Вандросс, Лютер
- 1 year ago
- 0
- 0
Лютер Адлер ( англ. Luther Adler ; 4 мая 1903 года — 8 декабря 1984 года ) — американский актёр театра, кино и телевидения, карьера которого охватила период 1900-80-х годов.
Выходец из актёрской семьи, Адлер начал театральную карьеру в 5-летнем возрасте, а в 1921 году дебютировал на Бродвее , выступая там до 1972 года. С 1937 по 1981 год Адлер снимался в Голливуде , а с 1951 по 1974 год работал на телевидении.
Среди наиболее значимых кинокартин с участием Адлера — фильмы нуар « Загнанный в угол » (1945), « Дом незнакомцев » (1949), « Мёртв по прибытии » (1950) и « Распрощайся с завтрашним днём » (1950), военная драма « » (1951), драмы « » (1959) и « Человек в стеклянной будке » (1975), а также триллер « Без злого умысла » (1981).
Лютер Адлер родился 4 мая 1903 года в Нью-Йорке , он был одним из семи детей в семье известного актёра и одного из основателей театра на идиш в Америке Джейкоба Адлера и его жены, актрисы Сары Адлер . Старшая сестра Лютера Стелла Адлер стала известной актрисой, одним из членов-основателей влиятельного театра и преподавателем драматического мастерства, а брат Джэй также стал известным актёром театра и кино .
В 1908 году отец привёл 5-летнего Лютера в театр Thalia на Манхэттене , где тот стал играть роль в спектакле на идиш «Придурок» . Пройдя обучение в Нью-Йорке и Чикаго, Адлер шлифовал своё актёрское мастерство, играя в многочисленных пьесах в театре своего отца The Yiddish Theatre Company , и ещё в подростковом возрасте ездил с театром на гастроли в Лондон , Вену и Южную Африку .
За свою бродвейскую карьеру, охватившую период с 1921 по 1965 год, Адлер сыграл в 35 спектаклях .
Он дебютировал на Бродвее в 1921 году в спектакле «Рука гончара» по пьесе Теодора Драйзера (21 представление), за которой последовали преимущественно главные роли в комедии «Юмореска» (1923, 32 представления), пьесе «Обезьяньи разговоры» (1925-26, 98 представлений), комедии «Денежный бизнес» (1926, 14 представлений), драмах «Мы американцы» (1926-27, 118 представлений), «Джон» (1927, 11 представлений) и «Ржавчина» (1929-30, 65 представлений) по пьесе Владимира Киршона , действие которой происходит в 1927 году в Москве .
Репутация Адлера в театральном мире ещё более выросла после того, как в 1932 году он стал членом прославленного театра Group , где стал играть главные роли. Среди его спектаклей — постановка пьесы Максвелла Андерсона «Ночь над Таосом» (1932, 13 представлений), «История успеха» (1932-33, 121 представление), драмы Сидни Кингсли «Мужчины в белом» (1933-34, 351 представление), пьесы «Парень Золотого орла» (1934-35, 65 представлений), а также пьесы Клиффорда Одетса «Проснись и пой» (1935, 184 представления) и «В ожидании Лефти» (1935, 24 представления). Он также сыграл в спектаклях «Потерянный рай» (1935-36, 73 представления) и «Дело Клайда Гриффитса» (1936, 19 представлений) по роману Теодора Драйзера « Американская трагедия ». Во многих из этих постановок он играл вместе с сестрой Стеллой .
В 1936 году в спектакле на идиш «Миллионы» по немецкой пьесе сыграли сразу девять членов семьи Адлеров .
Продолжая работать в театре Group , Адлер сыграл в музыкальной комедии «Джонни Джонсон» (1936-37, 68 представлений), драмах по пьесам Одетса «Золотой мальчик» (1937-38, 250 представлений) и «Ракета на Луну» (1938-39, 131 представление), в драме «Громовая скала» (1939, 23 представления), а также в возрождённой постановке драмы «Проснись и пой» (1939, 45 представлений) . Как отметила историк кино Карен Хэнсберри, «наиболее известной театральной работой Адлера, вызвавшей восторженные отзывы критики» , стала главная роль Джо Бонапарте в драме «Золотой мальчик» (1937-38) о скрипаче, ставшем профессиональным боксёром, который должен сделать выбор между музыкой и рингом. Как написал театральный критик Брукс Аткинсон, Адлер играл «роль неудержимого боксёра со скоростью и энергией бегуна в открытом поле» .
