Свободный стих
- 1 year ago
- 0
- 0
Бе́лый стих — стих , не имеющий рифмы , но, в отличие от свободного стиха , обладающий определённым размером : белый ямб , белый анапест , белый дольник .
Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий , для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками: так, применительно к древнегреческой поэзии , в которой нечто похожее на рифму возникало разве что в виде исключения, о белом стихе говорить не принято.
В португальской литературе белый стих был введён Антониу Феррейрой в трагедии «Каштру» ( Castro , первая публикация 1587) . Это кардинальное новшество было продолжено в XVIII веке аркадийцами ( Филинту Элизиу ), участниками лиссабонской литературной академии Лузитанская Аркадия .
В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков ) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах.
Четырехстопный ямб:
В еврейской хижине лампада
В одном углу бледна горит,
Перед лампадою старик
Читает Библию. Седые
На книгу падают власы…
(А. Пушкин)
Пятистопный ямб:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству...
(А. Пушкин, « Моцарт и Сальери »)
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…