобритании. Театральная версия фильма имела скромный успех в США, отметив значительный поворотный момент в критическом возрождении режиссёра .
В 1992 году Олтмен высказал свои критические мысли о Голливуде в фильме « Игрок ». Сняться в нём бесплатно согласились 66 знаменитостей, включая Брюса Уиллиса и Джулию Робертс . Следующий фильм, « Короткие истории » (1993), был снят на основе коротких рассказов Раймонда Карвера . На Венецианском фестивале этот фильм был удостоен «Золотого льва». Кинопресса объявила «Короткие истории» самой сильной работой Олтмена со времён «Нэшвилла».
В следующем фильме Олтмена « Высокая мода » (1994) приняли участие многочисленные суперзвёзды прошлых лет, как европейские, так и голливудские, включая Софи Лорен и Марчелло Мастроянни . Этот фильм о мире высокой моды получил разгромные отзывы и вовлёк режиссёра в ряд судебных разбирательств. Череда коммерческих и критических неудач конца 1990-х была прервана исторической лентой « Госфорд-парк » (2001), собравшей целое созвездие блестящих актёров британской театральной школы. «Госфорд-парк» номинировался на «Оскар» за лучший фильм и был удостоен премии за лучший сценарий. В 1999 году он был избран членом Американской академии искусств и наук .
Олтмен умер 20 ноября 2006 года в возрасте 81 года в медицинском центре «Сидарз-Синай» в Лос-Анджелесе . Смерть наступила в результате осложнений, вызванных лейкемией . Незадолго до этого ему был вручён почётный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа. Тело режиссёра было кремировано; прах развеян в море.
Режиссёр Пол Томас Андерсон посвятил Олтмену свой фильм « Нефть » ( There Will Be Blood , 2007 года) .
Несмотря на огромное разнообразие и неровность его фильмов, имя Олтмена ассоциируется главным образом с « саркастическими групповыми портретами того или иного социального или профессионального слоя» . Так, в «Высокой моде» его мишенью становится экстравагантный мирок парижских кутюрье и модных показов, в «Госфорд-парке» — оторвавшаяся от реальности британская аристократия предвоенного периода, в «Труппе» — застывший в XIX веке мир классического балета .
Олтмен, один из статусных голливудских нонконформистов, не претендует на то, чтобы анатомировать и разрушать мифы. Он довольствуется тем, что вскрывает социальные механизмы. Но иногда поднимается «этажом выше», и образ целой эпохи под безжалостным и мудрым взглядом Олтмена скукоживается на глазах, как в «Госфорд-парке», реквиеме по поствикторианской эпохе .
Сюжетная информация подаётся Олтменом ненавязчиво, через периферийные диалоги, которые порой наслаиваются друг на друга . Мир его фильмов переполнен звуками, образами, персонажами и сюжетными линиями . Главный герой, как правило, отсутствует либо тонет в массе второстепенных персонажей. Противники олтменовской натуралистической манеры обвиняли режиссёра в пренебрежении законами сюжетосложения, считая его ленты бессвязными и драматургически рыхлыми .
В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Altmanesque было включено в Оксфордский словарь английского языка .
В начале своего творческого пути Олтман имел репутацию мизантропа - натуралиста , скептически настроенного в отношении возможностей людей и их способности что-то изменить в своей жизни . Для его ранних фильмов характерно острое чувство вселенской несправедливости . Часто гибнут самые симпатичные, гармоничные персонажи — такие, как Барбара Джин в «Нэшвилле». Когда в этом фильме старик узнаёт о смерти жены, обособленность его горя подчёркнута неуместным излиянием воспоминаний из уст стоящего рядом охранника, причём монтажная склейка тут же переносит зрителя к хихиканью каких-то второстепенных персонажей . Подобная жёсткость, даже чёрствость режиссёра по отношению к своим героям и к зрителям вызывала критику со стороны кинокритиков, таких как например Дэйв Кер .