В начале 1940-х годов Адлер поставил как режиссёр комедию «Они были должны стоять в кровати» (1942), которая выдержала только 11 представлений, а также сыграл в театре Guild в спектакле «Русские люди» (1942-43, 39 представлений) по роману Константина Симонова . В 1943 году Лютер гастролировал по стране со своей тогдашней женой Сильвией Сидни со спектаклем « Джейн Эйр » .
В Нью-Йорке Адлер продолжил играть в бродвейских спектаклях «Общая почва» (1945, 69 представлений), «Нищие приходят в город» (1945, 25 представлений), «Дочь Даннигана» в театре Guild (1945-46, 38 представлений) и «Флаг рождён» (1946, 120 представлений), в последней постановке он был также режиссёром .
В конце 1930-х годов Адлер привлёк внимание скаутов студии Twentieth Century Fox , и получив роль в романтическом триллере « » (1937) с Долорес дель Рио и Джорджем Сэндерсом , однако лишь после окончания Второй мировой войны стал регулярно появляться в кино .
Адлер вернулся на большой экран с фильмом нуар « Загнанный в угол » (1945). Этот напряжённый триллер рассказывал о розыске канадским военным лётчиком ( Дик Пауэлл ) военного преступника, убившего его жену. Адлер в этой картине сыграл небольшую, но ключевую роль объекта поисков лётчика, бывшего чиновника вишистского правительства Марселя Жарнака, который скрылся в Аргентине . Несмотря на сравнительно небольшую роль, Адлер заслужил похвалу критиков, в частности, Джим Хенеган написал в Los Angeles Examiner , что актёр «завораживает зрителя своим блестящим прочтением своей значимой роли» , а кинокритик Босли Краузер в « Нью-Йорк Таймс » назвал игру Адлера наряду с игрой ряда других актёров «хорошо исполненной» . Адлер вспоминал: «Мне понравился этот фильм, хотя по голливудским понятиям у меня была небольшая роль. Обо мне в основном говорили другие персонажи. На самом деле я появился на экране всего на несколько минут» .
Прошло ещё четыре года, прежде чем Адлер снова появился на экране, сыграв в приключенческом нуаровом триллере « Сайгон » (1948) с участием Алана Лэдда и Вероники Лейк , действие которого происходит в Юго-Восточной Азии . Адлер сыграл в этом фильме роль лейтенанта полиции, который следит за главными героями, подозревая их в контрабанде. После выхода фильма Адлер следующим образом объяснил своё длительное отсутствие на экране: «Единственная причина, почему у меня был столь длительный промежуток между фильмами, заключается в том, что у меня было много работы в Нью-Йорке. Актёр направляется туда, где должен работать. Так случилось, что я подписался на будущее театральное шоу в тот момент, когда закончил свою первую картину. Потому я не задержался в Голливуде. И если честно, никто меня об этом не просил. Вот так всё просто» .
Вскоре последовала романтическая мелодрама « » (1948) с Ритой Хейворт и Гленном Фордом , а также приключенческий экшн « » (1949) с Джоном Уэйном , действие которого происходит в Вест-Индии в 1860-е годы, где Адлер сыграл владельца пароходной компании и соперника главного героя .
Фильм нуар « Дом незнакомцев » (1949) рассказывал историю взаимоотношений итало-американского полулегального банкира ( Эдвард Г. Робинсон ) с четырьмя своими сыновьями. В этой картине Адлер сыграл самого раздражительного и безжалостного сына, который пытается забрать дело отца под себя. По мнению Хэннсберри, «Адлер выделялся среди нескольких отлично сыгранных ролей в этом фильме», и многие критики отметили «умелую» и «сильную» игру актёра , в частности, Босли Краузер в «Нью-Йорк Таймс» написал, что «Адлер хорош» в роли одного из братьев .
В фильме нуар « Распрощайся с завтрашним днём » (1950) Адлер сыграл Кита «Чироки» Мэндона, преступного адвоката, который объединяется со сбежавшим заключённым Ральфом Коттером ( Джеймс Кэгни ), чтобы шантажировать пару продажных полицейских. Названный одним из персонажей «зловредным человеком», Мэндон не только руководит успешным планом шантажа, но и достаёт Коттеру разрешение на ношение оружие, а также уничтожает его криминальное досье. Однако после того, как Коттер вопреки совету Мэндона заводит роман и затем и женится на дочери влиятельного чиновника, он гибнет от рук своей бывшей подружки ( Барбара Пэйтон ), которая советует ему «попрощаться с завтрашним днём» перед тем, как застрелить его . Эдвин Шаллерт в Los Angeles Times высоко оценил игру Адлера, написав, что «он был на высоте» .
