Ночной Дозор (фильм, 2004)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Рожде́ние» ( англ. Birth ) — психологическая драма знаменитого клипмейкера Джонатана Глэйзера с Николь Кидман в главной роли.
Фильм начинается с долгого плана зимнего парка: камера следует за мужчиной, совершающим пробежку. Через несколько мгновений мужчина, забежав в тень под мостик, хватается за сердце и падает на землю. Картинка сменяется кадром только что родившегося младенца.
Вся картина выдержана в безжизненных серо-сине-зелёных тонах: интерьер апартаментов, где проживает главная героиня, дом мальчика, сцены на улицах зимнего Нью-Йорка — всё снято в едином стилевом ключе.
Николь Кидман играет Анну: непосредственно повествование начинается с посещения ею могилы своего скончавшегося мужа Шона. В машине её ожидает Джозеф ( Дэнни Хьюстон ); прошло десять лет с момента потери, и Джозеф в ближайшее время собирается сделать Анне предложение. На вечеринке, приуроченной к помолвке, появляется вся семья Анны: беременная сестра Лора ( Элисон Эллиотт ), мать Элеанор ( Лорен Бэколл ), и другие. Тем временем к дому подходят брат умершего Шона, Клиффорд ( Питер Стормаре ) и его жена Клара ( Энн Хеч ): Клара перед лифтом говорит Клиффорду, что забыла ленты для подарка, оставляет его, выбегает в парк и закапывает там пакет, предназначенный для помолвленных. Затем Клара возвращается с новым подарком. После того, как вечеринка закончена, в апартаментах появляется мальчик десяти лет ( Кэмерон Брайт ). Он застаёт семейство за ужином и заявляет Анне, что она не должна выходить замуж за Джозефа. На вопрос «Почему?» мальчик отвечает, что он — Шон, её муж.
Дальнейшие события разворачиваются неспешно, однако в очень напряжённом ритме: мальчик ни на миг не выказывает сомнений в том, что он — это умерший десять лет назад Шон. Сама Анна сначала пытается иронично относиться к происшедшему, но мальчик начинает говорить вещи, которые были известны только ей и её мужу. Здравый смысл не позволяет принимать всерьёз тезис о реинкарнации её мужа: Анна просит Джозефа найти родителей мальчика и повлиять на его поведение с их помощью. Джозеф приводит отца ребёнка; Шон падает без чувств, когда понимает, что их с Анной разлучают. Анна успевает застать эту сцену. Видно, что она сильно шокирована. Они с Джозефом едут в тот же вечер в оперу; приходят с опозданием на некой драматической сцене, камера крупным планом замирает на лице Анны примерно на полторы минуты. Анна находится практически на грани эмоционального срыва.
После этого она просит Боба ( Арлисс Хауард ), мужа Лоры и доктора по профессии, «проэкзаменовать» мальчика в надежде поймать его на лжи. Самозваный «Шон» рассказывает Бобу весьма интимные подробности взаимоотношений умершего Шона и Анны. Анна решается пригласить мальчика к себе в дом. Никто из семейных не понимает, как себя вести. Далее следует одна из наиболее скандальных сцен фильма: псевдо-Шон заходит в ванную комнату в то время, пока там находится Анна. Шон раздевается и залезает к ней в ванну. Анна просит его уйти. В этом момент камера ловит взгляд Джозефа, который наблюдает за происходящим. Во время камерного домашнего концерта мальчик доводит Джозефа до бешенства: он сидит сзади него и мерно постукивает по ножке его стула. В определённый момент Джозеф срывается и в гневе начинает бить мальчика. Анна тут же просит своего жениха покинуть квартиру. Джозеф собирает вещи и, по всей видимости, намерен прекратить отношения навсегда.
Анна едет к Клиффорду, брату Шона, чтобы сообщить о происходящем. Клара и Клиффорд выслушивают её, и Клиффорд решает встретиться с мальчиком. Во время встречи мальчик бросается к Клиффорду и обнимает его так, словно тот и правда его брат. Анна всё больше теряется в своих догадках. Она проводит с Шоном целый день и решает сбежать вместе с мальчиком, дождаться его совершеннолетия и узаконить их связь.
