Догубаязит
- 1 year ago
- 0
- 0
Ая́з Мирсаи́дович Гиля́зов ( тат. Аяз Гыйләҗев ; 1928 — 2002 ) — татарский, советский и российский писатель . Народный писатель Республики Татарстан ( 1993 ), лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая .
Аяз Гилязов родился 17 января 1928 года в селе Чукмарлы (ныне в Сармановском районе Татарстана ), в семье учителя. Детство провёл в деревне Верхний Багряж ( Заинский район ).
Получил неполное среднее образование в местной школе. Вернулся в родной район, где окончил Сармановскую среднюю школу. В 1948 году поступил в Казанский государственный университет .
В 1950 году был арестован и сослан в карагандинский лагерь , где находился пять лет. В 1955 году был реабилитирован.
После освобождения вернулся в Казань и продолжил учёбу. Через полтора года начал сотрудничать с журналами « Чаян » и « ». Стал редактором отдела прозы журнала «Совет эдэбияты» (сейчас « Казан утлары »).
В 1963 году окончил Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР . Писал рассказы, очерки, фельетоны, статьи. Позднее излюбленным жанром Гилязова стала повесть.
Скончался 13 марта 2002 года.
Женился в 1950-х годах. Супруга — Накия Ильгаметдиновна. Имеет троих сыновей. Часто с гордостью говорил: «Кто ещё из писателей для татарского народа вырастил таких троих сыновей?» [ неавторитетный источник ] .
Писать Аяз Гилязов начал ещё в университете. Активно стал заниматься литературной деятельностью после освобождения из лагерей. Он публиковал в журналах рассказы, очерки, фельетоны, статьи. В 1958 году написал свою первую повесть « ». .
Начиная с 1950-х годов его пьесы стали появляться на сцене театра рядом с произведениями его современников X. Вахитова, Ш. Хусаинова, И. Юзеева, Д. Валеева, Т. Минуллина, H. Фаттаха .
Интересовался произведениями молодых писателей. Давал положительную оценку повести Разиля Валеева «Собачье сердце».
Излюбленным его жанром стали повести, в которых он затрагивал острые проблемы современности. Одна за другой вышли « », «Жемчужина Зая», «В середине», «Весенние караваны», « ». Произведения Гилязова отличаются ярким, мелодичным и естественным языком написания. [ источник не указан 3743 дня ]
Откликаясь на социальные проблемы, вставшие перед татарским народом в 1980-х, остро [ источник не указан 3743 дня ] почувствовав гибель своих исторических корней в процессе урбанизации, Аяз Гилязов, а также его соратники на литературном поприще Мухаммад Магдеев, Вакиф Нуруллин, Рафаэль Тухватуллин, продолжили разрабатывать в своём творчестве деревенскую прозу. [ источник не указан 3743 дня ]
В повести «Взлетел петух на плетень» Гилязов снова исследует духовное состояние современной татарской деревни, подчёркивая своеобразие национальной психологии и с горечью осознавая, что корысть, зависть, жадность, погоня за материальными благами проникли и в жизнь деревни и сознание её жителей.
Главным прототипом в его произведениях был он сам, в судьбе положительных героев отражена и его судьба. Естественно, литературные герои, зачастую, образы собирательные. Но всё же, большей частью, писал о своей судьбе. [ неавторитетный источник ]
Тема сталинских лагерей раскрывается в рассказе «Давайте помолимся», а также у его современников,
(«Колымские рассказы»),
Факиля Сафина
(«Обманчивый рассвет»).
Несмотря на то, что при жизни Аяз Гилязов имел хорошее отношение со стороны власти — у него была и Тукаевская премия, и Госпремия Российской Федерации, и звание народного писателя, о многом он не мог тогда говорить открыто в силу объективных причин.
[
неавторитетный источник
]
В 2000-х годах друг семьи Гилязовых, ныне член Союза писателей Татарстана, , перевёл повесть « » на турецкий язык. работал над переводом ещё одной повести Аяза Мирсаидовича — «В пятницу вечером».
После смерти писателя осталось много неопубликованных писем, как личных, так и профессиональных. Права на публикацию он завещал своей жене Гилязовой Накие Ильгаметдиновне.
Похоронен на Татарском кладбище в Казани .