В фильме « Мёртв по прибытии » (1950) смертельно отравленный бухгалтер Фрэнк Бигелоу ( Эдмонд О’Брайен ) отчаянно ищет своих убийц и пытается выяснить причину своего убийства. Среди прочих личностей он выходит и на местного подпольного дельца Маджака (Адлер), который сыграл центральную роль в нелегальной торговле иридием , послужившим причиной отравления Фрэнка. Изысканный и вежливый Маджак доброжелательным тоном говорит Фрэнку, что будет вынужден убить его, так как тот узнал тайну его бизнеса. Однако Фрэнку удаётся сбежать, а позднее выследить и застрелить Маджака, рассказав всю историю полиции перед собственной смертью. Кинокритик Эрл Х. Донован в Los Angeles Examiner написал: «Главная угроза, Лютер Адлер, превосходен как всегда» .
На следующий год Адлер сыграл в фильме нуар « М » (1951), римейке одноимённого классического фильма Фритца Ланга 1931 года. Фильм рассказывает об охоте полиции и криминального подполья на серийного убийцу маленьких девочек. В этом фильме Адлер сыграл Дэна Лэнгли, пьющего бывшего адвоката, который состоит советником при главаре преступного синдиката Маршалле ( Мартин Гейбел ). После поимки маньяка Маршалл доставляет его на суд криминального сообщества, где пьяный Лэнгли произносит неожиданно страстную речь, обвиняя Маршалла в том, что именно он создаёт почву для преступности и человеческих страданий, после чего Машалл убивает адвоката. Хотя большинство критиков обратило основное внимание на игру Дэвида Уэйна в роли детоубийцы, Филипп К. Шауэр из Los Angeles Times выделил также и Адлера, написав, что актёр «добился театрального триумфа в роли спившегося адвоката» .
В военной мелодраме « » (1951), которую Вольфганг Сэксон в «Нью-Йорк Таймс» назвал «причудливой выдумкой», Адлер создал образ самозванца, который убивает Гитлера и занимает его место. Как отмечено на сайте AllMovie , «Адлер блистает в этом фильме, который без него был бы просто средненькой картиной» . В том же году Адлер вновь предстал в образе нацистского вождя, «сыграв незабываемый эпизод в роли безумного Гитлера в кинобиографии немецкого фельдмаршала Эрвина Роммеля „ “ (1951)» .
Как пишет Хэннсберри, до конца десятилетия Адлер сыграл в «посредственном вестерне» « » (1953) с участием Ллойда Бриджеса и Ли Джэй Кобба , мелодраме « Девушка в розовом платье » (1955), которая рассказывала о получившем широкую огласку убийстве архитектора и плейбоя Стэнфорда Уайта в 1906 году, а также «первоклассной драме» « » (1959), которая обозначила возвращение на экраны Пола Муни после 13-летнего отсутствия . Завершая работу в нуаровом жанре, Адлер сыграл мафиозных боссов в фильмах « Бандитская империя » (1952) и « » (1954), а также одного из группы тюремных беглецов, охотящихся за добычей, в ленте « Побег » (1955).
Продолжив карьеру на Бродвее, Адлер сыграл роль комиссара Городченко в комедии «Товарищ» (1952, 15 представлений), Шейлока в комедии Шекспира « Венецианский купец » (1953, 16 представлений), Игнатия Ильича Шпигельского в пьесе Ивана Тургенева « Месяц в деревне » (1956) . В эти годы он также поставил спектакли «Улица ангела» и «Вид с моста» .
В 1960-е годы Адлер продолжал активно работать на сцене и на телевидении . Он сыграл роль Ленина в спектакле Пэдди Чаевски «Страсть Джозефа Д» (1964), который выдержал 15 представлений (роль Сталина в этом спектакле исполнил Питер Фальк ) . В том же году Адлер сыграл роль Чебутыкина в пьесе Чехова «Три сестры» (1964, 119 представлений). В 1966 году Адлер повторил эту роль в одноимённом кинофильме . Свою последнюю роль на Бродвее Адлер сыграл в 1965 году в спектакле по рассказам Шолома-Алейхема « Скрипач на крыше », заменив Зиро Мостела в роли Тевье-молочника . Как отмечает Сэксон, это «был первый опыт работы Адлера в мюзикле. Не приспособленный к роли с пением, он покинул постановку после нескольких месяцев, однако отправился со спектаклем в общенациональный гастрольный тур год спустя» .