Тем временем Клара решает покончить с происходящим. Рано утром она приходит в дом, где живёт мальчик, и в резкой форме спрашивает его, зачем он всё это проделывает. Флэшбэк поясняет нам, что мальчик преследовал Клару в тот вечер, когда она закопала подарок — нераспечатанные письма, которые Анна писала мужу и которые Шон вручил Кларе в знак своей любви. Клара хотела вручить их Анне в день её помолвки, однако в последний момент передумала и решила избавиться от них, однако «Шон» их выкопал и превратил в свою историю. Клара требует от него признаться во всём обезумевшей от происходящего Анне.
Мальчик начинает скитаться по городу; ночью его застают полицейские возле огромного дерева, на котором он долгое время сидел в темноте. «Шон», с ног до головы грязный, сбегает от полиции и возвращается в квартиру Анны. Анна застаёт его в ванне; она уже полна решимости покинуть родных и город ради мальчика и их будущей любви, но тот говорит ей: «Я не Шон». Женщина трясёт его в ванне и кричит: «Ты солгал мне! Ты не Шон! Ты просто маленький мальчик! Ты солгал мне!». Анна отправляется к Джозефу, просит у него прощения за «помрачение рассудка» и говорит о том, что любит его и хочет в мужья. Джозеф прощает Анну.
Две заключительных мизансцены: 10-летний Шон, наряду с остальными детьми, фотографируется для школьного альбома; Анна выходит замуж за Джозефа. Свадьба проходит на берегу океана, невесту подзывают на свадебный снимок с мужем. Следующий кадр — Анна в намокшем свадебном платье плачет в истерике, стоя у кромки океана. Её окатывают волны, она вглядывается вдаль. К ней бежит жених, подхватывает её, пытаясь успокоить; руки Анны безвольно свисают, словно у мёртвой.
Актёр | Роль |
---|---|
Николь Кидман | Анна |
Кэмерон Брайт | юный Шон |
Дэнни Хьюстон | Джозеф |
Энн Хеч | Клара |
Лорен Бэколл | Элеанор |
Питер Стормаре | Клиффорд |
Арлисс Хауард | Боб |
Элисон Эллиотт | Лора |
Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале 8 сентября 2004 года в рамках основного конкурса. Журналисты во время показа крайне неоднозначно восприняли увиденное, высказав противоречивую реакцию по завершении пресс-показа: часть из них фильм освистала, однако большинство оказало фильму самый бурный приём. Фильм, однако, не получил никаких наград на фестивале.
Прокат фильма в США начался 29 октября 2004 года , произведя тот же эффект на заокеанских кинокритиков. Среди тех немногих, кто рискнул выступить в его защиту, был и самый влиятельный американский критик современности Роджер Эберт , написавший о фильме, что он «эффективен именно потому, что как раз так и стали бы действовать умные люди, окажись они в похожей ситуации». Однако большинство критических возгласов звучали именно потому, что фильм не оправдывал в финале вроде бы завязавшихся по сюжету «мистических ожиданий».
Негативному имиджу фильма сильно «способствовал» скандал в прессе, разгоревшийся за некоторое время до премьеры фильма. В Интернет просочился кадр из картины, в котором Николь Кидман сидит обнажённая в ванне с мальчиком. Тут же был растиражирован слух о том, что Кидман снялась в фильме в роли педофила , а реакция проактивных американских обществ не замедлила ждать: по их мнению, актриса уровня Кидман не может сниматься в картинах с подобной тематикой.
После выхода фильма зрители смогли увидеть истинную трактовку «сцены в ванне», однако имиджу картины это не помогло: фильм собрал в США кассу чуть больше 5 млн долларов, окупившись только за счёт неамериканского проката.
Так или иначе, Николь Кидман получила в 2005 году номинацию на премию « Золотой глобус » за роль Анны в категории «Лучшая драматическая актриса».