После дебюта на телевидении в программах «Телевизионный театр Сомерсета Моэма» (1951, 1 эпизод) и «Романтический театр Фейт Болдвин» (1951, 1 эпизод), Адлер сыграл в таких телесериалах, как «Час „Ю. С. Стил“» (1954-56, 2 эпизода), «Обнажённый город» (1960-62, 2 эпизода), «Театр Десилу „Вестингауза“» (1960, 1 эпизод), «Неприкасаемые» (1960-62, 3 эпизода) и « Сумеречная зона » (1960, 1 эпизод) . Он также сыграл в телесериалах «Цель: коррупционеры» (1961-62, 2 эпизода), «Бен Кейси» (1961-63, 2 эпизода), «Шоссе 66» (1962, 1 эпизод) и «Сансет-Стрип, 77» (1963, 1 эпизод). В 1970-е годы Адлер появился в качестве гостевой звезды в сериалах « Миссия невыполнима » (1970, 1 эпизод), «Наименование игры» (1970, 1 эпизод), «Отдел 5-О» (1972-74, 4 эпизода) и «Улицы Сан-Франциско» (1974, 1 эпизод). Он также играл постоянную роль доктора Бернарда Альтмана в пяти эпизодах телесериала «Психиатр» (1971-72) .
Как написала Хэннсберри, в 1966 году Адлер вернулся в кино с драмой « » (1966), «чрезмерно раздутой историей героя Второй мировой войны, полковника Дэвида „Микки“ Маркуса» в период создания государства Израиль в 1947 году, в которой сыграли также такие звёзды Голливуда, как Кирк Дуглас , Джон Уэйн и Фрэнк Синатра . Два года спустя Адлер сыграл в драме « » (1968), «картине о мафии, которая провалилась в прокате, несмотря на отличную игру Адлера, Кирка Дугласа и » .
Когда ему было уже за 70, Адлер продолжал играть в кино ещё на протяжении десятилетия. Лучшими его фильмами этого периода, по мнению Хэннсберри, были « » (1974), необычная криминальная драма с участием , и драма « Человек в стеклянной будке » (1975) .
Менее успешными были биографическая драма « » (1974) о мафиозном гангстере , а также драма « Путешествие проклятых » (1976) о попытке более 800 немецких евреев покинуть нацистскую Германию на лайнере «Сент-Луис» в 1939 году, знаменательный прежде всего многочисленными звёздами в небольших ролях, среди них Орсон Уэллс , Джеймс Мейсон , Джули Харрис и Хосе Феррер . Последним появлением Адлера на большом экране был хорошо принятый фильм « Без злого умысла » (1981), драматический триллер, в котором Адлер сыграл дядю главного героя (Пол Ньюман), бывшего мафиози, которого пытаются обвинить в убийстве .
Адлер был потомственным актёром широкого профиля, на протяжении семи десятилетий он играл как в театре на языке идиш, так и в англоязычном театре, в кино и на телевидении , показав себя, по выражению Хэннсберри, «как один самых уважаемых характерных актёров своего времени» .
На протяжении 1930-х годов, как пишет Сэксон, он «стал крепкой бродвейской звездой, играя в театре Group в спектаклях по пьесам Клиффорда Одетса » , где его самой признанной работой стала роль в хитовом спектакле « » .
Появившись в Голливуде в 1940-е годы, Адлер продолжал работать в кино в течение четырёх десятилетий, сыграв за это время более чем в двух десятках фильмов . Как отмечено в биографии Адлера на сайте AllMovie , актёр «сыграл немало сильных и заслуживающих внимания характерных ролей», часто в криминальных драмах и в фильмах нуар, как правило, исполняя роли отрицательных персонажей. Среди его наиболее значимых киноработ — фильмы нуар « Загнанный в угол » (1945), « Дом незнакомцев » (1949), « Распрощайся с завтрашним днём » (1950), « Мёртв по прибытии » (1950) и « М » (1951) , а также драмы « » (1951), « » (1959) и « Путешествие проклятых » (1976) .
В 1938-47 годах Адлер был женат на актрисе Сильвии Сидни . После развода с Сидни Адлер женился повторно на Джулии Роч, в браке с которой у него родился единственный сын Джейкоб .
Лютер Адлер умер в своём доме в , Пенсильвания , 8 декабря 1984 года в возрасте 81 года после продолжительной болезни .